Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

Результаты  исследования свидетельствуют о том, что на повышение уровня развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста и создания ими декоративных композиций могут влиять следующие педагогические условия: формирование интереса дошкольников к предметам народного творчества; развитие у детей умения эстетически воспринимать и оценивать своеобразие декоративных техник;  разработка серии занятий, обеспечивающей систематизированный, комплексный подход к решению проблемы; заинтересованность в результате и активность воспитателя, а также создание атмосферы праздника и привлечение родителей.

Как показало наблюдение, в практике дошкольного образовательного учреждения не достаточно уделяется внимания развитию детского декоративного творчества и создания детьми декоративных композиций. Именно развитию творчества, поскольку очень часто мы можем наблюдать подмену этого понятия другим (обучение детей дошкольного возраста изображению элементов росписи на определенной форме).  При этом,  важное значение уделяется сохранению детьми специфики народных декоративных стилей, а не созданию на их основе декоративных образов.

В нашем исследовании сделана попытка выявить причины низкого уровня развития детского декоративного творчества и найти пути решения этой проблемы.

В исследовании рассмотрены не только теоретические положения, но и практические аспекты в работе с детьми. Доказательством этого служит разработанная нами серия занятий и педагогические рекомендации по развитию детского декоративного творчества.

Таким образом, поставленные задачи исследования решены, а гипотеза нашла свое подтверждение в результатах практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.

2.      Апресян Г.З. Вопросы теории эстетического воспитания. – М.: Московский университет, 1970. – 124с.

3.      Афанасьева С.Н. Дебют-программа. Д/с от А до Я. 2005 №6 -С. 94-112

4.      Бардина Р.Я. Изделия народных промыслов. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.

5.      Бартман Н.Д. Игрушка и ее история. –  М.: Просвещение,  1990. – 276 с.

6.      Бердяев Н.Д. Деревянные игрушки. -  М.: Малыш, 1980.- 298 с.

7.      Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,  1988. – 201с.

8.      Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. – М.: Просвещение, 1982. – 197 с.

9.      Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1978. – 83 с.

10. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., 2000. – 231 с.

11. Дайн Г.А. Русская народная игрушка. - М.: Просвещение, 1981. – 79 с.

12. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнамент. – М.: Мозаика-синтез, 1999. – 16 с.

13. Дронова О.О. Декоративное рисование в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 91 с.

14. Запорожец А.В. Развитие восприятия и действия //Вопросы психологии. – 1987. - №2.- С.45-53.

15. Игнатьев Е.А. Психология изобразительной деятельности. – М.: Учпедгиз, 1981. – 223 с.

16. Ильин Т.В. Игрушка – не игрушка. - М.: Просвещение, 1964. – 103 с.

17. Илюхин Н.Г. Промыслы России. - М.: Просвещение, 1993. – 120 с.

18. Казакова Р.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996. – 159 с.

19. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие детей. - М.: Просвещение, 1984. – 189 с.

20. Казакова Р.Г. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение,  1985. – 192 с.

21. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980. – 176 с.

22. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995. – 160с.

23. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. – 120с.                

24. Кондратенкова Н.В. Игра на занятиях декоративно-прикладным искусством. Начальная школа плюс до и после. 2010, №6 – С 88-92.

25. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. – 52 с.

26. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под ред. Гурьева Т.Г. – М.: Советский художник, 1965. – 1235с.

27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. – 207 с.

28. Максимов Ю.В. Роль народного промысла. - М.: Просвещение, 1970. – 99с.

29. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981. – 240.

30. Немоляев Г.С. Развитие творчества у детей. - М.: Просвещение, 1993. –122с.

31. Носова Т.В. Город мастеров. Знакомство с промыслами и ремёслами. – М.: Мозаика-синтез, 2000. – 185 с.

32. Поддьяков А.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.-  Волгоград: Перелиня, 1994. – 47 с.

33. Ромашина В.Т. Изобразительное творчество детей// Дошкольная педагогика.- 1987.- №11 . – С.23-32.

34. Сакулина Н.П. Народное искусство в работе с детьми. - М.: Просвещение, 1957. – 75с.

35. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. –214с.

36. Теснова В.Ц. Изучаем промыслы. – М.: Знание, 1983. – 345с.

37. Усова А.П. Русское народное творчество // Дошкольная педагогика. 1992.№7 . – С.5-8.

38. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 99с.

39. Хвостова С.В. Народная игрушка в воспитании и обучении детей. – М., Просвещение, 2006. – 183 с. 

40. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение, 1979. – 49 с.

 

 

 

 

 

Приложения

 

1 часть

 

Дымковская игрушка

 

«Экскурсия в музей игрушки»

 

Программное содержание:

Знакомство с промыслом – дымковская игрушка. Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материал: дымковские игрушки. Плакаты из пособия «Русская народная игрушка» под ред. Г.М. Шпикаловой М.;»Советский художник», 1988г., иллюстрации, слайды.

                         Ход занятия

Рассказ воспитателя

     В городе Вятка, который стоит на большой реке, был особый праздник, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял – с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями, и с непрерывным заливистым свистом.

     Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. В слободе Дымково лепили их из глины. Дымковская слобода находится за широкой рекой, где много глины. Там и лепили игрушек - барышень, нянь, индюков, похожих на Жар-птиц, трёхголовых и двухголовых коней. Зимой после праздников эти игрушки ставили между оконными стёклами. Они украшали дома. За окном снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

     Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжиг в печах, побелка. Роспись только по беленому. Краски особенные - яркие, блестящие. А узоры-то, в основном, круги. Дымковские мастерицы немного волшебницы. Вот индюк – всегда был обыкновенным и не очень-то симпатичным, а у них превращается в настоящую Жар-птицу. Посмотрите, какой у индюка теперь огромный и необыкновенный хвост – горит, как многоцветное солнышко! А какая корона на голове!  Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

 

Вопросы к детям:

- Какими узорами украшали игрушки?

- Какие любимые цвета дымковских мастериц?

- Что нарисовано на юбке у барышни таким же цветом, что и кофточка?

- Что украшают оборками дымковские мастерицы? (У барышень оборки на юбке, фартуке, у козла оборки на ногах – штанишки.)

     Предложить детям выбрать игрушку, которая больше всего понравилась, и рассказать о ней.

                          

                    Индюк

 

             Вот индюк нарядный,

             Весь такой он ладный,

             У большого индюка

             Все расписаны бока.

             Всех нарядом удивил,

             Крылья важно распустил.

             Посмотрите, пышный хвост

             У него совсем не прост –

             Точно солнечный цветок.

             А высокий гребешок,

             Красной горкою горя,

             Как корона у царя.

             Индюк сказочно красив

             И напыщен, горделив,

             Смотрит свысока вокруг,

             Птица важная – индюк.

 

                    Козлик

 

               Козлик бородатый: Ме-е! Ме-е!

               Что у тебя на уме?

                - Капуста в огороде,

               Да боязно лезть при народе.

 

                     Олень

                Стоит на стройных ножках,

                Вся краса в рожках.

      

                      Водоноска

 

                За студёною водицей

                 Водоноска – молодица

                 Как лебёдушка плывёт,

                 Вёдра красные несёт

                 На коромысле не спеша,

                 Посмотри, как хороша, -

                 Эта девица-краса,

                 Тугая чёрная коса,

                 Щёки алые горят,

                 Удивительный наряд:

                 Сидит кокошник горделиво,

                 Как лебёдушка плывёт,

                 Песню тихую поёт.

 

                         Няня

 

                    В кокошнике няня,

                    На руках – Ваня.

                    И хорош, и пригож Ваня,

                    Не забудь  няню,

                    Когда подрастёшь.

 

Загадки:

 

- Стоит копна посреди двора, спереди  вилы, сзади метла. (Корова.)

- Имеет гребень, но им не причёсывается. (Петух.)

- Лежит под плетнём и крутит хвостом, ничего не болит, а всё стонет.

(Свинья.)

 

 

       Городецкая роспись

     

      «Нарядный городец»

 

Программное содержание:

Знакомство детей с Городецкими предметами и росписью, учить выделять её характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к народному искусству. Учить выделять один из элементов – купавка (бутон) и составлять узор на полосе из бутонов, чередуя их с листьями. Закрепить умение составлять оттенки цвета (розовый, голубой).

 

Материал: предметы с городецкой росписью, иллюстрации с их изображением; бумага тонированная (охра) 10*20 см, гуашь – красная, голубая, зелёная, белая; палитра.

 

                       Ход занятия

 

     Выставка Городецких предметов и их изображения на иллюстрациях. Воспитатель уточняет их названия и назначение. Рассказывает, что их сделали русские мастера из городка Городец, расположенного недалеко от города Нижний Новгород. Выделяет элементы узора: цветы, листья, птицы  и т.д.

     Рассматривают цветок – купавку (бутон) на крышке хлебницы. Уточняют, что Городецкие мастера любят цвет и оттенок: розовый круг украшают красным кружочком и дугой, а голубой – синим цветом. Кружочек похож на глазок и может быть расположен вверху круга, внизу, слева, справа. Предлагает детям найти такие  купавки на предметах.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией