Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Таким образом, действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов, возможностей личности воспитуемого.
5. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний; а также учет объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе.
Цель воспитания – формирование умственно, духовно и физически зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Интеллектуально, духовно и физически зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к самообразованию, свободному и ответственному поведению, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.
Основными принципами воспитания в современных условиях выступают:
Педагогическая деятельность должна сопровождаться или венчаться включением воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый учащийся. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха;
Кроме того, этот принцип определяет автономность, неповторимость личности каждого воспитанника: принятие воспитанника как данность, признание за ним права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни и опыта, которые сформировали его на данный момент именно таким, каков он есть. Границы принятия данности воспитанника существуют и отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя». Эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Важнейшими задачами воспитания выступают:
Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях:
1.Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.
2.Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.
3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.
4.Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.
5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с воспитанником определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях и самостоятельно достичь желаемых результатов. Психологическая поддержка также направлена на разрешение проблем взрослеющей личности, связанных с кризисными событиями жизни, трудностями социальной адаптации.
6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.
7.Культурообразующая
функция воспитания
проявляется в сохранении, воспроизводстве
и развитии культуры, предполагает ориентацию
на воспитание личности как субъекта культуры.
3.Воспитание
личности как процесс
интериоризации
Воспитание
как социальная функция воспроизводства
человеческого качества может быть понято
лишь в контексте культуры, как социокультурный
феномен. С этой точки зрения, воспитание
человеческого в человеке — это воспроизводство
в нем социальной культуры, его «окультуривание».
Личность — это способ общественного
бытия человека. Родившись, человек предстает
перед опытом предшествующих поколений,
который в концентрированном виде выражен
в культуре, социокультурных ценностях.
Интериоризация этих ценностей, идентификация
с социокультурным окружением (т. е. личностное
становление) — первое, что ожидает от
человека его окружение.
В педагогическом аспекте интериоризация
социокультурных ценностей обеспечивается
в рамках культурологического подхода
через организацию педагогически целесообразной
среды (общественное мнение, традиции,
коллективные дела, события, праздники
и т.д.). Системный подход позволяет организовать
среду в воспитательное пространство,
технологизировать воспитательный процесс,
повысив степень целостности воспитательных
влияний.
При этом под социокультурным воспитательным
пространством понимается специально
организованная педагогическая среда,
структурированная система педагогических
факторов и условий становления ребенка.
Характерные признаки пространства —
его протяженность, структурность, взаимосвязь
и взаимозависимость элементов, его выделенность
из среды, обязательно воспринимаемая
воспитанником субъективно (образ пространства,
выделенного из среды).
Важная характеристика воспитательного
пространства — субъективность восприятия.
То, что воспринимается одним человеком
как пространство, служит ценностью, пределом,
имеет определенные очертания, границы,
для другого есть бесформенное «нечто»,
невоспринимаемое и незначимое, т. е. пространством
не являющееся.
Синонимом пространства в филологии выступает
категория «поле». Можно выделить в качестве
воспитательных пространств поле значений
(социальное пространство), поле ценностей
(пространство культуры), поле смыслов
(субъектное пространство человека).
В окружающем человека мире объективно
существует особое социальное измерение,
создаваемое сово¬купной деятельностью
людей, — поле значений, которое отдельный
индивид находит как вне его существующее
(им воспринимаемое, усваиваемое); как
то, что входит в его образ мира.
В
пространстве культуры или в пространстве
духовно-культурного опыта — школьник
и педагог обретают действительно духовно-личностный
уровень и способ общения с миром, который
в любой модели духовно-познавательной
деятельности (философской, религиозной,
художественной, научной и т.д.) не только
приведет воспитанника к знанию, но и оставит
право на незнание, на постижение сущности
явлений из¬ А рии, на выбор и локализацию
во взаимодействии с миром личностного
диалекта.
Однако возможности создания социально-культурных
воспитательных пространств достаточно
ограничены: реально мы можем говорить
о совокупности пространств воспитания
ребенка.
Средовый подход к воспитанию, понимание
его как социокультурного феномена подчеркивает
значимость и актуальность воспитания
для общества. В рамках этого конструируются
идеал личности как социального типа,
модели гражданина, патриота и т. д. Однако
этот подход не дает возможности сформулировать
инструментальные педагогические цели,
тем более, определить способы отбора
содержания воспитания.
С вопросом пребывания личности в бытийном
пространстве М. М. Бахтин связывает диалогичность
сознания и рассматривает процесс становления
души, когда человек начинает самоосознавать
себя, делая себя и субъектом и объектом
самопостроения, самоформирования. Наиболее
перспективным тезисом гуманистической
психологии и педагогики является тезис
о том, что развитие ребенка имеет свои
внутренние закономерности, внутреннюю
логику, а не является пассивным отражением
действительности, в условиях которой
это развитие совершается.
Понятие внутренней логики развития, являющееся
ключевым для гуманистической психологии,
фиксирует то обстоятельство, что человек,
являясь саморегулирующимся в процессе
жизнедеятельности, приобретает такие
свойства, которые не предопределены однозначно
ни внешними воздействиями, ни внутренними
природными данными. В соответствии с
таким подходом непременным условием
эффективности воспитания является опора
на собственные силы ребенка и внутреннюю
логику его развития.
4.Характеристика
Концепции непрерывного
воспитания детей
и учащейся молодежи
в Республике Беларусь.
В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить в поликультурном и быстро меняющемся мире, ответственности за выбор и принятые решения. Важную роль приобретает личностная позиция растущего человека в освоении им гуманистических и нравственно-правовых норм, действующих в социуме; становлении себя в качестве субъекта гражданской, профессиональной, семейной сфер собственной жизнедеятельности. Поэтому актуальной выступает смена традиционной парадигмы воспитания, которая характеризуется социальной ориентированностью, безусловной авторитетностью педагога, репродуктивностью при трансляции в воспитательном процессе ценностей и опыта, отождествлением государственных и личностных интересов.
Новая воспитательная парадигма предполагает:
Основной
идеей новых методик и технологий
воспитания должно выступать управление
инициативой самого воспитанника в
процессе педагогического