Технологии художественного проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

Цель работы:
Изучить технологии художественного проектирования.
Задачи:
1. Ознакомиться с технологией идеи художественного проектирования
2. Изучить, обобщить, проанализировать переход от идеи художественного проектирования к реализации культурных замыслов.
3. Ознакомиться художественные ценности проекта.
4. Рассмотреть социальную значимость проекта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ 4
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Реферат по арт-менеджменту.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                    2

  1. ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ                              4
  2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА                                                                                                               15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                            24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                           26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» «является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду  инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей  технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое  проектирование — конструирование  моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей  общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой»).

Особое место в системе  специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как  мировоззренческую и технологическую  основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Актуальность овладения  основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет  широкую область  применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой  и технологией социокультурного проектирования  позволит специалистам более эффективно осуществлять  аналитические, организационно-управленческие и  консультационно-методические функции  в социально-культурной сфере. В-третьих,  проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность  специалиста  на рынке труда — умение разработать  социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование —  это реальная возможность создать  себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и внеих.

Цель работы:

Изучить технологии художественного проектирования.

Задачи:

  1. Ознакомиться с технологией идеи художественного проектирования
  2. Изучить, обобщить, проанализировать переход от идеи художественного проектирования к реализации культурных замыслов.
  3. Ознакомиться художественные ценности проекта.
  4. Рассмотреть социальную значимость проекта.

 

 

 

  1. ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими  методами целенаправленных социокультурных  изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный  и диагностический подходы, характерные  для программирования и планирования.

Проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Органично сочетая нормативный  и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное  проектирование — это специфическая  технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой  заключается в анализе проблем  и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих  желаемое состояние объекта (или  сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две

подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями  проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

  • создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
  • обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

  • анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
  • поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
  • выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
  • разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально- техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа — это развернутый  документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

  1. как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
  2. как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная  программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

  По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Важнейшим структурным элементом  технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

  1. знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);
  2. иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Причем, исследовательская  процедура выражается здесь не, только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей «сборке» в целевой и содержательной части проекта.

Общую логику формирования проекта можно представить следующим  образом:

Проблема-тизация

Целеполагание

Инструментализация 

ð

ð

ð

ð

ð

 

Проблемы

Цели

Задачи

Методы

(мероприятия и содержание  деятельности

Форма организации

исполните-лей и аудитории

Ресурсы (средства)

 

ï

ï

ï

ï

ï

Развертывающаяся система  действий


 

Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности.

Технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой два встречных вектора мыследеятельности.

Информация о работе Технологии художественного проектирования