Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра эстетического воспитания

 

 

 

Рогачева Наталья Николаевна

 

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология»

(6 курс, очно-заочная форма обучения)

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,                                      Курочкина

профессор                                                                     Ирина Николаевна

 

Рецензент:                                                                    Дубровская                        

кандидат педагогических наук,                                   Елена Александровна  

      профессор

 

Зав. кафедрой:

доктор педагогических наук,                                      Курочкина

профессор                                                                     Ирина Николаевна

 

 

Москва 2012

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5

1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного

творчества…………………………………………………………………….16

 

ГЛАВА 2   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39

2. 1      Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40

2.2.  Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций  ………………………………………………………………….47

 

Выводы………………………………………………………………………..75

 

Список использованной литературы………………………………………..78

 

Приложение…………………………………………………………………..81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.

     Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

     Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением.

     В современном обществе процесс развития ребёнка ускоряется под влиянием окружающей техногенной среды. На ребёнка ежедневно обрушивается огромное количество информации, подчас ненужной, влияющей на его общее представление о мире, этическое и эстетическое воспитание. Теперь ребёнок уже в дошкольном возрасте владеет компьютером, легко обращается с «планшетом», непринуждённо пользуется «смартфоном».

     Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развитие его художественно- творческих способностей.

     Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления красивых вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания культуры родного края, патриотического воспитания и развития художественного вкуса на образцах, неподвластных моде.

Цель исследования:  определить условия работы с детьми по созданию декоративных композиций.

Объект исследования: детское декоративное творчество.

 

Предмет исследования: особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над  декоративной композицией в условиях ДОУ.

 

Задачи:

 

- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

-разработка серии занятий по созданию декоративных композиций;

-определение у детей уровня умений по созданию декоративных композиций;

-анализ данных по результатам исследований.

 

Гипотеза исследования.

 

Мы предполагаем, что обучение детей технике декоративной композиции будет наиболее эффективным, если воспитатель проявляет активность, применяет различные методы и привлекает родителей к работе с детьми по декоративно-прикладному искусству.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент и анализ детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1.  Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду.

 

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа.

В целом ряде исследований и методических разработок (Доронова Т.Н., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Савенков А.И., Савенкова Л.Г., Лабунская Г.В., Сакулина Н.А., Флерина Е.А., Халезова Н.Б., Юсов Б.П., Якобсон С.Г.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала  рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах  дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ как общего  (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Счастливый ребёнок», «Преемственность», «Примерная программа…»), так и специального профиля («Гармония», «Красота- радость- творчество», «Природа и художник», «Цветные ладошки» и др.)

     Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир человека», «Мир искусства» - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоциональное отношение к миру, а также их собственные и творческие навыки и умения.

   Программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки» формирует у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Развивает эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. Создает условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

   Программой «Детство» (раздел «Художественная деятельность») предусматривается решение задач формирования выразительного образа: развитие умения выразительно передавать в рисунке, лепке, образы объектов окружающего мира, изображать типичные, характерные признаки предметов и явлений, видеть общее и отличное в похожих объектах изображения, применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов.

   В программе выделены источники творчества: познание, которое основывается на развитии познавательной активности, любознательности, стремлении к самостоятельному размышлению, и искусство (декоративно-прикладное, декоративно-оформительское, живопись, графика, скульптура, архитектура); показана роль познания в развитии творчества детей, намечена взаимосвязь обучения и художественного творчества, определены  уровни освоения программы, рекомендованы для изучения произведения изобразительного искусства.

Авторы программы  «Радуга» назвали её,  образно сравнивая с настоящей радугой – семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

      Желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирования основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изо деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно-прикладного искусства. Детей  приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканные полотенца и др. Ребенку представляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения к созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандашей, красок, глины и других материалов.

Программа «Счастливый ребёнок»  содержит в себе различные формы художественной деятельности дошкольников. Основной задачей при этом становится — ознакомление ребенка с миром искусства музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, создание атмосферы творчества, при которой  искусство играет важную роль в личностном развитии дошкольника. Ведь искусство способствует познанию ребенком мира в художественных образах, отображению своих впечатлений, представлений, отношения в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Работы многих отечественных специалистов: преподавателей, педагогов, психологов  свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от  грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество» характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства». Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, яркость красок, праздничность), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно- прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, в традиционной манере и стиле родного края. В нем обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Условность образа,  красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно- прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Язык народного искусства лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т.Я. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией