Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

О силе первых эстетических впечатлений, о том, что впечатления, переживания и воспоминания детства оказывают исключительное влияние на развитие личности и в более поздний период, а также и на формирование и выражение ее творческих сил, склонностей и таланта, говорят и зарубежные психологи. Действительно, то, что запоминается с детства, остается в сознании на всю жизнь, так как детство сохраняется в самой личности человека.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что в воспитании детей дошкольного возраста широко используются разные виды искусства, которые в той или иной мере становятся достоянием детей и включаются в их художественную деятельность.

Воспитательное значение искусства возрастает, когда работа с детьми строится с применением произведений народного декоративно-прикладного искусства, конкретнее,  полнее и ярче раскрывающих необъятный мир красоты, добра, морального благоустройства и народной мудрости. Народное искусство  в силу своей простоты и доступности, жизнерадостности и живого характера, играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса.

Опираясь на  разработанное отечественными психологами положение о том, что развитие творческих способностей находится в зависимости от расширения практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности. В способностях выделяют три стороны: а) накопление и систематизация знаний; б) формирование потребностей в определенных видах деятельности; в) роль умений в способностях для решения творческих задач.

Пути развития детского декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать, как писала Т.Я. Шпикалова, следующее: 1) народное искусство - своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3) произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности. Н.П. Сакулина считает, что народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям. «Соприкасаясь с произведениями народного искусства при помощи зрения, движения, обогащается чувственный опыт ребенка, который раскрывает его во всем многообразии форм и красок, в доступных детскому восприятию проявлениях. Полнота восприятия обеспечивается высокой природной зрительной чувствительностью. Ребенок видит формы узора, расположение элементов в узоре, цветосочетания, ритмическое чередование элементов, симметрию» (35. С.25).

Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Основой здесь является сенсорное воспитание, задачи которого связаны с развитием у ребенка умений воспринимать объекты, которые ведут к совершенствованию продуктов его творчества, то есть развитие восприятия и деятельности проходит во взаимодействии (Л.А. Венгер  и др.).

Воспринимая предмет, ребенок познает его, осмысливает содержание, идею, учится раскрывать содержание предмета, сопоставляет  его с ранее воспринимаемым предметом и, таким образом, начинает размышлять над нередко присутствующими в произведениях народного творчества условностями и символами. Успех эстетического восприятия детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства зависит от того, насколько организована работа по предварительному знакомству с его объектом, то есть от эстетической информации, которая призвана возбуждать не только особый интерес к этим произведениям, но и активизировать собственное творчество детей. А также стимулировать воображение, оказывать влияние на развитие детского творчества, помогая им в поиске мотивов и образов, композиционных  построений и техник исполнения.

Изучение предмета в процессе восприятия неотделимо и взаимосвязано. Конечная же информация о предмете изображения не является абсолютно объективной, т.е. математически точной, но справедлива с учетом его практических умений. Ребенок, «присваивая» накопленный народом художественно-декоративный опыт, сам создает стилизованные (декоративные) образы, являющиеся специфичным отражением объективного мира, что способствует развитию детского декоративного творчества.

Мы выделяем некоторые фазы развития детского декоративного творчества, а именно:

      наличие интереса, мотивации к изучению декоративно-прикладного искусства;

      постепенное накопление художественно-декоративного опыта;

      обобщение полученного опыта;

      трансформация опыта в декоративные образы;

      пополнение художественно-декоративного опыта.

Воображение на этих фазах действует по-разному, но способствует творческому освоению воспринимаемого произведения народного искусства. Таким образом, зритель становится как бы соавтором, так как их воображение включается в творческое создание образов, но уже для себя, т.е. сотворческое воображение зрителя программируется и направляется художником.

Из всего этого можно заключить, что ребенок при восприятии предметов народного творчества должен быть нацелен на такие качества предмета, как форма, величина, положение в пространстве, цвет, расположение узора, его элементов, что имеет большое  значение в декоративной творческой деятельности. Возможность анализировать  и выделять основные качества предмета или узора создается обучением детей обследованию. Рассматривая предметы народного творчества, дети узнают материал, из которого они изготовлены, познают его свойства, уточняют назначение предметов в быту, знакомятся с приемами нанесения узоров. Все в народной росписи дано в плоскостной обобщенной трактовке, без светотени, при  отсутствии деталей и подробностей, что важно в декоративной деятельности детей. Внесение любого объекта вызывает у детей положительные или отрицательные эмоции, посредством которых первоначально воспринимается и оценивается окружающий мир, стимулируется активность человека, так как они являются своеобразным регулятором его поведения в творчестве. Эмоции несут оценочную и информационную функции, которые способны ориентировать и организовать действие по удовлетворению познавательных потребностей, но точных знаний не дают. Недостаток знаний и опыта компенсируется эмоциями в возрастающей прогрессии, переживания человека, его чувства, аффекты - являются отражением имеющихся у него активно действующих потребностей, и чем они сильнее, тем сильнее и глубже переживания, т.е. эмоции.

По мнению Л.С. Выготского, эмоции предшествуют восприятию, они появляются до процесса изучения объекта и оценивают значимость объекта для удовлетворения потребности. Это выражается в его положительной или отрицательной оценке и в результате определяет отношение к нему человека. Поэтому следует придавать большое значение объекту, чтобы он заинтересовал детей. Эмоции как специфическое состояние сопровождают всю творческую декоративную деятельность дошкольников, оказывая существенное влияние на мышление и направляя первоначально его ход, тем самым избавляют человеческий мозг от необходимости перебирать в памяти все аналогичные ситуации, т.е. делают мыслительный процесс более целенаправленным, выполняют функцию регуляции в мышлении.

Произведения народного творчества притягивают к себе детей, вызывая положительные эмоции, создают предпосылки для будущей эстетической деятельности, интенсифицируют ее при соприкосновении с ними, являются подкреплением на пути к созданию (подражанию) нового и необходимым условием творческого развития. Особую роль, естественно, при этом играют положительные эмоции, которые окрашивают все удачные моменты, догадки, идеи во время собственной декоративно-творческой деятельности.

Положительные эмоции возникают для удовлетворения потребностей в процессе отражения, создают условия для развития исследовательской деятельности, в результате чего в их деятельности появляются элементы творчества, которые образуют новые положительные эмоции.

Восприятие объектов народного творчества сопровождается возникновением эстетического наслаждения. Любая вещь, созданная руками умельцев, доставляет ребенку высшее эстетическое удовольствие, малыш начинает тянуться к ней руками, улыбаться и высказываться. Наслаждение выявляет чувство прекрасного и одновременно формирует и развивает их. Оно немаловажное условие и способ духовного развития ребенка, роста его эмоциональной культуры и интеллекта. Таким образом, эстетическое наслаждение предметами народного искусства есть момент самоутверждения ребенка.

По утверждению психолога Г.З.Апресяна, «функции эстетического восприятия и наслаждения состоят в том, чтобы формировать в ребенке активное отношение к жизни, стимулировать творческие начала» (2.С.54). Кроме того, эстетическое наслаждение вызывает благородные чувства. Следовательно, такое наслаждение носит и нравственный характер. В эстетическом наслаждении этическое и эстетическое едины.

Яркая окраска произведений декоративного творчества, контрастные сочетания цветов - все это пленяет ребенка, оставляет в его душе след и способствует желанию играть и вновь возвращаться к этим изделиям. Активность эстетического переживания будет повышаться в самом непосредственном творчестве - любимом труде. Несомненная связь эстетических чувств с практической деятельностью, так как они - плод длительного исторического развития, в котором большую роль играет труд. Очень важно расширять, обогащать впечатления детей посредством народного искусства, развивать интерес к красиво созданным вещам и на этой основе формировать эстетические чувства, так как, они являются стимулом к познанию и овладению, прекрасным в жизни и искусстве, мощным стимулом к художественному творчеству.

С развитием эстетического чувства у детей при восприятии произведений народного искусства развиваются и фантазия, и воображение, которые опираются на представления и понятия. Если первое эстетическое чувство проявляется в переживании радости при восприятии формы, красок предмета, то под влиянием взрослых оно возникает в ответ на прекрасное в содержании произведения искусства. «В проявлениях прекрасного не безразличны такие его признаки,- пишет Н.А. Ветлугина,- как мера, ритм, пропорция, симметрия, гармония, содействующие возникновению эстетического чувства» (7.С28). Эстетические чувства развиваются в процессе художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Восприимчивость к эстетическому индивидуальна для каждого человека, она формируется и развивается в связи с условиями и характером индивидуальной человеческой жизни. Начиная с детского возраста, эта восприимчивость оттачивается, усиливается на протяжении всей жизни человека волнообразно, то притупляясь, то замирая, играя определенную роль во все времена.  На характере эстетической и художественной деятельности восприимчивости сказывается уровень общей культуры человека, важным моментом которой является формирование хорошего эстетического вкуса. В.Г. Белинский писал, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием» (16.С.38). Что же  такое эстетический вкус? Рассмотрим этот вопрос в контексте с эстетическими чувствами. По мнению Г.З. Апресяна, эти два понятия не тождественны; если чувство, присущее каждому человеку, дано от рождения, то вкус формируется на основе имеющихся чувств, порой длительное время ,не только искусством, но и всей практической деятельностью человека. Чувство - менее устойчивое, быстропроходящее, не всегда оценочное и глубокое, тогда как эстетический вкус - более постоянное  и глубокое явление, в котором сильнее и определеннее проявляется интеллектуальное сознательное начало.

Эстетический вкус - это определенный взгляд на мир, людей и разнообразные явления. Он проявляется по отношению к неограниченному кругу явлений жизни, так как обладает духовной и эмоционально- интеллектуальной природой и свидетельствует о духовном богатстве или бедности человека. Таким образом, развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие верного восприятия прекрасного и безобразного. С ранних лет следует развивать эстетические чувства, чтобы ребенок избирательно воспринимал и принимал произведения народного искусства. Эстетический вкус заключается в способности высказывать суждение об эстетических достоинствах предметов и явлений природы и общества, продуктов материального и духовного производства, и в выражении переживания.

Таким образом, для развития вкуса необходимо соприкасаться с  красивыми предметами, так как они учат гармонии цвета, пластики, композиции, и чем раньше, тем лучше, потому что в детстве все воспринимается особенно сильно и на всю жизнь. Эстетический вкус является условием, возможностью, а также способностью эстетического суждения и оценки воспринимаемых произведений.

Подводя итог, сделаем следующие выводы о том, что психологическими основами развития декоративного творчества дошкольников являются: процесс эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, результатом которого является эстетическое переживание. Определяя характер этого переживания ребенком, мы говорим  о том, что он получает эстетическое наслаждение. Если эстетическое переживание заключает в себе момент оценки, то ребенок дает предмету эстетическую оценку или эстетически рассуждает о художественно- выразительных особенностях этого предмета, другими словами, выносит по поводу этого предмета эстетическое суждение, посредством которого развивается художественный вкус. Воспитанию потребности у дошкольников наслаждаться искусством народных умельцев способствуют эстетические чувства. Формирование чувственно-эмоциональной сферы ребенка - одно из основных условий развития декоративного творчества, посредством народного искусства, что способствует развитию познавательных интересов, фантазии, воображения, т.е. того, что необходимо дошкольникам в их эстетической деятельности- подражания народному умельцу в декорировании предметов быта, одежды и досуга.

Обобщение психологических основ развития декоративного творчества дошкольников позволило выделить наиболее общие и внешние фиксируемые психические качества ребенка: интерес к народному декоративно- прикладному искусству, образные представления о художественных особенностях различных декоративных техник, и подражание самобытному стилю искусства в процессе собственной декоративно-творческой деятельности.

На основе психологических механизмов развития детского декоративного творчества нам представляется возможным выделить общие условия использования народного декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками:

      Народное искусство доступно, понятно и интересно дошкольникам, поскольку особенности развития народного искусства, его символики во многом отражены и в детском творчестве.

      Народное декоративно-прикладное искусство широко используется в оформлении детского сада. В каждом детском саду имеются разные предметы русского народного декоративно-прикладного искусства, а также народов нашей страны.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией