Стресс и способы его преодоления у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:09, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Файлы: 1 файл

курсовая псих.помощь.docx

— 21.30 Кб (Скачать)

Стресс  и способы его преодоления  у студентов 

Антистрессовая релаксация 

Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы  играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими  и в семье. Стресс представляет собой  состояние чрезмерно сильного и  длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система  получает эмоциональную перегрузку.

        Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

    1. Понятие стресса
 

            Стрессы — довольно обычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие, стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека, а иногда и к затяжной депрессии.

          Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Это стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни (6,стр. 124)

          Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека(3, стр.88) Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в  себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д..

           Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом ведущую роль играет психическая сфера, и чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

В настоящее  время ученые различают:

  • эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм)
  • дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.
 
  • внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
 
  • межличностного  стресс- взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
 
  • Личностный  стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется  в связи с такими явлениями  как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
 
  • Семейный  стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
 
  • Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей  нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью  и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение  безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации  может стать источником стресса.
 
  • Общественный  стресс относится к проблемам, которые  испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
 
  • Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия  или его последствий

– загрязнение  воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п. 

  • Финансовый  стресс - невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам  работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут  являться причиной стресса.
 
  • Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
 
    1. Анализ  процесса реагирования
 

         Одним из наиболее интересных аспектов изучения  стресса  является  анализ процесса реагирования  на  экстремальное  воздействие.  Его  принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье  последовательности  основных  этапов  развития общего  адаптационного  синдрома.  Им  выделены  начальная  стадия “тревоги”,  следующая  непосредственно  за  экстремальным  воздействием   и выражающаяся  в   резком   падении   сопротивляемости   организма;   стадия “сопротивления”,     характеризующаяся     актуализацией      адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой  соответствует  стойкое  снижение резервов организма.  При  анализе  достаточно  сложных  жизненных  ситуации физиологическая интерпретация  этих  стадий  с  психологическим  содержанием.  Развернутый  процесс  преодоления  возникших трудностей может быть  представлен  спектром  качественно  неоднородных  по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний  “ответа  на  стресс”,  в случае  неадекватности   каждого   из   которых   возникают   специфические отрицательные последствия (6, стр.215).

          Устойчивость человека к возникновению различных форм  стрессовых  реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими  особенностями и мотивационной ориентацией личности.  Следует  отметить,  что  экстремальное воздействие  далеко-  не  всегда   оказывает   отрицательное   влияние   на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще  было  бы невозможно успешное  преодоление  трудностей,  возникающих  при  усложнении условий. Однако работа в  стрессогенной  ситуации  обязательно приводит  к дополнительной  мобилизации    внутренних   ресурсов,   что   может   иметь неблагоприятные  отсроченные  последствия.  Типичные  болезни   “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы,  депрессивные  состояния  —  весьма  характерны  для различных современных видов производства и управленческой  деятельности.  В этой  связи  важны  прикладные  исследования  индивидуальной   устойчивости человека  к  стрессу  и,  как  следствие  этого,  развития   патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда  (научные  работники, инженеры,  администраторы),  занятых  управленческой   деятельностью.   Ими выделены два основных типа: А — подверженных  стрессу,  В  —  устойчивых  к стрессу  лиц.  Представители типа  А   характеризуются   ярко   очерченным поведенческим  синдромом,  определяющим  стиль  их  жизни.   У   них   чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление  к  достижению цели,   агрессивность,   нетерпеливость,   беспокойство,   гиперактивность, экспрессивная речь,  постоянное  напряжение  лицевой  мускулатуры,  чувство постоянной  нехватки  времени  и  повышенной  активности”.  Платой  за  это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Информация о работе Стресс и способы его преодоления у студентов