Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53
Тема: Эскизный проект стеллажной системы хранения
Цель: Научить студентов проектированию стеллажной системы с соблюдением всех основных требований.
Задание:
Выполнить упражнения:
Этапность:
Материалы: ФА2, простой карандаш, ластик, кисти, акварельные краски.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1) Зинченко, В. П., Мунипов, В. М. Основы эргономики [Текст]/ В. П Зинченко, В. М. Мунипов - М., Астрель, 2001. – 343 с.
2) Левадный, В. С. Мебель для нашего дома [Текст]/ В. С. Левадный - ООО «Аделит», 2005., 288с.
3) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн мебели [Текст]/ Л.О Холмянский, А.И. Щипанов - М.: «Контэнт», 2008 г. – 94 с.
4) К. Кейхилл Стеллажи и полки в интерьере. Практическое руководство. [Текст]/ К. Кейхилл – М.: «Аделит», 2005., 265с.
5) Шевельев, И. Принцип пропорции [Текст]/ И. Шевельев - М.: Контэнт, 2008. – 105 с.
Дополнительная:
1) Минервин, Г. Б., Шимко, В. Т., Ефимов, А. В. и др.,Дизайн иллюстративный словарь – справочник[Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.
2) Д. Коновер, У. Вудсон Справочник по инженерной технологии для инженеров и художников – конструкторов [Текст]/Д. Коновер, У. Вудсон -Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.
3) Покатаев, В.П. Конструирование оборудования интерьера [Текст]/ В.П. Покатаев Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4) Адамчик, М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве [Текст]/ М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2009. – 216 с.
5) Барташевич, А.А. Технология производства мебели [Текст]/ А.А. Барташевич – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Практическое занятие № 6 (4 ч)
Тема: Эскизный проект мебели для детской комнаты
Цель: Научить студентов проектированию детской мебели с соблюдением основных требований.
Задание: выполнить эскизный проект мебели для детской комнаты.
Этапность:
Материалы: ФА2, простой карандаш, ластик, кисти, акварельные краски.
Рекомендуемая литература.
Основная:
Дополнительная:
1) Д. Коновер, У. Вудсон Справочник по инженерной технологии для инженеров и художников – конструкторов [Текст]/Д. Коновер, У. Вудсон -Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.
3) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн мебели [Текст]/ Л.О. Холмянский, А.И. Щипанов - М.: «Контэнт», 2008 г. – 94 с.
4) Дмитриев, А.В. Оформление интерьера [Текст]/А.В. Дмитриев. - М.: АСТ, 2007. – 120 с.
5) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн [Текст]/ Л.О. Холмянский, А.И.Щипанов . - М.: Контэнт, 2008. – 94 с.
Практическое занятие № 7 (18 ч) – итоговая работа
Тема: Итоговая работа. Разработка эскизного проекта мебели (одна из трех тем по выбору студента).
Цель: развитие творческого воображения и художественного вкуса при создании дизайн - проекта. Закрепление знаний, полученных при изучении спецкурса.
Задание: разработать проект по одной из данных тем.
Комплексная разработка интерьера и оборудования кухни.
Состав проекта:
1-ый планшет – планировочное решение кухни с расстановкой мебели и оборудования развертки 2-3 стен с изображением мебели. План выполняется карандашом или тушью, развертки – отмывкой акварелью.
2-ой планшет - 3-4 предмета мебели в необходимых проекциях с указанием габаритных размеров. Передача цвета и фактуры материала с помощью акварели, гуаши и графических средств.
Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, туш, 2 планшета 50Х70 .
Комплексная разработка интерьера и оборудования ванной комнаты.
Состав проекта:
1-ый планшет – проектная разработка 3-4 предметов мебели и элементов оборудования (светильники, зеркала, декор и т.д.) в масштабе с указанием размеров.
2-ой планшет – перспективное
изображение фрагмента
Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, 2 планшета 50Х70.
Разработка эскизного проекта группы корпусной, решётчатой и мягкой мебели с использованием элементов исторического или художественного стиля.
Содержание проекта:
2 планшета 50Х70 (разработки
мебели и оборудования и
Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, туш, 2 планшета 50Х70, лист А-2.
Рекомендуемая литература.
Основная:
Дополнительная:
Глава II. Методика обучения студентов спецкурсу «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов
С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять и т.д. Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое. Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и идей, однако возникают они далеко не всегда спонтанно и стихийно. Их появление зависит от целого ряда условий и, прежде всего, от имеющихся представлений, богатства практического опыта человека, его знаний, умений, таланта [24].
Цель: определение творческого воображения у студентов.
Задачи:
- определить уровень
- способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения и желания творить;
- способствовать воспитанию
аккуратности и
Упражнение на изучение творческого воображения.
Всем студентам раздаются листы с абстрактными рисунками, которые нужно дорисовать.
а) б) в)
г) д) е)
Примерный вариант решения:
а)
в)
Для усложнения задачи можно, например, выбрать жанр. Скажем, превратить данные рисунки в натюрморт или в иллюстрацию к какой-то книге.
Работа оценивается следующим образом (от 0 до 10 баллов).
4 -5 баллов – учащийся нарисовал все рисунки, но вместе с тем не отличающиеся оригинальностью и богатством воображения.
6-7 баллов – учащийся выполнил все задания, рисунки достаточно оригинальные, но детально не проработаны.
8 баллов – учащийся уложился в отведенное время, рисунки оригинальны, достаточно проработаны, отличаются хорошим художественным вкусом. Все изображения выполнены согласно заданию.
0-3 баллов – низкий уровень.
4-5 баллов – средний уровень.
6-8 баллов – высокий уровень.
Целью диагностического исследования было определение творческого воображения у учащихся. Исследования проводились на базе ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» у студентов, обучающихся по специальности « ». В эксперименте участвовали 7 человек 324 группы. [Приложение 3]
После выполнения упражнения была произведена обработка результатов, которые показали, что:
- высокий уровень – 42,85% задание выполнено полностью за отведенный промежуток времени, рисунки оригинальные, детально проработаны, отличаются хорошим художественным вкусом;
- средний уровень – 42,85%
задание выполнено не
- низкий уровень – 14,3% задние выполнено не полностью, рисунки не оригинальны, не составлена целостная картина.
Уровень развития воображения у студентов
Уровень |
Диагностический этап исследования |
Высокий |
42,85% |
Средний |
42,85% |
Низкий |
14,3% |
Вывод: с предложенным заданием справилось большинство студентов. Анализ диагностического исследования показал, что уровень творческого воображения у студентов средний и выше среднего. И лишь у 14,3% учащихся уровень творческого воображения низкий.
Представлено в приложении
2.3 Разработка конспектов практических занятий
Представлено в приложении
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектированию мебели»