Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
3.Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.
Предыстория молодежной субкультуры
Выше, раскрывая суть воспитывающей среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: социокультурная среда, семья, ученический коллектив, детско-юношеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иногда и определяющим фактором развития являются стихийные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритетными. Подростки и старшеклассники уходят в так называемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. Почему так?
Оппозиция классической культуре существовала издавна. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной культурой». Возникла она в средние века, в период тотального господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дураков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверстников...
А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерской организации, стали отвергаться молодежью... А учителя-новаторы в недрах официальной педагогики со своими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.
…Как оппозиция культуре взрослых
Итак,
молодежная субкультура в наш
сложный век тоже возникла как
оппозиция культуре взрослых, как
правило, классической культуре, носителями
которой, естественно, является школа,
средства массовых коммуникаций (в основном),
учреждения культуры и семьи, где как раз
занимаются целенаправленным воспитанием
детей.
Психологический механизм ухода детей
(особенно подростков) достаточно хорошо
изучен. В основе его — потребность в общении
со сверстниками. В подростковом возрасте
человек ощущает себя личностью, задумывается
над своим «Я»: каков «Я»? Такой как все?
Не такой как все? Появляется потребность
найти себя, подражать сформировавшемуся
идеалу, реализовать бурно проявляющееся
«чувство взрослости»... Потребность подростка
быть в неформальной группе объясняется
потребностью:
а) в информации, особенно по проблемам, ответ на которые он не получает ни в школе, ни в семье;
б) в общении и эмоциональном контакте; чаще всего это дети, которые не имеют такого контакта и общения ни в школе (в позиции пренебрегаемого, изгоя среди сверстников и нелюбимого, постылого среди учителей), ни дома (причем не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта);
в) в реализации индивидуальных притязаний, например, на лидерство или конформное подчинение, на занятие и самореализацию в определенных видах деятельности. Эти потребности и лежат в основе современной безнадзорности детей и подростков.
…Как способ ухода от тревожности
Очень
часто мотивом ухода в
Тревога — «ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности». В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника, охватывая человека «со всех сторон». Тревога — «страх неизвестно чего». В психологии есть понятие «школьная тревожность» — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных и внеучебных ситуациях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьник постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения. Нередко причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт ребенка, несогласие с самим собой, противоречивость стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому...
Аналогичное
состояние подросток может
Неформальная группа притягивает такого подростка еще и возможностью принятия его таким, каков он есть. И возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.
… Как фактор социализации
Неформальная группа становится и важным фактором социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— 1970-х годов (провели массовый опрос молодежи, который показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с группой).
Большинство
подростковых и юношеских групп
характеризуется стабильностью
состава, сплоченностью, наличием собственной
символики и атрибутики. Сама эта
сплоченность направлена на достижение
территориальной и
Классификация неформальных объединений
Существует
множество классификаций
По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоциальные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.).
По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:
1. Группы
культурно-досуговой
· современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);
· спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы — «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;
· технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).
2. Группы альтернативного образа жизни:
· мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);
· все
направления движения хиппи (хиппи,
пацифисты, системщики...); ранние хиппи
проповедовали идеологию
3. Группы социальной инициативы:
· охраны и защиты памятников истории и культуры;
· фонды социальной инициативы экологисты (защитники природы, «зеленые»...);
· глобалисты
(активно выражающие отношение к
определенному решению
· широкого спектра действий;
· творческие союзы.
4. Социально-политические группы:
· группы в защиту происходящих изменений в обществе:
· политических, экономических, культурных и т.д.;
· народные фронты и движения;
· политические клубы и объединения.
Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.
Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.
Как же быть?
Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
Видимо, педагоги современной школы (особенно облаченные воспитательными функциями) должны разбираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, в сущности неформальных объединений и на этой основе:
· принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
· по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
· общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует;
· активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы.
В современной практике воспитания появилась должность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:
· направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и т.д.);
· содействие
самоутверждению подростков в позитивном
движении, в социально полезных организациях,
в учреждениях дополнительного
образования, из которых подростки
приносят в неформальные группы ростки
позитивного отношения к
Одиночество - проблема
Современные исследователи отмечают у нынешних подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда — и к суициду. Значит, педагогам-воспитателям необходимо позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную деятельность. Это опять задача превращения стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, то есть способствующую развитию и воспитанию человека.
Детское движение; современные детско-юношеские организации
Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жиз-ненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.
К. Маркс
Сообщество сверстников как фактор социализации