Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 398.50 Кб (Скачать)
  1. Цели и задачи дисциплины

   Дисциплина ориентирует на специальные виды профессиональной деятельности, ее изучение, способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности для дизайнера интерьера.

   Цель спецкурса: формирование у студентов знаний теоретических и конструктивно-технологических основ дизайна мебели, а также практических навыков по конструированию предметов мебели на основе традиционных приемов и современного уровня проектирования с учетом новых материалов и технологий.

 

   Задачи спецкурса:

  • развитие творческих способностей, познавательных интересов, художественного воображения и мышления студентов;
  • овладение разными технологиями, правилами и принципами построения композиции и умениями применять ее при проектировании предметов интерьера;
  • изучение и овладение материалами и принадлежностями, применяемых в декоре интерьера;
  • воспитание ответственного отношения к организации рабочего места;
  • вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимых для проектирования интерьера;
  • формирование у студентов знаний о технологии проектирования мебели;
  • развитие самостоятельности, инициативности, стремления к решению нестандартной проблемы;
  • воспитание трудовой культуры студентов.
  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучающий дисциплину, должен

Знать:

 - этапы, методику и принципы художественного конструирования оборудования интерьера, в т.ч. мебели;

- основные требования к современным мебельным изделиям;

- виды мебели;

- материалы, применяемые  в изготовлении мебели;

- общие принципы и технические  требования к выполнению обмерного  рисунка.

Уметь:

- анализировать, и определять требования к дизайн-проекту, синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению дизайн-проекта, научно обосновать свои предложения;

- конструировать предметы, товары, промышленных образцов, подготовить полный проект документации по дизайн - проекту для его реализации.

   Владеть:

- рисунком, умением использовать  рисунки в практике составления  композиции и переработкой их  в направлении проектирования любого объекта; владеть навыками линейно-конструктивного построения;

- навыками применения получения знаний при разработке мебели.

 

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия

70

Лекции

44

Практические занятия

26

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа

18

Общая трудоемкость

                  88


 

  1. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

I

зачет


 

  1. Содержание дисциплины

Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час)

Практические занятия

Лабораторная работа

1

Вводное занятие

2

-

-

2

 Мебель как элемент формообразования интерьера

 

2

-

-

3

Классификация мебели

2

-

-

4

 Материал и технология  в мебели

 

2

-

-

5

Мебель для сиденья

2

-

-

6

Обмерный рисунок предмета мебели

2

-

-

7

Столы обеденные и письменные

2

-

-

8

 Офисная мебель

2

-

-

9

Мебель для лежания

2

-

-

10

Конструктивные схемы корпусной мебели

 

4

-

-

11

Основные конструктивные элементы корпусной м6ебели

 

 

2

-

-

12

Модульная координация мебели

2

2

-

13

Комбинаторика формообразования в проектировании мебели

 

2

 

2

-

14

Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели

 

2

-

-

15

Мебель для детской комнаты

4

-

-

16

Мебель для кухни

4

-

-

17

Мебель для ванных комнат

4

-

-

18

Эскизный проект обеденной группы

-

6

-

19

Эскизный проект индивидуального рабочего места

-

8

-

20

Эскизный проект стеллажной системы хранения

-

4

-

21

Эскизный проект  мебели для детской комнаты

-

4

-

22

Творческое проектирование

2

-

-

23

Разработка дизайн - проекта

2

18

-


 

Разделы

Лекции

 

Практические занятия

Лабораторная работа

1

Вводное занятие:

- Содержание учебной дисциплины. Этапы, методика и основной принцип  художественного конструирования  оборудования интерьера, в т.ч. мебели, кратко история мебели.

 

 

 

2

-

-

2

Мебель как элемент формообразования интерьера:

- Основные требования  к современным мебельным изделиям: эргономические, антропометрические, функциональные, технологические, эстетические.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

-

-

3

Классификация мебели:

- Виды мебели по эксплуатационным, функциональным признакам.  Художественно-конструктивным, технологическим признакам

 

 

2

 

-

-

4

Материал и технология в мебели:

- Материалы, применяемые  в изготовлении мебели и способы  их обработки.

- Мебель из древесины  и древесных материалов (столярная, гнутая, прессованная, плетеная), из металла (литая, сварная, штампованная, гнутая).

- Мебель из пластмасс (литая, формованная, склеенная). Основные  виды разборных и неразборных  соединений.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

-

-

5

Мебель для сиденья:

- Конструктивные схемы и функциональные размеры табуретов, стульев и рабочих кресел. Профилировка сиденья.

 

 

 

2

-

-

6

Обмерный рисунок предмета мебели:

- Общие принципы и технические  требования к выполнению обмерного  рисунка.

 

 

 

2

-

-

7

Столы обеденные и письменные:

- Конструктивные схемы  и функциональные размеры. Взаиморасположение  обеденной или рабочей плоскости  стола и сиденья стула.

 

 

 

 

2

-

-

8

Офисная мебель:

- Особенности конструкции  офисных столов и стульев, их  размеры, эргономические требования  к организации рабочего пространства.

 

 

2

-

-

9

Мебель для лежания

- Виды, конструктивные схемы, основные параметры, материалы, механизмы  трансформации. Изучение и анализ  аналогов.

 

 

2

-

-

10

Конструктивные схемы корпусной мебели:

- Стеллажная, секционная. Зарисовки конструктивных схем, изучение и анализ аналогов.

- Универсально-сборная, встроенная  мебель.  Зарисовки конструктивных  схем, изучение и анализ аналогов.

 

 

 

 

2

 

 

2

-

-

11

Основные конструктивные элементы корпусной м6ебели:

- Стенки, двери, опоры, полки, ящики. Способы соединения и трансформации элементов.

 

 

 

 

 

2

-

-

12

Модульная координация мебели:

- Метод модульной координации  размеров мебели, модульная проектная  сетка.

- Построение предмета  мебели (комод, шкаф) при помощи пространственной  системы модульных координат (аксонометрия, формат листа А-3).

 

 

 

2

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

2

-

13

Комбинаторика формообразования в проектировании мебели:

- Поиск и исследование  закономерностей вариантного изменения  пространственных структур (перестановки, размещения, сочетания).

- Схематично-условные зарисовки  вариантов композиционного решения корпусной мебели (графические материалы, формат А-4).

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

-

14

Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели:

- Определение количества, габаритов и объема функциональных  емкостей и зон его размещения. Размеры отдельных элементов корпусной мебели в плане и по фасаду.

 

 

 

 

 

 

2

-

-

15

Мебель для детской комнаты:

- Основные антропометрические  данные детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

-  Особенности функциональных требований и конструкции детской мебели (многофункциональность, возможность трансформации), материалы и цветовое решение. Изучение и анализ аналогов.

 

 

 

2

 

 

 

 

2

-

-

16

Мебель для кухни:

- Функциональные размеры навесных и напольных элементов мебели, а также необходимого оборудования (газовые плиты, холодильники, вытяжки и т.д.).

Требования к материалам и отделке. Фурнитура. Изучение и анализ аналогов.

 

 

 

 

2

 

 

 

-

-

17

Мебель для ванных комнат:

- Функциональные размеры навесных и напольных элементов. Варианты расположения в зависимости от пропорций помещения.

-Требования к материалам  и фурнитуре. Сантехника и оборудование. Изучение и анализ аналогов.

 

 

 

2

 

 

 

2

-

-

18

Эскизный проект обеденной группы:

-  Выполнение эскизов

- ортогональные проекции  стула и стола для столовой, кафе, ресторана.

- Отмывка акварелью.

-

 

2

2

 

 

2

-

19

Эскизный проект индивидуального рабочего места:

- эскизы индивидуального  рабочего места (компьютерный стол  для школьника, стол дизайнера, кабинетный  стол руководителя и пр.).

- Аксонометрическое изображение  утверждённого эскиза.

- Отмывка в цвете.

- Варианты цветовых решений  и материалов, варианты трансформации.

-

 

 

2

 

 

 

 

2

2

 

2

-

20

Эскизный проект  стеллажной системы хранения:

-Эскизный поиск, построение  ортогональной проекции.

- варианты трансформации  и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду.

-

 

 

 

2

 

 

2

-

21

Эскизный проект  мебели для детской комнаты:

- Эскизный поиск. Построение  ортогональных  проекций   предметов мебели.

- Отмывка акварелью.

-

 

 

 

2

 

2

-

22

Творческое проектирование

2

-

-

23

Разработка дизайн – проекта

-

18

-


 

    1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

 

1

Вводное занятие

Содержание учебной дисциплины. Этапы, методика и основной принцип художественного конструирования оборудования интерьера, в т.ч. мебели.

2

Мебель как элемент формообразования интерьера

Основные требования к современным мебельным изделиям: эргономические, антропометрические, функциональные, технологические, эстетические. Единство утилитарного и художественного начал в предметах мебели.

3

Классификация мебели

Виды мебели по эксплуатационным, функциональным, художественно-конструктивным, технологическим признакам

4

Материал и технология в мебели

Материалы, применяемые в изготовлении мебели и способы их обработки. Мебель из древесины и древесных материалов (столярная, гнутая, прессованная, плетеная), из металла (литая, сварная, штампованная, гнутая), из пластмасс (литая, формованная, склеенная). Основные виды разборных и неразборных соединений.

5

Мебель для сидения

Конструктивные схемы и функциональные размеры табуретов, стульев и рабочих кресел. Профилировка сиденья.

6

Обмерный рисунок предмета мебели

Общие принципы и технические требования к выполнению обмерного рисунка.

7

Столы обеденные и письменные

Конструктивные схемы и функциональные размеры. Взаиморасположение обеденной или рабочей плоскости стола и сиденья стула.

8

Офисная мебель

Особенности конструкции офисных столов и стульев, их размеры, эргономические требования к организации рабочего пространства

9

Мебель для лежания

Виды, конструктивные схемы, основные параметры, материалы, механизмы трансформации. Изучение и анализ аналогов.

10

Конструктивные схемы корпусной мебели

Стеллажная, секционная, универсально-сборная, встроенная мебель. Зарисовки конструктивных схем, изучение и анализ аналогов.

11

Основные конструктивные элементы корпусной мебели

Стенки, двери, опоры, полки, ящики. Способы соединения и трансформации элементов.

12

Модульная координация мебели

Метод модульной координации размеров мебели, модульная проектная сетка. Построение предмета мебели (комод, шкаф) при помощи пространственной системы модульных координат (аксонометрия, формат листа А-3).

13

Комбинаторика формообразования в проектировании мебели

Поиск и исследование закономерностей вариантного изменения пространственных структур (перестановки, размещения, сочетания). Схематично-условные зарисовки вариантов композиционного решения корпусной мебели (графические материалы, формат А-4).

14

Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели

Определение количества, габаритов и объема функциональных емкостей и зон его размещения. Размеры отдельных элементов корпусной мебели в плане и по фасаду.

15

Мебель для детской комнаты

Основные антропометрические данные детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности функциональных требований и конструкции детской мебели (многофункциональность, возможность трансформации), материалы и цветовое решение. Изучение и анализ аналогов.

16

Мебель для кухни

Функциональные размеры навесных и напольных элементов мебели, а также необходимого оборудования (газовые плиты, холодильники, вытяжки и т.д.). Требования к материалам и отделке. Фурнитура. Изучение и анализ аналогов.

17

Мебель для ванных комнат

Функциональные размеры навесных и напольных элементов. Варианты расположения в зависимости от пропорций помещения. Требования к материалам и фурнитуре. Сантехника и оборудование. Изучение и анализ аналогов.

18

Эскизный проект обеденной группы

Состав проекта: исчерпывающие ортогональные проекции стула и стола для столовой, кафе, ресторана (Формат листа А-2, отмывка акварелью).  Предметы должны иметь схожие конструктивные схемы и единое художественное решение, т.е. представлять собой мебельную группу.

20

Эскизный проект индивидуального рабочего места

Состав проекта: эскизы индивидуального рабочего места (компьютерный стол для школьника, стол дизайнера, кабинетный стол руководителя и пр.), аксонометрическое изображение утверждённого эскиза, отмывка в цвете, варианты цветовых решений и материалов, варианты трансформации. Ф А2.

21

Эскизный проект стеллажной системы хранения

Состав проекта: исчерпывающие ортогональные проекции, варианты трансформации и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду. Отмывка акварелью, формат листа А-2.   Назначение стеллажной системы (хранение книг, посуды, аппаратуры, декоративных предметов и т.д.) – по выбору студента.

22

Эскизный проект  мебели для детской комнаты

Состав проекта:  ортогональные проекции   предметов мебели в масштабе. Отмывка акварелью, формат листов А-2. Номенклатура мебели и возраст ребенка, для которого она предназначена – по выбору студента.

23

Творческое проектирование

Выбор темы проекта. Эскизный поиск.

24

Темы для проекта (1 проект по выбору студента):

 

- Эскизный проект мебели  и оборудования для кухни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эскизный проект мебели  и оборудования для ванной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разработка группы мебели  с элементами стиля

 

 

 

 

Комплексная разработка интерьера и оборудования кухни. Состав проекта: 1-ый планшет – планировочное решение кухни с расстановкой мебели и оборудования, развертки 2-3 стен с изображением мебели. План выполняется карандашом или тушью, развертки – отмывкой акварелью. 2-ой планшет - 3-4 предмета мебели в необходимых проекция с указанием габаритных размеров. Передача  цвета и фактуры материала с помощью акварели, гуаши и графических средств.

 

Комплексная разработка интерьера и оборудования ванной комнаты. Состав проекта: 1-ый планшет – проектная разработка 3-4 предметов мебели и элементов оборудования (светильники, зеркала, декор и т.д.) в масштабе с указанием размеров. 2-ой планшет – перспективное изображение фрагмента помещения ванной комнаты. Необходимое требование – единство стилевого решения в формах и материалах мебели и  оборудования, цветовой гамме и фактуре отделки, создание ансамбля, образа. Материалы – акварель, гуашь, акриловые краски.

 

Разработка эскизного проекта группы корпусной, решётчатой и мягкой мебели с использованием элементов исторического или художественного стиля. Содержание проекта: 2 планшета 50Х70 (разработки мебели и оборудования и перспектива интерьера), эскизные варианты и зарисовки аналогов на отдельном листе А-2.


 

6.Учебно-методическое  обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Барташевич, А.А. Технология производства мебели[Текст]: учебники, учебные  пособия / А.А. Барташеви – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  2. Барташевич, А.А., Аладова, Н.И., Романовский, А.М. История интерьера и мебели[Текст]/ А.А Барташевич., Н.И. Аладова, А.М. Романовский: серия «Высшее профессиональное образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  3. Бобиков, П.Д. Мебель своими руками. [Текст]/ П.Д. Бобиков – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  4. Кулебакин, Г.И., Кильпе, Т.Л. Рисунок и основы композиции [Текст]: Учебное пособие / Г.И Кулебакин., Т.Л. Кильпе - М.: Высш. шк., 1994.
  5. Покатаев, В.П. Конструирование оборудования интерьера [Текст]/ В.П. Покатаев– Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  6. ДПМ(дизайн и производство мебели) научно – производственный журнал.
  7. Прахт, К. Мебель и архитектура. [Текст]/ К. Прахт -М.: Стройиздат, 2000.
  8. Белов, А. А., Янов, В.В. Художественное конструирование мебели [Текст]/ А. А Белов, В.В Янов – Изд. 2 перераб. и доп.: Лесн. пром - сть 1985. 216с.

 

Дополнительная:

  1.Претти Рут Интерьерный дизайн. Лучшие идеи  [Текст]/ Претти Рут. - М: Эксмо, 2008. – 256 с.

2. Ганзен, В. А., Кудин, П. А., Ломов, Б. Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика [Текст]/ В.А. Ганзен, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов. - М.: АСТ, 1999. – 98 с.

3. Минервин, Г. Б., Шимко, В. Т., Ефимов, А. В. и др., Дизайн иллюстративный словарь – справочник [Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.

4. Адамчик, М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве [Текст]/ М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2009. – 216 с.

5. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере [Текст]/ Е.С. Пономарева. - Минск: Высш.шк., 1997.

7. Материально- -техническое  обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины имеются:

- учебные видеофильмы;

- презентации;

- наглядные пособия;

- репродукции;

- раздаточный материал.

8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1 Текущий контроль

 Практические работы:

  1. Эскизный проект обеденной группы
  2. Эскизный проект индивидуального рабочего места
  3. Эскизный проект стеллажной системы хранения
  4. Эскизный проект  мебели для детской комнаты

Информация о работе Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО