Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа
Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47
Выводы………………………………………………………………………..75
Список использованной литературы………………………………………..78
По окончании работы все листочки с узорами расположили для просмотра на столе, предложили ребятам выбрать понравившиеся узоры и рассказать, почему они понравились. Предложили детям составить красивую салфетку из созданных узоров. Яна А. и Катя Н. больше остальных заинтересовались этим заданием. Девочки долго перекладывали работы детей, ища самый красивый вариант салфетки.
Занятие по рисованию на круглой форме «Цветы Гжели»
Цель:
Учить рисовать гжельскую розу путём размывания цвета
Учить рисовать элементы цветка с оттенком в технике «мазок с тенью»
Учить составлять на круге композицию с цветочным орнаментом
Развивать чувство цвета и композиции
Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.
Материал для занятия
изделия гжельских мастеров
кисти
палитры для смешивания красок
гуашь
белая бумага в виде круга диаметром 20 см
небольшие листы бумаги для пробных набросков.
Ход занятия
Начало занятия традиционно — обращение к изделиям гжельского промысла, иллюстрациям, на которых они изображены. Цели нашего занятия требуют внимательного рассмотрения детьми цветов и узоров гжельской керамики. Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Поэтому мы предлагаем детям научиться рисовать гжельскую розу. Дима К. обрадовался – « наконец, мы будем рисовать моим любимым цветом!» Аня К. –«И мои любимые цветочки научимся рисовать…»
Для её изображения применяется уже известный детям приём размывания цвета. Концом кисти они рисуют контур розы темно-синей краской, затем чистой кистью постепенно «размывают» цвет, получая в результате «объёмный» цветок сине-голубого цвета.
Затем детям предлагается составить узор на круге, используя элементы украшения каймы и поместив в центр круга крупный цветок — гжельскую розу. Дима К. очень долго не мог приступить к заданию, ему было страшно испортить свой рисунок. Мы предложили походить и посмотреть, как рисуют другие ребята. Страх у Димы прошёл, и он справился с заданием неплохо.
«Рисование узора хохломской росписи на округлой форме».
Цель:
Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: «травки» (травинки, осочки, капельки), «завитки»
Учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки — тычком с помощью ватной палочки
Учить рисовать узор в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»)
Учить сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: чёрный, красный, «золотой» (охра)
Материалы для занятия
миска с хохломским узором, фото иллюстрации с их изображением
миски черного цвета, вырезанные из бумаги
гуашь, кисти
салфетки
Ход занятия
Мы показываем детям миски с хохломским узором и иллюстрации с их изображением. Спрашиваем, каким узором украшена миска, и как вы узнали, что это узор хохломской. Дети почти хором: по цвету, по элементам, по расположению узора. Ставим задачу занятия: сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором низкую миску. Предлагаем рассмотреть узоры на образцах. Отмечаем, что по краю изделия нарисована прямая полоска — это кайма. Затем анализируем, из чего состоит узор на миске. Дети называют: из ветки с ягодами, листочков, завитков и травинок. Воспитатель вызывает Диму К., Олега К. и Арсения Т. к доске, на которой нарисована миска с изогнутой веткой, предлагаем провести пальцем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как расположены на ветке ягоды и листики (по три рядом), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета (красный, «золотой»). Мы отмечаем, что хотя узор нарисован всего двумя красками, но сочетание черного фона с ярким красным и золотистым цветом сделало изделие нарядным.
Затем мы предложили детям посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы узора. Сначала кайму, затем изогнутую ветку кончиком кисти, потом на ветке изображают ягоды и листья (по три); листья рисуют концом кисти, а ягоды ватной палочкой приемом «тычка». Затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен быть густым и занять много места на изделии). Но Олег К. с трудом смог вспомнить последовательность, и всё время обращался за помощью., Катя Н. взяла над ним шефство, предлагала свою помощь, да и другие ребята подсказывали ему.
При проведении занятия фоном звучат мелодии русских народных песен — веселых, задорных. В конце занятия делаем выставку хохломских мисок.
Занятие по рисованию узора гжельской росписи на сложной форме
«Гжельский чайник»
Задачи
Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения чайника
Учить детей видеть красоту, нежность своеобразие гжельской росписи
Учить выбирать узор для росписи, сочетая кайму с цветочным узором в центре изделия
Материалы для занятия
изделия гжельских мастеров
кисти
палитры для смешивания красок
гуашь
вырезанные формы чайников
Ход занятия
Детям предлагается выбрать узор для украшения своего чайника, затем выполнить его, используя полученные на предыдущих занятиях навыки. Вся работа детей практически самостоятельна. Роль воспитателя — помочь советом, напомнить технику выполнения элементов узора. Важно, чтобы дети проявили творческую активность, самостоятельность и фантазию. Мы предложили им придумать собственный, ни на что не похожий узор, сохраняя колорит гжельской росписи. Соня А., Яна А., и Катя А. – выбрали украсить центр своего чайника розой. Аня К. и Арина С. скопировали с образца, а вот мальчики в основном выбрали бордюрные узоры сеточки, капельки, волнистые линии.
«Рисование узора Городецкой росписи на сложной форме».
Цель:
Продолжаем знакомить детей с изделиями, украшенными городецкой росписью.
Учим выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка) называть его элементы: разнообразные ягоды, листья, цветы, травку, завитки, выделять их ритмичное расположение.
Определять колорит городца: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, белый – цветы, зелёный, белый, чёрный – травка и листочки.
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.
Упражнять в разнообразных приёмах работы кистью (всем ворсом, концом).
Развивать умение любоваться Городецкими изделиями и созданными узорами.
Материалы для занятия:
городецкие изделия с простыми узорами
силуэт в форме доски
краски гуашь: красный, белый, синий, зелёный, чёрный
кисти, баночки с водой
салфетки
лист бумаги для пробного образца
тычки
Ход занятия
Детям предлагаем самостоятельно придумать композицию и расписать доску, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
После недолгих раздумий ребята приступают к работе. Девочки пытаются изобразить все элементы, с которыми они успели познакомиться за цикл занятий. А вот мальчики более сдержаны в своём выборе, они не стремятся использовать много элементов, выбирают упрощённые элементы, рисуют с помощью тычка и размывают круги. Аня К. и Юра К. практически не оставили свободного места на своих досках.
Мы предложили им ещё пустые силуэты для упражнений. Ребята подошли очень ответственно к своей работе, каждый «розан» прорисовывался с особой тщательностью. Настя Т. сказала, что такие сложные, но красивые цветы хочется всё больше и больше рисовать. А Диме К. больше всего понравилось «оживлять» цветочки и листики белой краской, как волшебнику.
Во время занятия фоном звучали мелодии русских народных песен, уже знакомые детям.
В конце, ребята расставили свои работы на выставке, подходили, рассматривали: у кого получились цветы ярче, у кого больше мелких элементов – листиков, травинок; у кого крупный цветок в середине, а у кого в углах или сверху; у кого композиция получилась в более тёплых тонах (красно-розовом, оранжевом), а у кого в более холодных (добавлено много голубого и синего цветов).
На занятии ощущалась атмосфера праздника – дети получали удовольствие от рисования, обменивались мнениями, радовались результатам своего труда.
«Проведение досуга совместно с родителями «Весёлая ярмарка».
Подготовительная работа:
родителям было предложено посетить с детьми музеи Москвы (Народной игрушки, Истории Москвы и др.);
подобрать художественный материал о народном промысле (вид промысла – по выбору семьи);
выучить совместно с детьми стихотворения, загадки по промыслам, а так же русские поговорки и пословицы;
составить художественный рассказ о предмете народного искусства – народной игрушке;
привлекать родителей к созданию мини-музея народных промыслов внутри группы.
Дети приглашают своих родителей в группу подготовленную для проведения досуга «Весёлая ярмарка». На одних столах, как на настоящей ярмарке расставлены подлинные предметы русского декоративно-прикладного искусства, на других плоскостные предметы (не раскрашенные заготовки) русской утвари подготовленные для родителей.
Со многими предметами и их назначением дети уже были знакомы, но сами названия по-прежнему удивляли и волновали.
Звучала русская народная мелодия. Дети по примеру воспитателя вспоминали и произносили пословицы и поговорки о труде, загадывали загадки. Совместно с родителями была проведена викторина по промыслам.
Затем был проведён конкурс «Мастера и мастерицы», где ребята с удовольствием обучали своих родителей декоративной росписи, и совместно расписывали заготовленные плоскостные предметы по различным видам промыслов.
По окончании росписи предметы расставлялись вдоль полок, как на продажу (звучала народная мелодия «Коробейники»). Ребята «отправлялись» на ярмарку.
Родители вместе с детьми участвовали в играх: «Ручеёк», «Золотые ворота», «Плетень» и др. Ребята играли на ложках, трещотках, свистульках.
В заключении общая пляска под песню «Россеюшка моя». Дети приглашали взрослых на пляску.
Совместная деятельность родителей с детьми благотворно влияет на установление взаимопонимания в семье. А возможность ребёнка выступать в роли обучающего – повышает его самооценку, закрепляет его уже сформированные знания и умения, и поднимает их на новый качественный уровень.
Контрольный этап эксперимента.
Таким образом, мы считаем, что большинство детей перешли на более высокий уровень развития декоративного творчества. Испытуемые продемонстрировали успешность в создании собственных композиций на основе изученных видов росписи. В ходе создания композиций дети не только с интересом выполняли работу, но и показали знания всех элементов и способов росписи, умение отличать виды промысла. Все дети успешно справились с заданием.
Проверка результатов нашей работы на контрольном этапе исследования проводилась по тем же позициям, которые были определены в констатирующем этапе. Мы получили следующие результаты.
Таблица 3
Критерии и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о декоративных промыслах в рамках формирующего эксперимента
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1.Знание и называние элементов декоративной росписи | определяются и называются от 8 до 10 элементов росписи | определяются и называются от 4 до 7 элементов росписи | определяются и называются от 1 до 3 элементов росписи |
2.Знание и называние художественно-изобразительных приемов росписи | правильное определение и называние художетсвенно-изобразительных приемов росписи (4-5 элементов) | частичное определение и называние художетсвенно-изобразительных приемов росписи (2-3 элемента) | наличие большого количества ошибок при определении приемов росписи |
3.Способность классифицировать промысел по росписи | дети свободно дифференцируют различные элементы росписи, вычленяя характерные особенности каждой группы | дети способны разделить не все элементы росписи на группы, они допускают много ошибок, некоторые элементы остаются не дифференцированными | дети не способны классифицировать предлагаемые элементы росписи на группы, они испытывают большие затруднения в выявлении специфики каждой группы элементов |
3.Умение распознавать элементы росписи дымки, городца, хохломы, гжели из множества других | дети безошибочно определяют элементы росписи из множества других | дети допускают ряд ошибок и неточностей в дифференциации элементов росписи от элементов других росписей | дети не способны распознать в предлагаемых образцах различные элементы росписей |
4.Умение выделять последовательность (этапы) выполнения элементов росписи | дети соблюдают последовательность этапов выполнения элементов росписи, восстанавливая логику изображения | дети переставляют некоторые этапы выполнения элементов росписи, не соблюдая их последовательность | дети не способны восстановить последовательность этапов выполнения элементов росписи |
5.Способность вычленять цвета, характерные для росписи | дети безошибочно отбирают все цвета, характерные для росписи; называют все выбранные оттенки | дети отбирают не все цвета, характерные для росписи; допускают много ошибок; часто меняют свой выбор; называют только часть выбранных оттенков | дети не способны отобрать цвета, характерные для росписи; не называют оттенков |
6.Эмоционально-эстетический отклик при восприятии цветовой гаммы росписи | дети получают эстетическое наслаждение от восприятия яркой цветовой гаммы росписи | дети избирательны в оценке цветовой гармонии росписи; не все цвета и оттенки находят эмоционально-эстетический отклик у детей | дети равнодушны к созвучию цветов и оттенков в росписи |
7.Умение достигать поставленной цели при выполнении заданий | дети стремятся полностью выполнить задание, даже если они испытывают затруднение | дети выполняют задание до того момента, когда оно им интересно или доступно и прекращают если оказались в тупиковой ситуации | дети с самого начала отказываются выполнять задание, ссылаясь на неумение и незнание |
| 20-18 баллов | 17-10 баллов | 9-0 баллов |