Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53
Дисциплина ориентирует на специальные виды профессиональной деятельности, ее изучение, способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности для дизайнера интерьера.
Цель спецкурса: формирование у студентов знаний теоретических и конструктивно-технологических основ дизайна мебели, а также практических навыков по конструированию предметов мебели на основе традиционных приемов и современного уровня проектирования с учетом новых материалов и технологий.
Задачи спецкурса:
Студент, изучающий дисциплину, должен
Знать:
- этапы, методику и принципы художественного конструирования оборудования интерьера, в т.ч. мебели;
- основные требования к современным мебельным изделиям;
- виды мебели;
- материалы, применяемые в изготовлении мебели;
- общие принципы и технические
требования к выполнению
Уметь:
- анализировать, и определять требования к дизайн-проекту, синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению дизайн-проекта, научно обосновать свои предложения;
- конструировать предметы, товары, промышленных образцов, подготовить полный проект документации по дизайн - проекту для его реализации.
Владеть:
- рисунком, умением использовать
рисунки в практике
- навыками применения получения знаний при разработке мебели.
Виды учебной работы |
Трудоемкость (час) |
Аудиторные занятия |
70 |
Лекции |
44 |
Практические занятия |
26 |
Лабораторные занятия |
- |
Самостоятельная работа |
18 |
Общая трудоемкость |
88 |
Семестр |
Вид отчетности |
I |
зачет |
№ |
Разделы |
Лекции Трудоемкость (час) |
Практические занятия |
Лабораторная работа |
1 |
Вводное занятие |
2 |
- |
- |
2 |
Мебель как элемент формообразования интерьера |
2 |
- |
- |
3 |
Классификация мебели |
2 |
- |
- |
4 |
Материал и технология в мебели |
2 |
- |
- |
5 |
Мебель для сиденья |
2 |
- |
- |
6 |
Обмерный рисунок предмета мебели |
2 |
- |
- |
7 |
Столы обеденные и письменные |
2 |
- |
- |
8 |
Офисная мебель |
2 |
- |
- |
9 |
Мебель для лежания |
2 |
- |
- |
10 |
Конструктивные схемы корпусной мебели |
4 |
- |
- |
11 |
Основные конструктивные элементы корпусной м6ебели |
2 |
- |
- |
12 |
Модульная координация мебели |
2 |
2 |
- |
13 |
Комбинаторика формообразования в проектировании мебели |
2 |
2 |
- |
14 |
Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели |
2 |
- |
- |
15 |
Мебель для детской комнаты |
4 |
- |
- |
16 |
Мебель для кухни |
4 |
- |
- |
17 |
Мебель для ванных комнат |
4 |
- |
- |
18 |
Эскизный проект обеденной группы |
- |
6 |
- |
19 |
Эскизный проект индивидуального рабочего места |
- |
8 |
- |
20 |
Эскизный проект стеллажной системы хранения |
- |
4 |
- |
21 |
Эскизный проект мебели для детской комнаты |
- |
4 |
- |
22 |
Творческое проектирование |
2 |
- |
- |
23 |
Разработка дизайн - проекта |
2 |
18 |
- |
№ |
Разделы |
Лекции
|
Практические занятия |
Лабораторная работа |
1 |
Вводное занятие: - Содержание учебной дисциплины.
Этапы, методика и основной принцип
художественного |
2 |
- |
- |
2 |
Мебель как элемент формообразования интерьера: - Основные требования
к современным мебельным |
2
|
- |
- |
3 |
Классификация мебели: - Виды мебели по эксплуатационны |
2
|
- |
- |
4 |
Материал и технология в мебели: - Материалы, применяемые
в изготовлении мебели и - Мебель из древесины и древесных материалов (столярная, гнутая, прессованная, плетеная), из металла (литая, сварная, штампованная, гнутая). - Мебель из пластмасс (литая, формованная, склеенная). Основные виды разборных и неразборных соединений. |
2
|
- |
- |
5 |
Мебель для сиденья: - Конструктивные схемы и функциональные размеры табуретов, стульев и рабочих кресел. Профилировка сиденья. |
2 |
- |
- |
6 |
Обмерный рисунок предмета мебели: - Общие принципы и технические
требования к выполнению |
2 |
- |
- |
7 |
Столы обеденные и письменные: - Конструктивные схемы
и функциональные размеры. Взаиморасположение
обеденной или рабочей |
2 |
- |
- |
8 |
Офисная мебель: - Особенности конструкции офисных столов и стульев, их размеры, эргономические требования к организации рабочего пространства. |
2 |
- |
- |
9 |
Мебель для лежания - Виды, конструктивные схемы, основные параметры, материалы, механизмы трансформации. Изучение и анализ аналогов. |
2 |
- |
- |
10 |
Конструктивные схемы корпусной мебели: - Стеллажная, секционная. Зарисовки конструктивных схем, изучение и анализ аналогов. - Универсально-сборная, встроенная мебель. Зарисовки конструктивных схем, изучение и анализ аналогов. |
2
2 |
- |
- |
11 |
Основные конструктивные элементы корпусной м6ебели: - Стенки, двери, опоры, полки, ящики. Способы соединения и трансформации элементов. |
2 |
- |
- |
12 |
Модульная координация мебели: - Метод модульной координации размеров мебели, модульная проектная сетка. - Построение предмета мебели (комод, шкаф) при помощи пространственной системы модульных координат (аксонометрия, формат листа А-3). |
2
- |
2 |
- |
13 |
Комбинаторика формообразования в проектировании мебели: - Поиск и исследование
закономерностей вариантного - Схематично-условные зарисовки вариантов композиционного решения корпусной мебели (графические материалы, формат А-4). |
2 |
2 |
- |
14 |
Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели: - Определение количества,
габаритов и объема |
2 |
- |
- |
15 |
Мебель для детской комнаты: - Основные антропометрические данные детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Особенности функциональных требований и конструкции детской мебели (многофункциональность, возможность трансформации), материалы и цветовое решение. Изучение и анализ аналогов. |
2
2 |
- |
- |
16 |
Мебель для кухни: - Функциональные размеры навесных и напольных элементов мебели, а также необходимого оборудования (газовые плиты, холодильники, вытяжки и т.д.). Требования к материалам и отделке. Фурнитура. Изучение и анализ аналогов. |
2
|
- |
- |
17 |
Мебель для ванных комнат: - Функциональные размеры навесных и напольных элементов. Варианты расположения в зависимости от пропорций помещения. -Требования к материалам и фурнитуре. Сантехника и оборудование. Изучение и анализ аналогов. |
2
2 |
- |
- |
18 |
Эскизный проект обеденной группы: - Выполнение эскизов - ортогональные проекции стула и стола для столовой, кафе, ресторана. - Отмывка акварелью. |
- |
2 2
2 |
- |
19 |
Эскизный проект индивидуального рабочего места: - эскизы индивидуального рабочего места (компьютерный стол для школьника, стол дизайнера, кабинетный стол руководителя и пр.). - Аксонометрическое изображение утверждённого эскиза. - Отмывка в цвете. - Варианты цветовых решений и материалов, варианты трансформации. |
- |
2
2 2
2 |
- |
20 |
Эскизный проект стеллажной системы хранения: -Эскизный поиск, построение ортогональной проекции. - варианты трансформации и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду. |
- |
2
2 |
- |
21 |
Эскизный проект мебели для детской комнаты: - Эскизный поиск. Построение ортогональных проекций предметов мебели. - Отмывка акварелью. |
- |
2
2 |
- |
22 |
Творческое проектирование |
2 |
- |
- |
23 |
Разработка дизайн – проекта |
- |
18 |
- |
№ п/п |
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) |
Содержание раздела
|
1 |
Вводное занятие |
Содержание учебной дисциплины. Этапы, методика и основной принцип художественного конструирования оборудования интерьера, в т.ч. мебели. |
2 |
Мебель как элемент формообразования интерьера |
Основные требования к современным мебельным изделиям: эргономические, антропометрические, функциональные, технологические, эстетические. Единство утилитарного и художественного начал в предметах мебели. |
3 |
Классификация мебели |
Виды мебели по эксплуатационным, функциональным, художественно-конструктивным, технологическим признакам |
4 |
Материал и технология в мебели |
Материалы, применяемые в изготовлении мебели и способы их обработки. Мебель из древесины и древесных материалов (столярная, гнутая, прессованная, плетеная), из металла (литая, сварная, штампованная, гнутая), из пластмасс (литая, формованная, склеенная). Основные виды разборных и неразборных соединений. |
5 |
Мебель для сидения |
Конструктивные схемы и функциональные размеры табуретов, стульев и рабочих кресел. Профилировка сиденья. |
6 |
Обмерный рисунок предмета мебели |
Общие принципы и технические требования к выполнению обмерного рисунка. |
7 |
Столы обеденные и письменные |
Конструктивные схемы и функциональные размеры. Взаиморасположение обеденной или рабочей плоскости стола и сиденья стула. |
8 |
Офисная мебель |
Особенности конструкции офисных столов и стульев, их размеры, эргономические требования к организации рабочего пространства |
9 |
Мебель для лежания |
Виды, конструктивные схемы, основные параметры, материалы, механизмы трансформации. Изучение и анализ аналогов. |
10 |
Конструктивные схемы корпусной мебели |
Стеллажная, секционная, универсально-сборная, встроенная мебель. Зарисовки конструктивных схем, изучение и анализ аналогов. |
11 |
Основные конструктивные элементы корпусной мебели |
Стенки, двери, опоры, полки, ящики. Способы соединения и трансформации элементов. |
12 |
Модульная координация мебели |
Метод модульной координации размеров мебели, модульная проектная сетка. Построение предмета мебели (комод, шкаф) при помощи пространственной системы модульных координат (аксонометрия, формат листа А-3). |
13 |
Комбинаторика формообразования в проектировании мебели |
Поиск и исследование закономерностей вариантного изменения пространственных структур (перестановки, размещения, сочетания). Схематично-условные зарисовки вариантов композиционного решения корпусной мебели (графические материалы, формат А-4). |
14 |
Габаритные и функциональные размеры корпусной мебели |
Определение количества, габаритов и объема функциональных емкостей и зон его размещения. Размеры отдельных элементов корпусной мебели в плане и по фасаду. |
15 |
Мебель для детской комнаты |
Основные антропометрические данные детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности функциональных требований и конструкции детской мебели (многофункциональность, возможность трансформации), материалы и цветовое решение. Изучение и анализ аналогов. |
16 |
Мебель для кухни |
Функциональные размеры навесных и напольных элементов мебели, а также необходимого оборудования (газовые плиты, холодильники, вытяжки и т.д.). Требования к материалам и отделке. Фурнитура. Изучение и анализ аналогов. |
17 |
Мебель для ванных комнат |
Функциональные размеры навесных и напольных элементов. Варианты расположения в зависимости от пропорций помещения. Требования к материалам и фурнитуре. Сантехника и оборудование. Изучение и анализ аналогов. |
18 |
Эскизный проект обеденной группы |
Состав проекта: исчерпывающие ортогональные проекции стула и стола для столовой, кафе, ресторана (Формат листа А-2, отмывка акварелью). Предметы должны иметь схожие конструктивные схемы и единое художественное решение, т.е. представлять собой мебельную группу. |
20 |
Эскизный проект индивидуального рабочего места |
Состав проекта: эскизы индивидуального рабочего места (компьютерный стол для школьника, стол дизайнера, кабинетный стол руководителя и пр.), аксонометрическое изображение утверждённого эскиза, отмывка в цвете, варианты цветовых решений и материалов, варианты трансформации. Ф А2. |
21 |
Эскизный проект стеллажной системы хранения |
Состав проекта: исчерпывающие ортогональные проекции, варианты трансформации и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду. Отмывка акварелью, формат листа А-2. Назначение стеллажной системы (хранение книг, посуды, аппаратуры, декоративных предметов и т.д.) – по выбору студента. |
22 |
Эскизный проект мебели для детской комнаты |
Состав проекта: ортогональные проекции предметов мебели в масштабе. Отмывка акварелью, формат листов А-2. Номенклатура мебели и возраст ребенка, для которого она предназначена – по выбору студента. |
23 |
Творческое проектирование |
Выбор темы проекта. Эскизный поиск. |
24 |
Темы для проекта (1 проект по выбору студента):
- Эскизный проект мебели и оборудования для кухни
- Эскизный проект мебели и оборудования для ванной
- Разработка группы мебели с элементами стиля |
Комплексная разработка интерьера и оборудования кухни. Состав проекта: 1-ый планшет – планировочное решение кухни с расстановкой мебели и оборудования, развертки 2-3 стен с изображением мебели. План выполняется карандашом или тушью, развертки – отмывкой акварелью. 2-ой планшет - 3-4 предмета мебели в необходимых проекция с указанием габаритных размеров. Передача цвета и фактуры материала с помощью акварели, гуаши и графических средств.
Комплексная разработка интерьера и оборудования ванной комнаты. Состав проекта: 1-ый планшет – проектная разработка 3-4 предметов мебели и элементов оборудования (светильники, зеркала, декор и т.д.) в масштабе с указанием размеров. 2-ой планшет – перспективное изображение фрагмента помещения ванной комнаты. Необходимое требование – единство стилевого решения в формах и материалах мебели и оборудования, цветовой гамме и фактуре отделки, создание ансамбля, образа. Материалы – акварель, гуашь, акриловые краски.
Разработка эскизного проекта группы корпусной, решётчатой и мягкой мебели с использованием элементов исторического или художественного стиля. Содержание проекта: 2 планшета 50Х70 (разработки мебели и оборудования и перспектива интерьера), эскизные варианты и зарисовки аналогов на отдельном листе А-2. |
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная:
Дополнительная:
1.Претти Рут Интерьерный дизайн. Лучшие идеи [Текст]/ Претти Рут. - М: Эксмо, 2008. – 256 с.
2. Ганзен, В. А., Кудин, П. А., Ломов, Б. Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика [Текст]/ В.А. Ганзен, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов. - М.: АСТ, 1999. – 98 с.
3. Минервин, Г. Б., Шимко, В. Т., Ефимов, А. В. и др., Дизайн иллюстративный словарь – справочник [Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.
4. Адамчик, М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве [Текст]/ М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2009. – 216 с.
5. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере [Текст]/ Е.С. Пономарева. - Минск: Высш.шк., 1997.
7. Материально- -техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины имеются:
- учебные видеофильмы;
- презентации;
- наглядные пособия;
- репродукции;
- раздаточный материал.
8. Содержание текущего и итогового контроля
8.1 Текущий контроль
Практические работы: