Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности студентов. Эту информацию педагог получает в ходе применения различных методов обучения.
Сделать занятия по «Художественному проектированию мебели» интересными, увлекательными и запоминающимися поможет объяснительно – иллюстративный метод.
Суть объяснительно-
Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, совершенствовать приемы взаимодействия преподавателя и студентов. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что преподователь излагает знания в обработанном, «готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
Действия преподавателя |
Действия студента |
1. Информирует о новых
знаниях, объясняет. |
1. Воспринимает информацию,
обнаруживает первичное |
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность студента репродуктивна.
Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят его.
Этапы деятельности преподавателя и студента в этом дидактическом процессе выглядят так: преподаватель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Студент воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.
Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя на студента, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании студентов.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы, диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у обучающихся представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования студентами в речи определенных слов, оборотов, фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался студент.
На занятиях были использованы следующие видеоролики:
Заключение
Мебель — категория элементов дизайна, которая почти полностью принадлежит к сфере дизайна интерьера. В то время как стены, полы, потолки, окна и двери входят в архитектурный дизайн здания, выбор и расстановка подвижных элементов интерьера — предметов мебели, занавесок и аксессуаров — прерогатива исключительно дизайна интерьера.
Мебель служит посредником между архитектурой и людьми, создает переход по форме и масштабу между внутренним пространством и индивидуумом. Мебель делает внутреннее пространство обитаемым, обеспечивает комфорт и выполнение стоящих перед этим помещением задач [18].
Для повышения эффективности образовательного процесса спецкурса «Художественное проектирование мебели» педагогу необходимо владеть умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивая способности студентов на основе изучения их реальных возможностей. А также выделять главное, существенное в содержании, правильно выбирать методы, средства и формы организации обучения и воспитания, осуществлять дифференцированный подход к студентам, создавать им необходимые условия для обучения, умело применять избранный вариант учебного процесса, оперативно корректируя его при необходимости [17].
Преподавание спецкурса «Художественное проектирование мебели» способствует развитию эстетических вкусов, творческого воображения, активизации познавательной деятельности учащихся, повышению активности, формированию умений и навыков и применению их на практике.
Список используемых ресурсов.