Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

      Элементы различных декоративных техник и росписей используются для создания дидактических игр и пособий.

      С помощью различных узоров дети более глубоко и наглядно знакомятся со знаково-символической функцией цвета, и символикой растительного, животного мира, неживой природы.

      Для развития детского декоративного творчества используются только подлинные предметы народного искусства и их изображения (фотографии, слайды).

В детском саду отбираются доступные для восприятия дошкольникам определенного возраста предметы искусства из тех видов, которые имеются.

Сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). И эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель все время возвращается к знакомому виду. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостово и др.). Задача педагога показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно выбирают вид декоративной техники, его элементы, сочетание, цветов, композицию. Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве. В процессе развития декоративного творчества для активизации детей, осмысленного усвоения задач используются различные  методы и приемы:

      создание игровой ситуации в начале занятия и вовремя анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям;

     связь рассматриваемых эскизов орнаментов с последующим составлением узоров;

     сравнение двух элементов орнамента для обучения пониманию закономерностей построения орнаментальной композиции, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового орнамента;

     использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения;

     упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после рассматривания;

     показ изображения новых элементов;

     использование фланелеграфа для обучения расположению орнамента с поискам вариантов построения;

     взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач декоративного творчества.

Характерной особенностью нашего времени является интерес к проблеме творческого развития детей. Однако средства для достижения этой цели каждый педагог выбирает свои.

Опираясь на разработанное отечественными психологами положение о том, что развитие декоративного творчества находится в зависимости от расширения практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности, можно условно в творчестве выделить три стороны:

а) накопление и систематизация знаний о декоративно-прикладном искусстве;

б) формирование потребностей в создании декоративного образа;

в) расширение технических умений в отражении специфики того или иного промысла.

Успех эстетического восприятия детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства зависит от того, насколько организована работа по предварительному знакомству с его объектом, то есть от эстетической информации, которая призвана возбуждать не только особый интерес к этим произведениям, но и активизировать, а также стимулировать воображение, оказывать влияние на развитие детского творчества, помогая им в поиске мотивов и образов, композиционных построений и техник исполнения.

Из всего этого можно заключить, что ребенок при восприятии предметов народного творчества должен быть нацелен на такие качества предмета, как форма, величина, положение в пространстве, цвет, расположение узора его элементов, что имеет большое значение в декоративной творческой деятельности. Возможность анализировать и выделять основные качества предмета или узора, создается обучением детей обследованию. Рассматривая предметы народного творчества, дети узнают материал, из которого они изготовлены, познают его свойства, уточняют назначение предметов в быту, знакомятся с приемами нанесения узоров, с основами построения декоративной композиции.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки.

Композиция как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве композиция – метод  ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной  композиции).

Композицию  можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная композиция отличается от композиции вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция  отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Любые декоративные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются узоры. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего декоративного построения.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для  создания художественных композиций. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Такая сущность исследуемого нами предмета позволяет рассматривать декоративные композиции как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

 

Характеристика предметов народных промыслов

Дымковская игрушка. Изделия вятских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относиться к 1811году. В описании рассказывается о народном вятском празднике - «Свистопляски», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в 19 веке он стал в этой местности всенародном праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

На гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в  Оренбургскую губернию и другие места далеко за пределы города, демонстрировали на промышленных и художественных выставках.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа:

лепку изделия и роспись его.

Дымковская игрушка весьма специфична. В ее создании оформления существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравиться рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка. Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел. Люди и животные, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных- коров, бараны, с туго закрученными рогами, леса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные и короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширение книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.

Некоторые игрушки удивляют своей причудливостью. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые, и когда их много – это праздник. Роспись яркая, и в основной преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы мастерицы создают удивительные орнаменты которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов, окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц, в отношении условной трактовки образа. «Это кот с гармошкой, - говорит малыш,- а это лиса с петухом».

И это действительно так: филимоновские игрушки, как правило, - свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними.

Каргопольская игрушка.   Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. Однако это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входит черный, темно-зеленый и коричневый цвета.

Основными элементами орнамента каргопольской игрушки являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Тверская игрушка. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.

Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки на коричневом фоне. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Богородская игрушка. Народными мастерами в селе Богородская Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой.

Игрушки режут из липы. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством, медведи и др. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными, другие на планках- разводах. Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой нитку, она приводит в действие части фигурок.

Гжельская посуда. Недалеко от Москвы в Раменском районе, находится село Гжель. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши.

Изразцы можно назвать одним из интересных предметов прикладного. Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. На многих изразцах изображены растительные орнаменты, где переплетаются цветы, листья и гирлянды из фруктов. Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками. Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией