Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере

    1. Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
    2. Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
    3. УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10

Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО

2.1 Изучение уровня воображения  у студентов……………………………….43

2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47

2.3 Разработка конспектов  практических занятий……………………………47

2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47

Заключение……………………………………………………………………..52

Список используемых ресурсов………………………………………………53

Приложение

 

 

 

 

Введение

  Создать интерьер помещения – это, без преувеличения, целое искусство.  Интерьер мыслится дизайнерами как стилистически единое пространство, каждый предмет которого отвечает замыслу заказчика и исполнителя. Мебель играет важную роль в формировании образа дома. Вещи должны складываться в ансамбль и обладать такими качествами как многофункциональность, эстетическая выразительность, простота и художественная цельность. Мебель формирует не только внешний облик комнаты, но ещё и микроклимат: она влияет на влажность, тепло, помимо этого от неё зависит звукоизоляция, что немаловажно для живущих в блочных домах с тонкими стенами. Предметы интерьера обладают также способностью отражать свет, создавать цветовой фон, который важен для самочувствия и настроения человека. Так, например, небольшую комнату можно визуально расширить с помощью зеркального шкафа-купе, а квартира, выходящая окнами на север, где мало света, обставленная мебелью в теплых светлых тонах, что создаст впечатление просторного светлого помещения.  
   Каждый человек может иметь свою точку зрения. Поэтому при оформлении дизайна интерьера, конечно - необходимо учитывать пожелания владельцев (какими бы неожиданными они ни были). Но при этом профессиональный дизайнер тактично посоветует владельцу не воплощать в реальность те идеи, которые могут пагубно повлиять на общую дизайнерскую композицию. К примеру – в интерьер, выполненный в светло-бежевых тонах поставить тяжеловесную корпусную мебель из красного палисандра. Чтобы владелец отказался от задуманного, достаточно предложить ему представить себя проживающим в такой, достаточно агрессивной обстановке какое-то время [13].

   Мебель в дизайне интерьера является самой значимой составляющей самого интерьера. Именно она является как художественным, так и смысловым связующим в интерьере, а не рассматривается, как отдельный компонент. В интерьере все предметы гарнитура должны друг друга дополнять, и при этом не загромождать пространство. Как правило, гармоничное сочетание не сочетаемых на первый взгляд вещей являет собой верх мастерства дизайнера. Потому что вещи, которые отвечают вкусам хозяина помещения, порой трудно совместить в одной стилистической концепции, т.к. они могут представлять собой прямо противоположные направления. Сочетание современного и классического стиля может показаться невозможным простому обывателю, но только не профессиональному художнику. Самые интересные идеи в дизайне интерьера рождаются при использовании именно контрастных стилей. Но, повторяюсь – это доступно лишь профессиональным мастерам своего дела [19].

    В настоящее время происходят существенные изменения в преподавательской деятельности: меняются место и роль преподавателя в учебном процессе, его основные функции. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного. Центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. В связи с этим на первый план выходят новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских и лекционных занятий, а также самостоятельной работы [24].

Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный процесс, добиться включения студентов в работу на всех этапах деятельности, вызвать у них потребность трудиться, трудом добывать знания самостоятельно или под руководством преподавателя.

Когда педагог проектирует учебное занятие, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо помнить, что эффективность любого учебного занятия определяется не только тем, что педагог пытается передать воспитанникам, а тем, что из всего «предложенного» было ими «взято».

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловливает, с одной стороны, более углубленное и подробное изучение данного спецкурса, его конкретизацию, а с другой - активизацию учебного процесса и повышение эффективности самостоятельной работы студента.

Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.

Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.

Методы исследования:

- анализ психолго - педагогической  и методической литературы;

- диагностическое исследование.

Задачи:

  1. Проанализировать психо - педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
  2. Выделить место дисциплины «Художественное конструирование мебели» в образовательном процессе;
  3. Выявить уровень развития творческого воображения у студентов;
  4. Разработать конспекты занятий по спецкурсу «Художественное конструирование мебели»;
  5. Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения мебели в дизайне интерьере

    1. Роль и значение мебели в интерьере

    Интерьер как эстетически осмысленное пространство должен рассматриваться в тесной связи с человеком и предметным миром. Поэтому под интерьером мы подразумеваем комплекс предметно – пространственной среды, окружающей человека в повседневной жизни.

   Интерьеры должны оборудоваться мебелью по принципу комплексной организации пространства, в соответствии с которым предмет становится частью ансамбля. Современному интерьеру присуще такие качества, как простота, функциональность, эмоциональная выразительность, художественно – композиционная цельность. Эти качества достигаются рациональностью планировки, созданием комфортного микроклимата (теплового, воздушного и влажностного), оптимального шумового и светового режима, рациональным размещением оборудования, цветовым решением, учитывающим психофизическое воздействие цвета на человека.

   Мебель является необходимым элементом интерьера и зависит, прежде всего, от назначения помещения и его планировочного решения. Меблировка жилой квартиры отличается от меблировки учебных помещений или больничной палаты. Поэтому дизайнер – конструктор на стадии пред проектных исследований должен тщательно изучить бытовые и трудовые процессы, протекающие в помещении для которого предназначено изделие, установить их взаимосвязи, требования человека к пространственной организации интерьера и перспективы его развития.

   Удобство и комфортабельность квартиры зависит также от того на сколько учтены при проектировании бытовые процессы семьи, их цикличность, продолжительность, необходимый комплект предметов и оборудования.

   В оборудовании основная роль отводится встроенной мебели (шкафам и раздвижным перегородкам) являющейся основным элементом, организующим интерьер квартиры со свободной планировкой.

   В современном жилом интерьере можно проследить принцип зонирования и организации пространственных связей. Принцип зонирования заключается в создании в помещении системы функциональных зон – отдыха, работы, приема пищи и других, оборудуемых группой мебели соответствующего назначения. При этом учитывается характер взаимодействия как внутри, так и между группами мебели, определяются функциональные размеры изделий, размеры проходов и границ движения людей, площади занимаемые  мебелью в плане и по фронту, оптимальные зоны обзора эксплуатации и т. д. Прием комплектования квартир функциональными группами создает возможность  индивидуального подхода к организации жилища.

   Немаловажным фактором создания уюта и комфорта является декорирование мебели. К примеру - оформление её художественным стеклом и зеркалами, использование декоративной окантовки из металла, золотистого или серебристого напыления. Порою – один-единственный штрих декора способен полностью преобразить дизайн интерьера, сделав его уникальным и элегантным. Решение этих дизайнерских задач не имеет пределов, интерпретировать декорирование и украшение мебели можно как угодно, соблюдая одно, исключительно важное правило – любые предметы мебели в интерьере должны быть выполнены в едином стиле, в котором оформлен сам интерьер. Дизайн интерьера — это творческий процесс, состоящий из целого комплекса технологий по проектированию, зонированию, декорированию и оформлению закрытых пространств. Мебель в дизайне интерьера, помимо своего функционального назначения, сама по себе является одним из главных элементов оформления и во многом именно она и определяет, как будет выглядеть законченный образ интерьера.[6]

 

    1. Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе

   Дисциплина «Художественное проектирование мебели» изучается на старших курсах в учреждениях СПО по специальности дизайн интерьера. Данный спецкурс позволяет студентам получить новые знания, умения и навыки, способствует развитию творческого воображения и формированию эстетического вкуса.

Данная дисциплина включает в себя изучение основных элементов декора интерьера, основ композиции, истории мебели, материалов для изготовления мебели.

Спецкурс «Художественное проектирование мебели» непосредственно связан с другими дисциплинами, такими как «Основы композиции», «Цветоведение», «Материаловедение», «История интерьера» и другие.

«Основы композиции» - это важнейшее средство построения целого. Композиция - это целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого [2].

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. «Художественное проектирование мебели» и «Основы композиции»  тесно связаны между собой, так как элементы декора  - это отдельные части единого стиля интерьера.

«Цветоведение» - это дисциплина, изучающая природу цвета, включающая знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии. «Художественное проектирование мебели» и «Цветоведение» - это дисциплины, связанные друг с другом, так как при создании мебели и размещении ее в интерьере важно учитывать как цвет самой мебели, так и цвет помещения в котором она будет располагаться, для того чтобы создать гармонично сложенный интерьер [29].

 «Материаловедение» - изучаются  традиционные и современные материалы, используемые в интерьерах. При проектирование мебели, необходимо знать материал, из которого изготовлена та или иная вещь, для того чтобы она была функциональна и не деформировалась, при влиянии внешних факторов.

 «История интерьера» - дисциплина, изучающая направления  стилевого решения интерьеров  различных исторических эпох, начиная  с Древнего мира и заканчивающая  современностью. «Художественное проектирование мебели» и «История интерьера» связаны между собой, потому что происхождение мебели, ее изготовление, используемые инструменты и материалы, размещение в помещении – все это изучается историей.

 

 

    1. Учебно-методический комплекс

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС ВПО

     

 

II. Рабочая программа

Информация о работе Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО