Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 61 вопросов по курсу "Методика обучения иностранными языками".
1
МОИЯ как наука и как теория обучения. Связь методики с другими науками
Методика как
наука стала развиваться в
начале 19 века, т.к. у нее были все
для этого преимущества:1- имела
теоретическую базу 2 –имела эксперементическую
базу3- имела поле для проведения
исследования. Методика имеет 3 значения(1-
как наука(исследует и создает продукт
, который лежит в основе теории) 2-предмет
3- как способ решение проблем = тактика(определяет
сущность профессиональной деятельности,
дет возможность варьировать методы)).Объект
– обучению ИЯ(методики). Цель: научное
обоснование целей, методов воспитания
и обучения учеников. Задачи: 1- установить
закономерность обучения иностранному
языку 2- позволить влияние других предметов
на методику ИЯ 3- описать возможные системы
ИЯ 4- изучение опыта преподавателей
ИЯ . предмет: 1- цели(зачем учить)2- содержание
обучения(чему учить)3- деятельность учителя(как
учить?)4- учащихся деятельность(эффективность
приемов). МОЯ – эта наука, изучающая методы,
системы, условия воспитания/образования
ИЯ.. виды: частная(разбирает осбенности
конкретного возраста/языка), общая(любого
языка). Специальная МОЯ – рассматривает
отдельные аспекты методики, Историческая
– обзор различных методов с течение времени
Эксперементальная – установление/поиск
подходящей методики под определенный
регион. Физиология→дидактика+
2
Основные методические категории (метод, прием, система обучения, подход к обучению,средство обучения).
Метод – система взаимосвязанных принципов, направленнох на достижение точной цели,находящихся в заимодействии с условиями и речевой деятельности – в которых протекает процесс.
Принцип – центральное понятие методики, составная метода – индивидуальность действий, совбода воли разума выступающее как одно.
Понятия «принцип, и способ» точного пока нет..Беляев: Прием – «организационно – методическое мероприятия» - фронтальный опрос, парная работа, хоровое произнесение.
Способ –
действие, рассчитанное на использование
тех или иных психологических
закономерностей – способ перевода
слов, способ семантизации с помощью
картин, механический способ усвоения.
Схема: закономерности→принципы/
3
Методы исследования в МОИЯ (ретроспективный анализ научной литературы, обобщение положительного опыта преподавания, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,опытное обучение, эксперимент).
Критический
метод анализа
научной литературы – довольно тяжелый
метод, требует от работника не только
усидчивость но и способность оценивать
читаемого, не нужно проводить никаких
исследовании. Изучение и
обобщение положительного
опыта учителя – метод базируется на
внесениях самих же преподавателей определенных
изменений в программу обучения – своего
рода исследование – др. словами добиваются
улучшения системы. Наблюдение – сбор
фактов, их объединение в таблицу, анализ,
подведение итогов – это исследование,
они должны быть целенаправленны(наблюдения
ТСО обычно закрепляются при омощи тестов).
Беседа – помогает исследователю окончательно
выявить слабые звенья, уточнить вопросы,
достоверность факта -100%.Анкетирование
– второстепенный метод, результаты в
соновном неточны, но преимущества в опросе
большого количества учеников и узнать
мнение каждого отдельно .Тестирование
– второстепенный, является одним из популярных,
быстрая обработка результатов, тестирование
на речевые знания и умения.Опытное
обучение – под исследование становится
большое количество проверяемых, результаты
как правило размыты/обощенны, но точны,
это дает возможность внедрять в такие
школы новые ступени практики. Эксперимент
– научно- поставленный опыт на попытке
найти оптимальные решения при приравнивании
аспектов варьирующего явления(состав:
переменные данные – то, что постоянно
неизменно;;постоянные А – непеременные
– качества испытуемого и испытующего;;
постоянные Б – материал системы также
постоянен;; финальные переменные - -исходные
величины,необходимые для дальнейшей
разработки).
4
Лингвистические основы изучения ИЯ:
-характеристика
лингвистических
5
Психологические основы обучения иностранным языкам
Речевая деятельность-форма
вербального общения м/у людьми.. Виды:
1-ый –мотивационно – побудительный(зарождение
мысли, - учитель должен создать все условия
для этого)2- ориентировочно – исследовательский
(идет оформление мысли используя навыки
и отбор средств) 3- реализация. Типы: -устная(характерна
скоростью, автоматизированностью, менее
богата в оформлении, появляется ранее),-письменная(наоборот).
При передачи информации задействована
система шифрования…Кодирование(
6
Роль и место предмета «иностранный язык» в школьном образовании
Предмет ИЯ играет большую роль в образовании. Люди, изучающие ИЯ открывают для себя возможность найди общий язык с иностранцами. В системе ИЯ позволяет детям с раннего возраста познавать и сравнивать заграничную и рубежную культуру, сферы труда, общения, расширять кругозор, делать первые шаги в планировании своей будущей профессии.
целью обучения
ИЯ считалось развить логическое
мышление, выполнение грамматических
упражнений активирует этот процесс –
внимание было уделено грамматическим
формам. Основной работой признавался
перевод с учетом грамматических явлений,
т.е. внимание на смысл практически не
шло. Лексика использовалась как иллюстрация
грамматического каркаса. Например последние
издания Глезера были направлены на чтение,
заучивание стихов, диалогов , но это не
смогло изменить их ориентации – основная
их цель решение грамматических задач
7
Общедидактические принципы обучения иностранному языку
Если говорить об общедидиактических принципах, то во время урока я отметил следующие:
1.принцип связи обучения с жизнью – ученики рассказывают проблемы жизни, использую ИЯ
2.принцип творческой активности – ученикам даётся время на планирование своего ответа по данной теме, после чего они выступают со своими рассказами
3.принцип учета индивидуальных особенностей учащихся – учитель уделяет больше время на подготовку более слабым ученикам
4.принцип доступности – учитель подробно для всех объясняет новый материал, комментируя каждый из его аспектов
5.принцип наглядности – находит выражение в роли слуховой и зрительной
6.принцип сознательного
обучения – ученики знают все об изучаемом
ими предмете, языке, стране
8
Общеметодические и частнометодические принципы обучения иностранному языку
Во время урока использовались следующие принципы МОИЯ
1.аппроксимации – учитель игнорирует те ошибки в языке, которые не препятствуют правильному пониманию речевого общения
2.принцип обучения иностранному языку на основе типовых образцов, моделей, структур – тщательный отбор материала дает учащимся осуществлять коммуникативные акты в устной речи и чтении
3.коммуникативной направленности – многократное решение коммуникативных задач, что приводит к формированию практических умений и навыков, по овладению языковым материалом оно должно оканчиваться показом , как изучаемый языковой материал используется для достижения актуального общения.
4.принцип устного опережения обучении чтению и письма - -обучение организованно таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением и письмом становится основной задачей.
5.Принцип сочетания
речевых образцов с речевой практикой
– идет закрепление теории практическими
заданиями
9
Цели обучения иностранному языку в средней школе
Практические цели: у уччащихся формируются основы речевой деятельности на изучаемом языке, важно – понимание, чтение текстов, литературы, освоение все и некоторых видов речевой деятельности..Эту цель можно сформулировать так..:обучение понимать мысли других и уметь выражать собственные мысли в устной и пись меной форме. Общеобразовательные цели – суть в том, что при изучении ИЯ человек вникает не только в его тонкости, но в тонкости родного языка(подсознательно), познает культуру, обращает внимание на культуру своего народа, сравнивая ее с заграничной. Воспитательная – суть в том, что ученики знакомятся с разными способами оформления мысли, у них формируются понятия советского патриотизма, пролетарского интернационализма, развивает умение самостоятельно пополнять свои мысли.
10
Содержание обучения иностранному языку в средней школе
Под содержанием
обучения ИЯ следует понимать языковой
материал(фонетический, лексический, орфографический,
грамматический), тематику, изучающие
тексты, тексты в традиционной орфографии,
языковые понятия, не свойственные родному
языку обучающихся, и лексические , грамматические,
произносительные, орфографические
навыки и умения обращаться к справочной
литературе при работе над языком. Содержание
зависит от цели обучения. Отбор содержания
проводится согласно следующих принципов:1.
содержание должно охватывать только
те тексты, которые подходят для выполнения
заданных целей, но и достаточны для ее
выполнения. 2.принцип учета реальных возможностей
учащихся для проработки материала. Первый
компонент при содержании – тематика
– она устанавливает цель, и без нее нельзя
начинать отбор специальной лексики из
словаря. Ведущим компонентом содержания
является словарь – он определяет лексические
единицы для темы, что определяет грамматический
минимум.
12
Содержание обучения иностранному языку на среднем этапе обучения в средней школе
(Рогова) Компоненты:1.
лингвистический(объединяет
13
Содержание обучения иностранному языку на старшем этапе обучения в средней школе
Этапы: общеязыковой
(работа со словарем, дополнительные пособия,
начинают вводиться темы связанные с их
профессией, реализуется принцип диферецированного
подхода – определяется уровень подготовки
учеников→отдельные группы получают
дополнительные занятия) + специальный
(назначение – профессионально-
Информация о работе Шпаргалка по "Методике обучения иностранным языкам"