Технологии художественного проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

Цель работы:
Изучить технологии художественного проектирования.
Задачи:
1. Ознакомиться с технологией идеи художественного проектирования
2. Изучить, обобщить, проанализировать переход от идеи художественного проектирования к реализации культурных замыслов.
3. Ознакомиться художественные ценности проекта.
4. Рассмотреть социальную значимость проекта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ 4
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Реферат по арт-менеджменту.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

 

2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ      

    ПРОЕКТА

В художественном проектировании, как и в любой другой творческой деятельности, сложились и постоянно  развиваются собственные техника  и технология - материалы, инструменты, проектная язык, средства и приемы работы.  Владеть ими совершенно необходимо для успешного решения задачи, которая стоит перед проектировщиком - создать новое, во всех отношениях качественное изделие, полностью реализующего его творческие возможности. Это важнейшее условие мастерства художника-конструктора, без которого любые замыслы остаются только намерением.

В современном художественном проектировании применяют два элемента социальная значимость и художественная деятельность, которые дополняют друг друга, то есть возможности, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи.

Социум как явление, предмет  анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми  общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

«Социальное» и «художественное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и художественных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования  социума.

С другой — социальность не просто фиксирует носителя —  субъекта культурной деятельности, но придает феномену культурного содержательную определенность.

Социальный субъект как носитель культуры:

Во-первых, всегда имеет ограниченность во времени (в отличие от культуры, «тело» которой простирается в бесконечность прошлого и включает в себя многовариантность будущего);

Во-вторых, социальность придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь. Культура в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только и развивается.

Таким образом, в категории  социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а  вторая характеризует сферу и  качество его активности.

Следовательно, социально-культурную деятельность можно определить как  деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и  развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической.

Ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий  культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее — тех  направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения  и суть которых лучше всего  отражает термин социально-культурная педагогика).

Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые  ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а  именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся  признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

Человек, имея уникальную способность  к символизации мира, оперируя абстрактными понятиями, обращается к невидимому прошлому и воссоздает его, выстраивает  модели оптимального будущего. В рамках философских систем осуществляется рациональное конструирование моделей  мира и человека. В сфере религиозно–этического  сознания формируются идеалы и духовно–ценностные конструкты, воплощающие представление  человека конкретной культуры о смысле бытия и пределах личностного  совершенства. Художественное проектирование состоит в создании «второй реальности» с помощью образа, знака, символа.

На социальном пространстве человек создает модели общественных явлений, социальных институтов, новых  форм общественного устройства, реализация которых обеспечивается системой права, управления и т.д. Разновидностями  социального проектирования является военное, административно–экономическое, идеологическое и т.п.

Социальное проектирование является предтечей маркетинговых  технологий и в какой–то мере его  методологическим и технологическим  ресурсом. Мощный импульс развития оно получило в 20 –30 годы ХХ века. Пик  интереса приходится на революционные  эпохи и последующие десятилетия.

Перед идеологами того времени  стояла глобальная задача – проектирование новой социальной действительности (общественных отношений, новой культуры) и нового человека.

К концу 30–х годов проектный  пафос стихает, вероятно, наверное, потому, что сама жизнь стала рассматриваться  как воплощенный проект.

Очередной виток экспансии  социального проектирования наблюдается  в 80–е годы. С этого времени проектирование утверждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающий пор креативному  потенциалу науке, художественному  творчеству, а по социальной значимости даже более эффективный. Расширяются  сферы применения проектных методов, которые начинают использоваться в  культурной политике, реформировании образовательных систем.

Интерес к социальному  проектированию был обусловлен несколькими  факторами:

Во–первых, кризисом традиционных технологий планирования и программирования (об этом свидетельствует провал ряда крупных государственных программ и проектов – переброски северных рек, продовольственной программы, развития образования, культуры);

Во–вторых, появлением класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами;

В–третьих, верой в проектирование как силу, способную решить тупиковые проблемы ХХ века – экологическую, образовательную, организацию новых форм производства, досуга. Проектирование мыслилось как тотальная и всепроникающая сила будущего.

И процесс проектирования, и этапы реализации проекта носят  социально–коммуникативный характер, т.е. предполагают коммуникацию, взаимодействие с адресатом в режиме диалога, опираются на активность аудитории  проекта, инициируют ее нормативное  ответное действие.

Это характерно уже для  первого шага проектирования – анализа  ситуации. Например, в режиме диалога  осуществляются многие методы маркетинговых  исследований, и, прежде всего метод  фокус–групп.

Поэтому преобладающее число  маркетинговых акций осуществляется в форме непосредственной коммуникации инициатора проекта и его аудитории.

Для профессий культурологической направленности регулированию и  социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные  для культуры общества в целом; а  также культурная жизнь конкретного  региона — здесь предметом  регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью — создание условий  для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений  и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации  художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

В контексте проблем социокультурного проектирования культура на процессуальном уровне будет рассматриваться как  определенная система ценностей  и качество человеческой деятельности в различных сферах социальной практики и общественного сознания: в искусстве (или в сфере художественной культуры), в политике (в сфере политической культуры), экологии (экологической культуры) и т.д.

Анализ данного среза  культуры позволяет выйти на решение  двух основополагающих проблем:

  1. определить приоритетные области проектной деятельности (и соответствующие им виды социально-культурной активности личностей, групп, социальных институтов в сфере художественной, экологической, политической, духовно-нравственной культуры);
  2. выявить социальную базу проектных решений, т.е. приоритетные категории и социальные группы населения, которые могут рассматриваться в качестве реальной или потенциальной аудитории проектов.

Особое место в предметном мире культуры занимают результаты художественного  творчества, в которых выражается и опредмечивается идеальная  сущность человеческой деятельности как  деятельности культурной. Этот мир  оказывает огромное воздействие  на человеческую природу. Оптимальное  формирование и развитие личности становится возможным лишь в том случае, если человек имеет необходимый минимум «культурной предметности», особенно на ранних стадиях онтогенеза2. И процесс человеческого общения (коммуникация) тоже становится культурным лишь в том случае, когда он опосредуется идеальными продуктами культуры (этическими нормами и ценностями, представлениями об идеальной любви, дружбе).

В контексте социально-культурного  проектирования предметный уровень  культуры оказывается решающим в  процессе разработки и реализации программ, связанных:

  • с организацией музейного дела (реставрация, строительство, музеефикация объектов историко-культурного значения);
  • с развитием краеведческой деятельности, включая фиксацию источников, которым грозит утрата (в том числе и личные документы, воспоминания, микротопонимика), обеспечение сохранности культурно-исторического ландшафта, передачу всего комплекса знаний поколениям, вступающим в жизнь;
  • сохранением памятников истории и культуры (поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрация и хранение продуктов культурного творчества).

Культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой предприятий, учреждений и организаций. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению.

Проектные решения в сфере  развития инфраструктуры могут включать:

  • совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;
  • создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров).

Проектные решения в сфере  развития инфраструктуры (как самостоятельные, так и в рамках культурной программы) могут включать:

  • Создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;
  • Инициирование и поддержка учреждений, способствующих снятию социальной напряженности (полит клубов, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п.);
  • Создание специализированных центров местной культуры – народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.
  • Реставрация нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов (в том числе и путем привлечения населения к достройке и дооборудованию помещений и территорий, пригодных для создания различного рода культурно-досуговых центров).

Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ.

В процессе проектирования здесь важно знать и учитывать  те факторы, которые составляют историко-культурную самобытность конкретного региона. Это могут быть традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное  и поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина; памятники истории и культуры, уникальные природно-ландшафтные зоны; этнокультурная специфика; человеческий потенциал и т.д.

Конкретную территорию (регион) как поле проектной деятельности необходимо рассматривать в качестве субъекта различного рода проблем —  социальных, социально-демографических, социально-культурных. Такой аспект анализа ситуации особенно важен  при разработке региональных социокультурных  программ, ориентирующихся прежде всего  на сужение пространства социокультурной  проблематики территории, оптимизацию  условий жизнедеятельности человека.

Информация о работе Технологии художественного проектирования