Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию образовательного процесса спецкурса «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в системе профессионального образования.
Предмет исследования: применение объяснительно – иллюстративного метода в преподавании спецкурса «Художественное конструирование мебели» на занятиях в учреждениях СПО.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения мебели в интерьере
Роль и значение мебели в интерьере………………………………………………………………………7
Место спецкурса «Художественное проектирование мебели» в образовательном процессе……………………………………………………9
УМК спецкурса «Художественное проектирование мебели»………………………………………………………………………10
Глава II. Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня воображения у студентов……………………………….43
2.2 Разработка конспектов лекций……………………………………………47
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………………47
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектирование мебели»………47
Заключение……………………………………………………………………..52
Список используемых ресурсов………………………………………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Тема: Эскизный проект  стеллажной системы хранения

Цель: Научить студентов проектированию стеллажной системы с соблюдением всех основных требований.

Задание:

Выполнить упражнения:

  1. Эскизный поиск, построение ортогональной проекции.
  2. Варианты трансформации и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду.

Этапность:

  1. Эскизный поиск.
  2. Построение ортогональной проекции.
  3. Выполнение эскизов вариантов трансформации и перекомпоновки отдельных элементов в плане или по фасаду.

Материалы: ФА2, простой карандаш, ластик, кисти, акварельные краски. 

Рекомендуемая литература.

Основная:

1) Зинченко, В. П., Мунипов, В. М. Основы эргономики [Текст]/ В. П Зинченко, В. М. Мунипов - М., Астрель, 2001. – 343 с.

2) Левадный, В. С. Мебель для нашего дома [Текст]/ В. С. Левадный - ООО «Аделит», 2005., 288с.

3) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн мебели [Текст]/ Л.О Холмянский, А.И. Щипанов - М.: «Контэнт», 2008 г. – 94 с.

4) К. Кейхилл Стеллажи и полки в интерьере. Практическое руководство. [Текст]/ К. Кейхилл – М.: «Аделит», 2005., 265с.

5) Шевельев, И. Принцип пропорции [Текст]/ И. Шевельев - М.: Контэнт, 2008. – 105 с.

Дополнительная:

1) Минервин, Г. Б., Шимко, В. Т., Ефимов, А. В. и др.,Дизайн иллюстративный словарь – справочник[Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.

2) Д. Коновер, У. Вудсон Справочник по инженерной технологии для инженеров и художников – конструкторов [Текст]/Д. Коновер, У. Вудсон -Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.

3) Покатаев, В.П. Конструирование оборудования интерьера [Текст]/ В.П. Покатаев  Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

4) Адамчик, М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве [Текст]/ М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2009. – 216 с.

5) Барташевич, А.А. Технология производства мебели [Текст]/ А.А. Барташевич – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Практическое занятие № 6 (4 ч)

Тема: Эскизный проект  мебели для детской комнаты

Цель: Научить студентов проектированию детской мебели с соблюдением основных требований.

Задание: выполнить эскизный проект мебели для детской комнаты.

Этапность:

  1. Эскизный поиск.
  2. Построение  ортогональных  проекций   предметов мебели.
  3. Отмывка акварелью.

Материалы: ФА2, простой карандаш, ластик, кисти, акварельные краски.

Рекомендуемая литература.

Основная:

  1. 1 Робертсон, Б., Уайт, Э. Дизайн мебели [Текст]/ Б. Робертсон, Э. Уайт Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.
  2. Зинченко, В. П., Мунипов, В. М. Основы эргономики [Текст]/ В. П. Зинченко, В. М. Мунипов - М., Астрель, 2001. – 343 с.
  3. Кулебакин, Г.И., Кильпе, Т.Л Основы композиции [Текст]/ Г.И Кулебакин, Т.Л Кильпе - М.: Высш. шк., 2005.
  4. Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн мебели [Текст]/ Л.О. Холмянский, А.И. Щипанов - М.: «Контэнт», 2008 г. – 94 с.
  5. Белов, А. А., Янов, В.В. Художественное конструирование мебели [Текст]/ А. А. Белов, В.В. Янов «Контэнт», 2008 г. – 94 с.

Дополнительная:

1) Д. Коновер, У. Вудсон Справочник по инженерной технологии для инженеров и художников – конструкторов [Текст]/Д. Коновер, У. Вудсон -Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.

3) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн мебели [Текст]/ Л.О. Холмянский, А.И. Щипанов - М.: «Контэнт», 2008 г. – 94 с.

4) Дмитриев, А.В. Оформление интерьера [Текст]/А.В. Дмитриев. - М.: АСТ, 2007. – 120 с.

5) Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн [Текст]/ Л.О. Холмянский,  А.И.Щипанов . - М.: Контэнт, 2008. – 94 с.

 

Практическое занятие № 7 (18 ч) – итоговая работа

Тема: Итоговая работа. Разработка эскизного проекта мебели (одна из трех тем по выбору студента).

Цель: развитие творческого воображения и художественного вкуса при создании дизайн - проекта. Закрепление знаний, полученных при изучении спецкурса.

Задание: разработать проект по одной из данных тем.

  1. Эскизный проект мебели и оборудования для кухни.

Комплексная разработка интерьера и оборудования кухни.

Состав проекта:

1-ый планшет – планировочное  решение кухни с расстановкой  мебели и оборудования  развертки 2-3 стен с изображением мебели. План выполняется карандашом или тушью, развертки – отмывкой акварелью.

2-ой планшет -  3-4 предмета мебели в необходимых проекциях с указанием габаритных размеров. Передача  цвета и фактуры материала с помощью акварели, гуаши и графических средств.

Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, туш, 2 планшета 50Х70 .

  1. Эскизный проект мебели и оборудования для ванной.

Комплексная разработка интерьера и оборудования ванной комнаты.

Состав проекта:

1-ый планшет – проектная  разработка 3-4 предметов мебели и  элементов оборудования (светильники, зеркала, декор и т.д.) в масштабе с указанием размеров.

2-ой планшет – перспективное  изображение фрагмента помещения  ванной комнаты. Необходимое требование  – единство стилевого решения  в формах и материалах мебели  и  оборудования, цветовой гамме и фактуре отделки, создание ансамбля, образа.

Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, 2 планшета 50Х70.

  1. Разработка группы мебели с элементами стиля (тема по выбору студента).

Разработка эскизного проекта группы корпусной, решётчатой и мягкой мебели с использованием элементов исторического или художественного стиля.

Содержание проекта:

2 планшета 50Х70 (разработки  мебели и оборудования и перспектива  интерьера), эскизные варианты и  зарисовки аналогов на отдельном листе А2.

Материалы: акварель, гуашь, акриловые краски, туш, 2 планшета 50Х70, лист А-2.

 Рекомендуемая литература.

Основная:

  1. Б. Робертсон, Э. Уайт Дизайн мебели [Текст]/ Б. Робертсон, Э. Уайт -Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.
  2. Зинченко, В. П., Мунипов, В. М. Основы эргономики [Текст]/ В. П. Зинченко, В. М. Мунипов - М., Астрель, 2001. – 343 с.
  3. Кулебакин, Г.И., Кильпе, Т.Л М. Основы композиции[Текст]/ Г.И. Кулебакин, Т.Л Кильпе М.: Высш. шк., 2005.
  4. Белов, А. А., Янов, В.В. Художественное конструирование мепбели [Текст]/ А. А. Белов, В.В. Янов - «Контэнт», 2008 г. – 94 с.
  5. Минервин, Г. Б., Шимко, В. Т., Ефимов, А. В. и др., Дизайн иллюстративный словарь – справочник[Текст]/Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. - М: «Архитектура – с», 2004, 288с., ил.
  6. Дмитриев, А.В. Оформление интерьера [Текст]/А.В. Дмитриев. - М.: АСТ, 2007. – 120 с.

Дополнительная:

  1. Д. Коновер, У. Вудсон Справочник по инженерной технологии для инженеров и художников – конструкторов [Текст]/Д. Коновер, У. Вудсон - Питер: Сталкер, 2007 г. – 126 с.
  2. Дмитриев, А.В. Оформление интерьера [Текст]/А.В. Дмитриев. - М.: АСТ, 2007. – 120 с.
  3. Холмянский, Л.О., Щипанов, А.И. Дизайн [Текст]/ Л.О. Холмянский,  А.И.Щипанов . - М.: Контэнт, 2008. – 94 с.
  4. Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере [Текст]/ Е.С. Пономарева. - Минск: Высш.шк., 1997.
  5. Дороти Вуд Декор вашего дома [Текст]/ Дороти Вуд. - М: Росмэн-Пресс, 2001. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика обучения студентов спецкурсу «Художественное конструирование мебели» в учреждении СПО

2.1 Изучение уровня  воображения у студентов

 С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять и т.д. Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое. Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и идей, однако возникают они далеко не всегда спонтанно и стихийно. Их появление зависит от целого ряда условий и, прежде всего, от имеющихся представлений, богатства практического опыта человека, его знаний, умений, таланта [24].

   Цель: определение творческого воображения у студентов.

   Задачи:

- определить уровень творческого  воображения у студентов;

- способствовать развитию  творческой деятельности, художественного  воображения и желания творить;

- способствовать воспитанию  аккуратности и художественного  вкуса.

Упражнение на изучение творческого воображения.

     Всем студентам раздаются листы с абстрактными рисунками, которые нужно дорисовать.

 

а)             б)               в)

 

                                г)           д)                        е)

Примерный вариант решения:

 

а)                                    б)

 

в)                                г)

                          

                                        д)                           е)

Для усложнения задачи можно, например, выбрать жанр. Скажем, превратить данные рисунки в натюрморт или в иллюстрацию к какой-то книге.

Работа оценивается следующим образом (от 0 до 10 баллов).

    1. балл – за отведенное время учащийся так и не смог ничего нарисовать.
    2. балла – учащийся придумал что-то очень простое (квадрат, шар, прямоугольник и т.п.), не смог объединить отдельные элементы и получить целостную картину.

                  4 -5 баллов – учащийся нарисовал все рисунки, но вместе с тем не отличающиеся оригинальностью и богатством воображения.

6-7 баллов – учащийся выполнил все задания, рисунки достаточно оригинальные, но детально не проработаны.

8 баллов – учащийся уложился в отведенное время, рисунки оригинальны, достаточно проработаны, отличаются хорошим художественным вкусом. Все изображения выполнены согласно заданию.

0-3 баллов – низкий уровень.

4-5 баллов – средний уровень.

6-8 баллов – высокий уровень.

Целью диагностического исследования было определение творческого воображения у учащихся. Исследования проводились на базе ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» у студентов, обучающихся по специальности «                     ». В эксперименте участвовали 7 человек 324 группы. [Приложение 3]

После выполнения упражнения была произведена обработка результатов, которые показали, что:

- высокий уровень – 42,85% задание выполнено полностью  за отведенный промежуток времени, рисунки оригинальные, детально проработаны, отличаются хорошим художественным вкусом;

- средний уровень – 42,85% задание выполнено не полностью, рисунки не отличаются оригинальностью  и богатством воображения.

- низкий уровень – 14,3% задние выполнено не полностью, рисунки не оригинальны, не составлена целостная картина.

Уровень развития воображения у студентов

Уровень

Диагностический этап исследования

Высокий

42,85%

Средний

42,85%

Низкий

14,3%


 

Вывод: с предложенным заданием справилось большинство студентов. Анализ диагностического исследования показал, что  уровень творческого воображения у студентов средний и выше среднего. И лишь у 14,3% учащихся уровень творческого воображения низкий.

 

 

 

    1. Разработка конспектов лекций по спецкурсу

Представлено в приложении

 

 

 

2.3 Разработка конспектов практических занятий

Представлено в приложении

 

 

 

2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Художественное проектированию мебели»

Информация о работе Методика обучения студентов художественному проектированию мебели в учреждениях СПО