Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа
Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47
Выводы………………………………………………………………………..75
Список использованной литературы………………………………………..78
Обработка результатов:
20-18 – высокий уровень;
17-10 – средний уровень;
9-0 – низкий уровень
Таблица 4
Критерии и уровни использования детьми элементов декоративной росписи для создания своих композиций
№ п/п | Критерии | Уровни | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Использование цвета | Дети способны использовать знаково-символическую функцию цвета для передачи характера образа | Дети не всегда способны использовать символическую функцию цвета. В основном они применяют реальный цвет у изображаемых объектов | Дети не умеют пользоваться цветом при создании стилизованного образа |
2 | Использование формы | Форма отражает характер создаваемого образа. Дети используют разнообразные линии 3для отображения | Используемая форма очень проста, но в работах есть попытка соединить характеристики объекта с элементами стилизации | Форма в работах совсем не отражает характер стилизованного образа. От этого рисунки примитивны |
3 | Композиционное построение | Композиционные закономерности ребенок использует в работе осознанно, свободно располагая предметы (объекты). В рисунке четко выделяется композиционный центр, раскрывающий содержание образа | Композиционные закономерности ребенок использует фрагментарно, чаще интуитивно. Ребенок часто прибегает к помощи педагога. В рисунке выделяется композиционный центр, хотя приемы его выделения примитивны
| Композиционные закономерности ребенок не способен использовать для отображения содержания образа. Композиционный центр не выделен |
4 | Использование художественных техник | Используемые техники подчеркивают характер стилизованного образа | Техники традиционны, но есть попытка создать стилизованный образ | Техники никак не отражают суть стилизации |
5 | Оригинальность | Стилизованный образ оригинален по своему содержанию | Образ достаточно примитивен, но комбинация компонентов стилизации интересна | В стилизованном образе нет оригинальности, он примитивен и выполнен крайне небрежно |
Группа критериевв | КРИТЕРИИ | УРОВНИ | ||
высокий | средний | низкий | ||
оционально-живописный компонент | 1.Наличие интереса к созданию декоративной композиции по мотивам росписи городца, гжели, хохломы, дымки | дети проявляют большую заинтересованность к изучению своеобразия декоративных росписей и созданию по их мотивам декоративной композиции | дети проявляют интерес только к некоторым видам творчества или этапам создания декоративной композиции | дети не проявляют интереса к созданию декоративной композиции |
2.Способность прочувствовать символику цвета, используемого в росписи городца, хохломы, гжели, дымки | дети проявляют эмоциональную отзывчивость при работе с цветом в ходе создания декоративной композиции | не все цветовые решения, используемые городецкими, хохломскими, гжельскими, мастерами, находят эмоциональный отклик у детей | дети не проявляют эмоциональную заинтересованность к символике цвета. | |
3.Способность сохранять эстетические традиции росписи городца, хохломы, гжели, в собственных композициях | дети очень чутко воспринимают стилистику мастеров и стремятся передать ее в собственных композициях | дети не все традиционные мотивы, техники и приемы сохраняют при создании собственных композиций | дети не учитывают традиции при создании собственных композиций | |
4.Умение достигать выразительности декоративного образа по мотивам городца, хохломы, гжели, дымки используя различные техники и приемы | композиции, создаваемые детьми очень выразительны и в художественно-эстетическом и техническом плане; они отличаются оригинальностью и неповторимостью | композиции, создаваемые дошкольниками несколько традиционны; в техническом плане выполнены на достаточно высоком уровне, но не отличаются оригинальностью или цветовым решением | Композиции стереотипны, выполнены на низком художественном и техническом уровне | |
Пространственно-пластический аспект | 5.Умение поэтапно выполнять отдельные элементов росписи при создании декоративного композиции | дети соблюдают все этапы при выполнении отдельных элементов росписи, тем самым сохраняя традиции и добиваясь выразительности | дети не всегда соблюдают поэтапное выполнение элементов росписи | дети выполняют элементы росписи, используя элементарное закрашивание, без соблюдения этапов |
6.Умение правильно компоновать элементы росписи при создании декоративных композиций | дети умело используют композиционные закономерности | дети не достаточно целесообразно выполняют композиционное построение | дети не способны компоновать собственную композицию | |
7.Умение подбирать цвета и оттенки, характерные для росписи | дети умело подбирают необходимые оттенки, смешивая цвета; сохраняют цветовые традиции | количество оттенков, которые способны получить дети, ограничено | цветовые решения детей стереотипны, ограничены | |
8.Способность придумать новую декоративную композицию, отражающую специфику различных стилей | дети без затруднений способны придумать декоративную композицию , ранее не используемый мастерами | образы, создаваемые детьми не являются новыми мотивами для росписи; чаше это модификация уже существующих | дети не способны придумать новый образ в стилистике | |
|
| 20-18 баллов | 17-10 баллов | 9-0 баллов |
Обработка полученных результатов:
20-18 - высокий уровень;
17-10- средний уровень;
9-0 – низкий уровень
Таблица 6
Критерии общих умений в области декоративного рисования по итогам контрольного эксперимента
Имя ребенка | Критерии и баллы | Общий балл/ уровень | |||
цвет | форма | композиция | приемы | ||
Дымковская роспись | |||||
Настя Т. | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 в
|
Аня К. | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 с
|
Арсений Т. | 4 | 4 | 2 | 3 | 13 с |
Олег К. | 4 | 5 | 4 | 4 | 17 с
|
Дима К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 с
|
Катя Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 с
|
Яна А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 в
|
Юра К. | 5 | 5 | 5 | 4 | 19 в
|
Софья А. | 4 | 3 | 3 | 3 | 13 с
|
Арина С. | 3 | 4 | 3 | 4 | 14 с
|
Катя А. | 4 | 3 | 2 | 2 | 11 с
|
Гжельская роспись | |||||
Настя Т. | 5 | 4 | 5 | 4 | 18 в
|
Аня К. | 5 | 4 | 4 | 5 | 18 в
|
Арсений Т. | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 с
|
Олег К. | 5 | 4 | 5 | 5 | 19 в
|
Дима К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 с
|
Катя Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 с
|
Яна А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 18 в
|
Юра К. | 5 | 4 | 4 | 4 | 17 с
|
Софья А. | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 с
|
Арина С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 с
|
Катя А. | 4 | 3 | 3 | 2 | 12 с
|
Городецкая роспись | |||||
Настя Т. | 5 | 4 | 5 | 4 | 18 в
|
Аня К. | 5 | 4 | 4 | 5 | 18 в
|
Арсений Т. | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 с
|
Олег К. | 5 | 4 | 5 | 5 | 19 в
|
Дима К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 с
|
Катя Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 16
|
Яна А. | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 с
|
Юра К. | 5 | 4 | 4 | 4 | 17 с
|
Софья А. | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 с
|
Арина С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 с
|
Катя А. | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 с
|
Хохломская роспись | |||||
Настя Т. | 5 | 4 | 5 | 4 | 18 в
|
Аня К. | 5 | 4 | 4 | 5 | 18 в
|
Арсений Т. | 4 | 3 | 2 | 2 | 11 с
|
Олег К | 5 | 4 | 5 | 5 | 19 в
|
Дима К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 с
|
Катя Н. | 5 | 4 | 4 | 4 | 17 с
|
Яна А. | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 в
|
Юра К. | 5 | 4 | 4 | 4 | 17 с
|
Софья А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 18 в
|
Арина С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 с
|
Катя А. | 4 | 3 | 2 | 3 | 12 с
|
20-18 высокий уровень;
17-10 – средний уровень;
9-0 – низкий уровень.
Обработка полученных результатов
Таблица № 7
Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Высокий | 0 | 15 |
Средний | 18 | 28 |
Низкий | 26 | 0 |
Из данных результатов мы видим, что уровень знаний и умений детей в декоративном творчестве повысился, что может говорить об успешности проведенного эксперимента.
Выводы
Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что народное декоративно-прикладное искусство обладает уникальной способностью образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов деятельности ребенка-дошкольника (преобразовательную, познавательную, коммуникативную и ценностно-ориентационную), что подтверждает наше предположение о наличии интереса детей старшего дошкольного возраста к предметам народного творчества.
Выявленные особенности обусловлены, прежде всего, педагогически нецелесообразным подходом к организации процесса развития детского декоративного творчества. Данное утверждение находит свое подтверждение в проведенном анализе практики.
Во-первых, задачи, которые педагоги ставили к занятиям, не соответствовали возрасту и этапу обучения. Во-вторых, педагоги чаще использовали репродуктивный метод обучения, не ориентируясь на возможности и желания детей, что приводило к примитивности составляемых композиций. В-третьих, недостатки, ошибки, неточности в работе исправлялись непосредственно взрослыми, а не детьми под их руководством. В-четвертых, даваемая оценка результатам работы детей, была общей, не конкретизированной
Таким образом, подводя итог результатам двух этапов педагогического эксперимента, мы делаем вывод о том, что в практике потенциальные возможности создания детьми декоративных композиций, как средства активизации детского декоративного творчества не используются в полной мере. Это приводит к снижению уровня заинтересованности и мотивации дошкольников, что влияет на качественный уровень их работ и выразительность декоративных образов.
Обнаруженный комплекс вопросов, связанных с определением условий более эффективного развития декоративного творчества детей повлиял на разработку серии занятий, направленных на усвоение детьми старшего дошкольного возраста различных декоративных техник и стилей и создание на их основе собственных декоративных образов.
В качестве средств мы предлагаем использовать разнохарактерный стимулирующий материал, включающий: подлинные предметы народного декоративно-прикладного искусства, их изображения (фотографии), разноуровневые педагогические эскизы, детские работы, разнообразные виды ТСО.