Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа
Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47
Выводы………………………………………………………………………..75
Список использованной литературы………………………………………..78
Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница – посуда для кваса, ставец – большая чашка, миска, братина);
Материалы для занятия:
изделия гжельского промысла – различная посуда и сувениры
иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели
Организация детей на занятии. Занятие проводилось в комнате русского быта, где устроена выставка гжельской керамики.
Ход занятия:
Дети сразу определили, что посуда имеет сине-голубой тон. Арина С. охарактеризовала гжельский узор, как зимний, потому что похож на снег, и узоры как на замёрзшем окне. Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Иногда встречаются фигурки людей и животных, украшающих какое-либо изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке. Настя Т., Аня К., Арина С. вспомнили, что у них дома есть тоже такая посуда. Из рассказа детей видно было, как дети гордились тем, что такие предметы есть и используются у них дома. Поделились опытом, как родители берегут эту посуду и для чего используют. Что посуда занимает самые заметные полки дома и служит украшением.
Воспитатель: узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет?
Воображению детей не было предела, вспомнили всё: снег, река, небо, цветы, море, облака, и даже придумали сказку о том, как принцесса любила голубику и ей нравился голубой цвет, так и решили с цветом для этой посуды.
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто?
Дети: волнушки (волнистые линии) сказала Катя А.., сети выкрикнул Арсений Т, так как они тоже сеточка.
Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и ещё на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются ещё геометрические орнаменты в виде сетки.
Мы предложили каждому ребёнку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нём короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназначено, какой оно формы, какой узор его украшает.
А те дети, которые вспомнили, что у них такая же посуда есть дома Настя Т., Аня К., Арина С.: воспитатель просит рассказать о них.
Рисование: Знакомство с гжельской росписью
«Точки и прямые линии»
Цель: Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять её специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Детям было предложено: изделия гжельских мастеров, художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты, кисти, краски, банки с водой, салфетка (на каждого ребёнка).
Детям нужно описать элементы узора, их расположение на изделии, как их можно передать на бумаге с помощью кисти и краски. Вызвав несколько ребят к доске для показа приёма рисования дуги, двух и трёх листиков, завитка, сеточки. В процессе рисования обращать внимание детей на те элементы узора, которые они могут воспроизвести. Рассмотреть все готовые рисунки; отметить (активизируя детей) точное и красивое исполнение, большее число элементов
Ход занятия
Дети узнали и хорошо охарактеризовали гжельские изделия. Первым к доске вызвался Арсений Т., он с ходу начал описывать элементы росписи которые запомнил на предыдущих занятиях: дуги, точки, сеточки. Помочь с названиями элементов вышла Аня К., она вспомнила капельки.
Дети с удовольствием рассматривали дидактические альбомы. Активно включились в работу, предлагая, какую следует выбрать кисть и как следует располагать элементы на листе. Катя А. предложила потренироваться кистью в воздухе, повторяя элемент несколько раз. Затруднения в работе возникли у Олега К. и Димы К., мальчики не могли справиться с выполнением элементов «дуга» и «завиток». Мы предложили мальчикам потренироваться в прописях и провести кисточкой по заранее нарисованным элементам. А затем приступить к работе на своих листах. Дети справились с заданием хорошо.
Занятие по ознакомлению с окружающим «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
экскурсия в музей детского сада
Цели:
Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров,
что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, федоскинская, палехская;
Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;
Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор);
Развивать в детях патриотические чувства;
Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составление рассказа по картине или рассказа о предмете;
Закреплять в памяти детей название старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца.
Материалы для занятия
Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой.
Ход занятия
Мы провели игру «Посещение выставки посуды с хохломской и городецкой росписью». В процессе игры мы познакомили детей с характерными элементами хохломской росписи в сравнении с городецкой, обратили внимание на отличительные особенности хохломской росписи, о происхождении хохломской росписи, показали детям последовательность создания хохломских предметов на примере тарелки. Дети с удовольствием и интересом рассматривали предметы, представленные на выставки, обменивались впечатлениями с нами и со сверстниками (например, «Посмотри, какой красивый узор!» «Я бы хотел, чтобы у меня дома была такая посуда!» и т.п. А также дети заметили и то, что такой посуды дома не у кого нет в отличие от гжельской.) На вопрос воспитателя, с чем можно сравнить хохлому. На что она похожа? Арина С. – «По расцветке, похожа на золотую осень и на лето, ведь летом много ягодок, а на посуде их тоже много. Вот моя любимая клубничка, а мама очень любит крыжовник и листики зелёные, как летом бывает…».
Мы обращали внимание на то, что мастера из простых деревянных заготовок сделали золотые вещи, не используя при этом золота.
Затем детям были показаны иллюстрации с городецкой и хохломской росписью, и дети должны были отличить одну роспись от другой. Многие дети принимали активное участие в выполнении данного задания. Мы стремились активизировать всех детей, обращаясь с вопросами и предложением выполнить задание. Мы также хвалили детей при правильном ответе. (Из какого материала сделана хохломская посуда?; Какие краски используют в хохломской росписи?; А какой фон? и т.д.) . Дети были очень эмоциональны, им понравилось путешествие, и многие изъявили желание продолжить знакомство с данным видом росписи и самим научиться рисовать, как мастера из хохломы.
Рисование «По мотивам хохломской росписи»
Цель: продолжать знакомить с хохломской росписью, отмечать характерные элементы хохломской росписи (ягоды, цветы, листья, травка и пр.), отмечать, что основой узора является завиток, который завивает все предметы; отмечать традиционное сочетание цветов. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья по полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Материалы: предметы, расписанные хохломской росписью, репродукция на полосе, листы бумаги по количеству детей, гуашь, кисти (№ 3,5), тряпочки для промакивания кисти, баночки с водой, тычки.
Организация занятия
Дети с радостью начали вспоминать, что уже видели предметы с хохломской росписью, что они очень красивые и им понравились. Мы предложили детям выбрать понравившийся им предмет и посмотреть, чем он украшен, показать на изделии травку, мы объяснили детям, что эта травка называется «осочка», обратили внимание детей, какие красивые ягоды рисуют мастера? Дети отвечали, что эти ягоды похожи на клубничку, смородину, вишню, крыжовник. Затем мы спросили у детей, какие цвета используют мастера. Все дети правильно ответили, что это золотой, красный, зеленый цвета.
После этого мы предложили детям нарисовать самую понравившуюся им ягодку. Дети с удовольствием стали рассказывать о том, какая ягодка им понравилась. Например, Настя Т. сказала, что очень хочет нарисовать клубничку, она показала и рассказала, как она будет рисовать эту ягоду. Арсений Т. сказал, что не сумеет так красиво нарисовать, но мы попытались подбодрить ребенка и в итоге и он согласился нарисовать смородину (с использованием тычка). Детям понравилось рисовать, и они захотели порисовать еще немного. Тогда мы предложили им нарисовать завиток. Мы показали в воздухе движением руки рисование завитка и попросили детей повторить это движение несколько раз. Затем предложили потренироваться на отдельном листе. Почти все дети, за исключением Олега К. и Арсения Т. справились с заданием. Мы решили помочь этим детям при выполнении рисунков.
Затем мы показали положение кисти на листе (палочка смотрит вверх, легкость движения кисти). Дети справились с заданием, после нашей помощи и два отстающих ребенка тоже справились, а Дима К. решил нарисовать еще один раз самостоятельно.
В конце занятия мы устроили выставку детских рисунков, и дети рассмотрели свои рисунки и рисунки своих товарищей. «Мы, как настоящие мастера» - сказала Катя Н. в самом конце подведения итогов.
«Рисование узора хохломской росписи на полосе».
Цель: продолжать знакомить с хохломской росписью, учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково (ягоды, листья, травка), видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы (красный, золотой, желтый, немного зеленого), вариативность ягод, листьев, травки (риснички-осочки, усики), составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении (вверх, вниз), украшать их ягодами, листьями, травкой, выбирать цвет полоски и элементов.
Материалы: предметы, расписанные хохломской росписью, репродукция на полосе, листы бумаги по количеству детей, гуашь, кисти (№ 3,5), тряпочки для промакивания кисти, баночки с водой, тычки.
Организация занятия
Мы попросили детей вспомнить название росписи, подчеркнуть ее характерные элементы. Например, Соня А. и Арина С. сразу вспомнили, что это золотая хохлома, все дети согласились с ними. Мы также попросили детей найти главный элемент – завиток на разных предметах, рассмотреть, как он завивается, обвести по очереди его пальчиком, показать движения завитка в воздухе (вверх, вниз). Потом мы предложили сделать завитки на листе бумаги сухой кистью. Затем мы спросили у детей, хотят ли они попробовать украсить предметы на своей кухне хохломской росписью. Все дети согласились, и мы предложили начать рисовать узоры на полосе. Мы рисовали тоже одновременно с детьми.
Дети выбрали самостоятельно цвет полосы и рассказали, какими красками они будут рисовать. Например, на красном фоне – черный и желтый. Все дети практически безошибочно рассказали. Но некоторые из детей перепутали цвета. Например, Юра К. настойчиво брал синий цвет, объясняя это тем, что это любимый его цвет. Но после наших подсказок сразу исправились.
Затем дети приступили к рисованию на листе для упражнений. Дети начали рисовать завиток тонкой кисточкой. Мы старались помогать тем детям, у которых не совсем получалось. Ребята разделились на тех, кто постоянно требовал подтверждения в том, что они сделали правильно практически после каждого мазка. И на тех, кто самостоятельно выполнял задания.
Затем дети стали рисовать на цветных полосах. Перед этим мы напомнили детям о последовательности рисования: сначала завитки, потом ягоды, листья, травка. При рисовании мы предложили детям говорить «вверх-вниз», что помогало более ритмично рисовать и правильно чередовать.
Все дети справились с заданием. В конце занятия мы предложили детям взять с собой полосы с узорами и украсить предметы на своей кухне дома.
Рисование: «Рисование узора гжельской росписи на полосе».
Цель:
Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров. Развивать легкие и тонкие движения руки.
Материал для занятия:
листы бумаги 10 см на 15см (3 — 4 листа на каждого ребёнка)
синяя краска гуашь
кисти № 3, и № 8
банка с водой
салфетка
изделия гжельских мастеров
Организация занятия
Детям предлагаем внимательно рассмотреть представленные образцы узоров, слушают рассказ педагога о принципах построения узора в народном искусстве. Затем показываем детям несколько гжельских изделий, спрашиваем, как называется элементы росписи (сетка, листочки, капельки). Затем спрашиваем у ребят, как можно нарисовать эти узоры. Вызываем к доске для показа Настю Т. и Диму К., успешно овладевшими декоративным рисованием.
Предлагаем каждому ребёнку нарисовать на небольших листах бумаги несколько узоров (каждый узор рисуется на отдельном листе). В процессе рисования подходим к Олегу К. и Ане К., которые просят о помощи, обращаем их внимание на гжельские изделия, предлагаем потренироваться на отдельном листе.