Технологии художественного проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

Цель работы:
Изучить технологии художественного проектирования.
Задачи:
1. Ознакомиться с технологией идеи художественного проектирования
2. Изучить, обобщить, проанализировать переход от идеи художественного проектирования к реализации культурных замыслов.
3. Ознакомиться художественные ценности проекта.
4. Рассмотреть социальную значимость проекта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ 4
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Реферат по арт-менеджменту.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

Однако в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только «прямой» алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. «обратную» последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целеполагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования. Исходя их реальных проблем, противоречий и ресурсов (т.е. данного, существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений.

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления  наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:

  1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом;
  2. Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной

 территориально-административной  единицей (регион, город, район,

 поселение);

  1. Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения. Специфика этого уровня функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «жизненная ситуация», которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп «композицией условий и процессов жизнедеятельности» (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:

  • проблемы, носителем которых является данная общность;
  • социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции),
  • регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
  • знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
  • ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно

задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы — это пути и  способы достижения целей и решения  задач, средства — совокупность приемов  и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории  проекта.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение  по отношению к объекту проектной  деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение1. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции  проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая  становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит  в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного  ареала региона — объекта внедрения  проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт  собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея развития, лежащая  в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии  ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное  мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в  радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации  механизмов внедрения инноваций.

Рассмотрим на примере  проекта «Клуб-музей музыкальной культуры».

 Задачи проекта: сохранение  и обогащений традиций музыкальной  жизни

города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры семейного музицирования.

Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе, как музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация музыкального абонемента для детей «Я — Музыка»; организация циклов концертов, выставок, конкурсных программ по различным  направлениям музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и фонотеки; выпуск газеты «Музыкальная жизнь Архангельска»; проведение фестиваля «Дни музыкальной культуры на родине Мосолова» и конкурса молодых композиторов.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора), предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов.

 Историческая культура. Данная область проектирования (и  соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории.

Об этом свидетельствует:

  • утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему);
  • отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры);
  • неразвитость краеведческой деятельности;
  • утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий;
  • снижение эстетических параметров среды обитания человека;
  • невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением);
  • разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы);
  • использование памятников истории и культуры не по назначению;
  • отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры;
  • невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли);
  • фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности;
  • разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры:

    Программа «Истоки».

Задачи программы: изучение истории города, края, выявление  и оформление его историко-культурного  своеобразия; включение в этот процесс  различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город, любви  и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Программа предполагала следующие  направления и виды деятельности:

  • Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково-исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, выявление «уходящих» технологий и ремесел, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги «Истории, рассказанные в нашем доме» — районе, городе и др).
  • Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников («Юный экскурсовод»), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро;
  • Проведение детских конкурсных программ: «Знай своих предков», «Моя фамилия» (включение школьников в работу по созданию своей родословной); «Дом, в котором я живу»; «С чего начинается Родина»;
  • Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских  фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся;
  • Разработка программы «Краеведение» для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.
  • Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: «Фотография в семейном альбоме»; «Имена»; «Моя пристань — родительский дом»; «Семейный календарь»; тематических мероприятий: «Из бабушкиного сундука» (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий «Из бабушкиного сундука» (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);
  • Подготовка и проведение городских праздников «День музея», «День славянской культуры и письменности», общегородской недели библиотеки «Да не прервется наша память».
  • Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова).

Информация о работе Технологии художественного проектирования