Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

 

Обработка результатов:

20-18  – высокий уровень;

17-10 – средний уровень;

9-0 – низкий уровень

 

Таблица 4

Критерии и уровни использования детьми элементов декоративной  росписи для создания своих композиций

 

№ п/п

Критерии

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Использование цвета

Дети способны использовать знаково-символическую функцию цвета для передачи характера образа

Дети не всегда способны использовать символическую функцию цвета. В основном они применяют реальный цвет у изображаемых объектов

Дети не умеют пользоваться цветом при создании стилизованного образа

2

Использование формы

Форма отражает характер создаваемого образа. Дети используют разнообразные линии 3для отображения

Используемая форма очень проста, но в работах есть попытка соединить характеристики объекта с элементами стилизации

Форма в работах совсем не отражает характер стилизованного образа. От  этого рисунки примитивны

3

Композиционное построение

Композиционные закономерности ребенок использует в работе осознанно, свободно располагая предметы (объекты). В рисунке четко выделяется композиционный центр, раскрывающий содержание образа

Композиционные закономерности ребенок использует фрагментарно, чаще интуитивно. Ребенок часто прибегает к помощи педагога. В рисунке выделяется композиционный центр, хотя приемы его выделения примитивны

 

Композиционные закономерности ребенок не способен использовать для отображения содержания образа. Композиционный центр не выделен

4

Использование художественных техник

Используемые техники подчеркивают характер стилизованного образа

Техники традиционны, но есть попытка создать стилизованный  образ

Техники никак не отражают суть стилизации

5

Оригинальность

Стилизованный образ оригинален по своему содержанию

Образ достаточно примитивен, но комбинация компонентов стилизации интересна

В стилизованном образе нет оригинальности, он примитивен и выполнен крайне небрежно

 

                                                                                    Таблица 5

Критерии и уровни развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста выявленные в ходе контрольного эксперимента

Группа критериевв

КРИТЕРИИ

УРОВНИ

высокий

средний

низкий

оционально-живописный компонент

1.Наличие интереса к созданию декоративной композиции по мотивам росписи городца, гжели, хохломы, дымки

дети проявляют большую заинтересованность к изучению своеобразия декоративных росписей и созданию по их мотивам декоративной композиции 

дети проявляют интерес только к некоторым видам творчества или этапам создания декоративной  композиции

дети не проявляют интереса к созданию декоративной  композиции

2.Способность прочувствовать символику цвета, используемого в росписи городца, хохломы, гжели, дымки

дети проявляют эмоциональную отзывчивость при работе с цветом в ходе  создания декоративной композиции 

не все цветовые решения, используемые городецкими, хохломскими, гжельскими, мастерами, находят эмоциональный отклик у детей

дети не проявляют эмоциональную заинтересованность к символике цвета.

3.Способность сохранять эстетические традиции росписи городца, хохломы, гжели, в собственных  композициях

дети очень чутко воспринимают стилистику мастеров и стремятся передать ее в собственных композициях

дети не все традиционные мотивы, техники и приемы сохраняют при создании собственных композиций

дети не учитывают традиции при создании собственных  композиций

4.Умение достигать выразительности декоративного образа по мотивам городца, хохломы, гжели, дымки используя различные техники и приемы

композиции, создаваемые детьми очень выразительны и в художественно-эстетическом и техническом плане; они отличаются оригинальностью и неповторимостью

композиции, создаваемые дошкольниками несколько традиционны; в техническом плане выполнены на достаточно высоком уровне, но не отличаются оригинальностью или цветовым  решением

Композиции стереотипны, выполнены на низком художественном и техническом уровне

Пространственно-пластический аспект

5.Умение поэтапно выполнять отдельные элементов росписи при создании декоративного композиции

дети соблюдают все этапы при выполнении отдельных элементов росписи, тем самым сохраняя традиции и добиваясь выразительности

дети не всегда соблюдают поэтапное выполнение элементов росписи

дети выполняют элементы росписи, используя элементарное закрашивание, без соблюдения этапов

6.Умение правильно компоновать элементы росписи при создании декоративных композиций 

дети умело используют композиционные закономерности

дети не достаточно целесообразно выполняют композиционное построение

дети не способны компоновать собственную композицию

7.Умение подбирать цвета и оттенки, характерные для росписи

дети умело подбирают необходимые  оттенки, смешивая цвета; сохраняют цветовые традиции

количество оттенков, которые способны получить дети, ограничено

цветовые решения детей стереотипны, ограничены

8.Способность придумать новую декоративную композицию, отражающую специфику различных стилей

дети без затруднений способны придумать декоративную композицию , ранее не используемый мастерами

образы, создаваемые детьми не являются новыми мотивами для  росписи; чаше это модификация уже существующих

дети не способны придумать новый образ в стилистике

 

 

20-18 баллов

17-10 баллов

9-0 баллов

 

Обработка полученных результатов:

 

20-18 - высокий уровень;

 

17-10- средний уровень;

 

9-0 – низкий уровень

 

 

Таблица 6

Критерии общих умений в области декоративного рисования по итогам контрольного эксперимента

 

Имя ребенка

Критерии и баллы

Общий балл/ уровень

цвет

форма

композиция

приемы

Дымковская роспись

Настя Т.

5

5

4

5

19 в

 

Аня К.

4

4

5

4

17 с

 

Арсений Т.

4

4

2

3

13 с

Олег К.

4

5

4

4

17 с

 

Дима К.

3

3

2

2

10 с

 

Катя Н.

4

4

4

4

16 с

 

Яна А.

5

5

5

5

20 в

 

Юра К.

5

5

5

4

19 в

 

Софья А.

4

3

3

3

13 с

 

Арина С.

3

4

3

4

14 с

 

Катя А.

4

3

2

2

11 с

 

Гжельская роспись

Настя  Т.

5

4

5

4

18 в

 

Аня К.

5

4

4

5

18 в

 

Арсений Т.

4

2

2

2

10 с

 

Олег К.

5

4

5

5

19 в

 

Дима К.

3

3

2

2

10 с

 

Катя Н.

4

4

4

4

16 с

 

Яна А.

5

5

4

4

18 в

 

Юра К.

5

4

4

4

17 с

 

Софья А.

4

4

3

3

14 с

 

Арина С.

4

4

3

3

14 с

 

Катя А.

4

3

3

2

12 с

 

Городецкая роспись

Настя Т.

5

4

5

4

18 в

 

Аня К.

5

4

4

5

18 в

 

Арсений Т.

4

2

2

2

10 с

 

Олег К.

5

4

5

5

19 в

 

Дима К.

3

3

2

2

10 с

 

Катя Н.

4

4

4

4

16

 

Яна А.

4

4

4

4

16 с

 

Юра К.

5

4

4

4

17 с

 

Софья А.

4

4

3

3

14 с

 

Арина С.

4

4

3

3

14 с

 

Катя А.

3

3

2

3

11 с

 

Хохломская роспись

Настя Т.

5

4

5

4

18 в

 

Аня К.

5

4

4

5

18 в

 

Арсений Т.

4

3

2

2

      11 с

 

Олег К

5

4

5

5

19 в

 

Дима К.

3

3

2

2

10 с

 

Катя Н.

5

4

4

4

17 с

 

Яна А.

5

5

4

5

19 в

 

Юра К.

5

4

4

4

17 с

 

Софья А.

5

5

4

4

18 в

 

Арина С.

4

4

3

3

14 с

 

Катя А.

4

3

2

3

12 с

 

20-18 высокий уровень;

 

17-10 – средний уровень;

 

9-0 – низкий уровень.

 

Обработка полученных результатов

 

Таблица № 7

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

0

15

Средний

18

28

Низкий

26

0

 

 

Из данных результатов мы видим, что уровень знаний и умений детей  в декоративном творчестве повысился, что может говорить об успешности проведенного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что народное декоративно-прикладное искусство обладает уникальной способностью образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов деятельности ребенка-дошкольника (преобразовательную, познавательную, коммуникативную и ценностно-ориентационную), что подтверждает наше предположение о наличии интереса детей старшего дошкольного возраста к предметам народного творчества.

Выявленные особенности обусловлены, прежде всего, педагогически нецелесообразным подходом к организации процесса развития детского декоративного творчества. Данное утверждение находит свое подтверждение в проведенном анализе практики.

Во-первых, задачи, которые педагоги ставили к занятиям, не соответствовали возрасту и этапу обучения. Во-вторых, педагоги чаще использовали репродуктивный метод обучения, не ориентируясь на возможности и желания детей, что приводило к примитивности составляемых композиций. В-третьих, недостатки, ошибки, неточности в работе исправлялись непосредственно  взрослыми, а не детьми под их руководством. В-четвертых, даваемая оценка результатам работы детей, была общей, не конкретизированной

Таким образом, подводя итог результатам двух этапов педагогического эксперимента, мы делаем вывод о том, что в практике потенциальные возможности создания детьми декоративных композиций, как средства активизации детского декоративного творчества не используются в полной мере. Это приводит к снижению уровня заинтересованности и мотивации дошкольников, что влияет на качественный уровень их работ и выразительность декоративных образов.

Обнаруженный комплекс вопросов, связанных с определением условий более эффективного развития декоративного творчества детей повлиял на разработку серии занятий, направленных на усвоение детьми старшего дошкольного возраста различных декоративных техник и стилей и создание на их основе собственных декоративных образов.

В качестве средств мы предлагаем использовать разнохарактерный стимулирующий материал, включающий: подлинные предметы народного декоративно-прикладного искусства, их изображения (фотографии), разноуровневые педагогические эскизы, детские работы, разнообразные виды ТСО.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией