Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

   Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности студентов. Эту информацию педагог получает в ходе применения различных методов обучения.

    Сделать занятия по «Художественному проектированию мебели» интересными, увлекательными и запоминающимися поможет объяснительно – иллюстративный метод.

 Суть объяснительно-иллюстрированного метода, заключается в информировании, просвещении студентов и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще учебных, так и специальных (предметных) умений.

    Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, совершенствовать приемы взаимодействия преподавателя и студентов. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что преподователь излагает знания в обработанном, «готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия преподавателя

Действия студента

1. Информирует о новых  знаниях, объясняет. 
2. Организует осмысливание учебной информации. 
3. Организует обобщение знаний. 
4. Организует закрепление учебного материла. 
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения

1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 
2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 
3. Обобщает усвоенный материал. 
4. Закрепляет изученное путем повторения. 
5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.




 

 

   Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.

    Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность студента репродуктивна.

    Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят его.

    Этапы деятельности преподавателя и студента в этом дидактическом процессе выглядят так: преподаватель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Студент воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

    Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя на студента, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

 Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой,  игровой,  технологией сотрудничества).

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании студентов.

       На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы, диафильмы.

5. Практический показ  действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у обучающихся представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования студентами в речи определенных слов, оборотов,  фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался студент.

    На занятиях были использованы следующие видеоролики:

  1. С. Гончаренко «Учимся делать мебель» [Электронный ресурс]/ М.: 2011 г. – 45 мин.
  2. Причудливая мебель [Электронный ресурс]/ М.,2011 г. – 4 мин.
  3. Продвинутая мебель [Электронный ресурс]/ М.,2011 г. – 6 мин.
  4. Проектирование кухонь. Фасады МДФ покрытие эмалью  [Электронный ресурс]/ М.,2010 г. – 6,15 мин.
  5. Дизайн интерьера и мебели [Электронный ресурс]/ М.,2010 г. – 0,51 мин.
  6. Секреты интерьера правильной кухни [Электронный ресурс]/ М.,2011 г. –  2,42 мин.
  7. Уникальная детская мебель [Электронный ресурс]/ М.,2008 г. –  2,35 мин.
  8. Мебель для ванной [Электронный ресурс]/ М.,2010 г. – 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Мебель — категория элементов дизайна, которая почти полностью принадлежит к сфере дизайна интерьера. В то время как стены, полы, потолки, окна и двери входят в архитектурный дизайн здания, выбор и расстановка подвижных элементов интерьера — предметов мебели, занавесок и аксессуаров — прерогатива исключительно дизайна интерьера.

Мебель служит посредником между архитектурой и людьми, создает переход по форме и масштабу между внутренним пространством и индивидуумом. Мебель делает внутреннее пространство обитаемым, обеспечивает комфорт и выполнение стоящих перед этим помещением задач [18].

Для повышения эффективности образовательного процесса спецкурса «Художественное проектирование мебели» педагогу необходимо владеть умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивая способности студентов на основе изучения их реальных возможностей. А также выделять главное, существенное в содержании, правильно выбирать методы, средства и формы организации обучения и воспитания, осуществлять дифференцированный подход к студентам, создавать им необходимые условия для обучения, умело применять избранный вариант учебного процесса, оперативно корректируя его при необходимости [17].

Преподавание спецкурса «Художественное проектирование мебели» способствует развитию эстетических вкусов, творческого воображения,  активизации познавательной деятельности учащихся, повышению активности, формированию умений и навыков и применению их на практике.

 

 

 

 

Список используемых ресурсов.

  1. Агранович-Пономорева Е.С., Алядова Н.И. Интерьер современной квартиры Изд. 3-е [Текст]/ Е.С. Агранович-Пономорева, Н.И. Алядова. - М.: Эксмо «Строительство и дизайн», 2007. – 120 с.
  2. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве [Текст]/ М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2009. – 216 с.
  3. Барташевич А.А. Технология производства мебели [Текст]/ А.А Барташевич – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  4. Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели [Текст]/ А.А. Барташевич, Н.И. Аладова, А.М. Романовский - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Бартышева С.Я. Профессиональная педагогика [Текст]/ С.Я. Бартышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
  6. Белов А. А., Янов В.В. Художественное конструирование мебели [Текст]/ А. А. Белов, В.В Янов – Изд. 2 перераб. и доп.: Лесн. пром - сть 1985. 216с.
  7. Бобиков П.Д. Мебель своими руками [Текст]/ П.Д. Бобиков  – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  8. Боулз Г. Мебель своими руками [Текст]/ Г. Боулз. - М.: ООО ТД «Издательство Мир Книги» - 2008. – 23 с.
  9. Полевой В., Виппер Б. Искусство стран и народов мира [Текст]/В. Полевой, Б. Виппер. - М.: Советская энциклопедия, 1985. – 320 с.
  10. Минервин Г. Б.,. Шимко В. Т, Ефимов А. В. и др.,Дизайн иллюстративный словарь – справочник [Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.
  11. Гальперина Г. А. Уютные детали для вашего дома [Текст]/ Г.А. Гальперина. - М.: РИПОЛ, 2006. – 320 с.
  12. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика [Текст]/ В.А. Ганзен, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов. - М.: АСТ, 1999. – 98 с.
  13. Глазычев В.О. Декоративная композиция [Текст]/ В.О. Глазычев. - М.: Владос, 2005. – 161 с.
  14. Дмитриев А.В. Оформление интерьера [Текст]/А.В. Дмитриев. - М.: АСТ, 2007. – 120 с.
  15. Дороти Вуд Декор вашего дома [Текст]/ Дороти Вуд. - М: Росмэн-Пресс, 2001. – 256 с.
  16. ДПМ(дизайн и производство мебели) научно – производственный журнал.
  17. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики [Текст]/ Зинченко В. П., Мунипов В. М.- М., Астрель, 2001. – 343 с.
  18. Иванов М.И. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе [Текст]/ М.И. Иванов. - М.: Просвещение, 1986.
  19. К. Прахт Мебель и архитектура [Текст]/ К. Прахт -М.: Стройиздат, 2000.
  20. Капранова Н.Н. Предметы в интерьере  [Текст]/ Н.Н. Капранова. - М: Прогресс, 2000. – 192 с.
  21. Кулебакин Г.И., Кильпе Т.Л. Рисунок и основы композиции[Текст]/ Кулебакин Г.И., Кильпе Т.Л. -М.: Высш. шк., 1994.
  22. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст]/ М.М. Левина. - М.: Академия, 2001.
  23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990.
  24. Матова Р.З. 100 вариантов дизайна интерьера [Текст]/ Р.З. Матова. - М.: АСТ, 2003. – 82 с.
  25. Меерович М.И., Шрагина Л.И.Технология творческого мышления: Практическое пособие [Текст]/ М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. -Минск:  Харвест; М: АСТ, 2000. – 150 с.
  26. Михайлов С.А., Кулиева Л.Е. Основы дизайна [Текст]/ С.А. Михайлов, Л.Е. Кулиева. - Минск: Харвест, 2009. – 136 с.
  27. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна [Текст]/ О.И. Нестеренко. - М.: Молодая гвардия, 1994. – 326 с.
  28. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества [Текст]/ А.Е. Падалко. - М.: Просвещение,1985.
  29. Покатаев В.П. Конструирование оборудования интерьера [Текст]/ В.П. Покатаев Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  30. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере [Текст]/ Е.С. Пономарева. - Минск: Высш.шк., 1997.
  31. Претти Рут Интерьерный дизайн. Лучшие идеи  [Текст]/ Претти Рут. - М: Эксмо, 2008. – 256 с.
  32. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]/ Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Высш. шк., 1990.
  33. Сквирский В. Я. В сфере взаимодействия преподавателя и студента [Текст]/ В.Я. Сквирский . - М.:  Высш. шк. 1980.
  34. Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст]/ В. Устин. - М.: Астрель, 2007. – 239 с.
  35. Холмянский Л.О., Щипанов А.И. Дизайн [Текст]/ Л.О. Холмянский,  А.И.Щипанов . - М.: Контэнт, 2008. – 94 с.
  36. Шанина С. Декоративные элементы в интерьере [Текст]/ С. Шанина. - М.: РИПОЛ, 2010. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО