Использование наглядных пособий на уроках информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы использования наглядных пособий.
2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы использования наглядных пособий на уроках информатике в школе
1.1. Компьютерное обучение в школе, использование детьми компьютера.
1.2. Классификация средств обучения
2 Педагогические условия организации использования наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.2 Конспект урока по информатике за 5 – 7 класс.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Использование наглядных пособий на уроках информатике.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

    Плакат  может использоваться для оформления кабинета информатики Совместно  с плакатами «Хранение информации», «Обработка информации».

    Вопросы для обсуждения.

  1. Что вы понимаете под источником информации? Приведите примеры.
  2. Приведите примеры передачи информации. Укажите источник и приемник.
  3. Что вы понимаете под обменом информации?
  4. Как передавали информацию в далеком прошлом?
  5. Какие научные открытия способствовали развитию средств связи?
  6. Назовите самые современные информационные каналы?
 

    Плакат  5. Обработка информации. 

    Плакат  представлен на рисунке 5, используется непосредственно при объяснении материала  § 1.12 «Обработка информации», § 1.13 «Изменение формы представления информации», § 1.14 «Получение навой информации» в V классе, § 1.1 «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией». Его содержание более подробно описано в § 4.1 «Руки – первый инструмент для счета», § 4.14 «Абак – и счеты», § 4.15 «Арифмометр», § 4.16 «Машина Бэббиджа», § 4.17 «Счетная машина Холлерита», § 4.18 «Поколение ЭВМ» раздела «Материал для любознательных».

    Плакат  может использоваться для оформления кабинета информатики совместно  с плакатами «Передача информации», «Хранение информации».

    Вопросы для обсуждения.

  1. Что такое обработка информации? Приходилось ли обрабатывать информацию вам? Приведите примеры.
  2. Какие приспособления использовали люди для обработки числовой информации?
  3. Какие первые счетные инструменты вы можете назвать?
  4. С чем связано появление идей о механизации вычислительного процесса?
  5. Что вы можете рассказать об арифмометрах – механических счетных машинах?
  6. Чем первая программируемая машина была похожа на фабрику по производства вычислений?
  7. Что вы можете рассказать о первом ЭВМ – электронной вычислительной машине?
  8. Как связанны электронные лампы,  транзисторы. Интегральные схемы, и микропроцессоры с поколениями ЭВМ?
  9. Всегда ли при решение математических задач вы получали новую информацию? Приведите пример.
  10. В чем различия  между первыми и вторыми типами обработки информации?
  11. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите пример.
  12. Приведите примеры информации, отсортированной по алфавиту, в порядке убывания, в хронологической последовательности?
  13. Как связанны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
  14. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.
  15. Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач необходимо знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите пример.
  16. Используете ли вы планы действий при обработке информации на школьных уроках? Приведите пример.
 

    Плакат  6. Компьютер и информация.

    Плакат, отображенный на рисунке 6, используется непосредственно при объяснении материала  § 2.1 «Как устроен компьютер», § 2.3 «Ввод информации в память компьютера»  в V классе,  § 1.1 « Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» в VII классе.

    Плакат  может использоваться для оформления кабинета информатике совместно  с плакатами:

    1. «Передача информации»
    2. «Обработка информации»
    3. «Хранение информации»
    4. «Как хранить информацию в компьютере»
    5. «Цифровые данные»

    На  плакате изображено не просто отдельные  устройства компьютера, а представлена его функциональная схема. При это здесь отраженны не маршруты информационных потоков, а результаты процессов информационного обмена в компьютере. Наиболее важные моменты, Которые должны быть доведены до сведения учеников, состоят в том, что:

    • результатом ввода является запись данных в оперативную память;
    • все операции в компьютере протекают с участием процессора;
    • нельзя вывести информацию не посредственно из внешней памяти, минуя внутреннюю память;
    • нельзя сохранить информацию во внешней памяти, минуя внутреннюю память.

    Вопросы для обсуждения.

        1. Из каких основных устройств состоит компьютер?
        2. Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
        3. Какие устройства образуют внутреннюю память компьютера?
        4. Как называется устройство обработки информации?
        5. Какие устройства образуют долговременную память компьютера?
      1. Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
 

    Плакат  7. Знакомство с клавиатурой. 

    Плакат, представленный на рисунке 7, используется непосредственно при объяснение материала  § 2.3 «Ввод информации в память компьютера» в V классе. Серьезную трудность для школьников представляют англоязычные названия клавиш. Преодолеть этот барьер помогает таблица во второй части плаката. В связи с этим плакат целесообразно использовать для оформления кабинета информатики.

    Вопросы для обсуждения.

    1. Для чего нужна клавиатура?
    2. Как называют основные группы клавиш на клавиатуре компьютера?
    3. В какой группе находится самая длинная клавиша?
    4. Какие две клавиши можно безошибочно найти на клавиатуре даже с завязанными глазами?
    5. Где «дом» у курсора? Как ему туда быстро попасть?
    6. Какие клавиши - «близнецы» вы можете назвать? Почему их по две?
    7. Зачем дополнительные клавиши ведут «двойную» жизнь? Как это происходи?
    8. Какие две специальные клавиши иногда могут отменять действия друг друга?
    9. Какие две специальные клавиши в группе специальных клавиш выполняют одну и ту же функцию, но в разных направлениях? Что это за функция?
    10. С помощью каких клавиш можно поменять язык клавиатуры?

        

      Плакат 8. Правила  работы на клавиатуре 

    Плакат, отображенный на рис. 8, используется непосредственно  при объяснении материала  § 2.3 «Ввод  информации в память компьютера»  в V классе [2], а также при изучении текстовых редакторов и выполнении соответствующих работ компьютерного практикума [2], [3].

    Плакат  целесообразно использовать для  оформления кабинета информатики совместно  с плакатами:

    1. «Знакомство с клавиатурой»;
    2. «Подготовка текстовых документов» и «Техники безопасности».

    Вопросы для обсуждения.

    1. Какова основная позиция пальцев на работе клавиатуре?
    2. Что входит в зону «ответственности» больших пальцев?
    3. Какие пальцы имеют самую большую зону «ответственности» и почему?
    4. Как вы считаете, может, было бы удобнее расположить клавиши на символьной клавиатуре в алфавитном порядке? Обоснуйте свой ответ.
    5. Каких правил следует придерживаться при работе на клавиатуре? 
 

    Плакат 9. Как хранят информацию в компьютере 

    Плакат, отображенный на рисунке 9, используется непосредственно при объяснении материала  § 1.2 «Файлы и папки» и  § 1.4 «Единици измерения информации» в VII классе.

    Плакат  целесообразно использовать для  оформления кабинета информатики совместно  с плакатами:

  1. «Компьютер и информация»,
  2. «Цифровые данные»,
  3. «Хранение информации».

    Вопросы для обсуждения.

    1. Что такое файл?
    2. Из каких частей состоит имя файл?
    3. Какие правила записи имя файла следует соблюдать?
    4. Что такое байт, килобайт, мегабайт и гигабайт?
    5. Как байт, килобайт, мегабайт и гигабайт связанны между собой?
    6. Сколько бит информации содержится ½ Кбайта?
 

Плакат 10. Цифровые данные. 

    Плакат, представленный на рисунке 10, используется непосредственно при объяснении материала  § 1.3 «Как информация, представленная в компьютере, или Цифровые данные» в VII классе.

    Плакат  целесообразно использовать для  оформления кабинета информатики совместно  с плакатом «Как хранят информацию в компьютере».

    Вопросы для обсуждения.

  1. Какие данные называются цифровые?
  2. Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?
  3. Как можно получить двоичный код целого десятичного числа? Приведите примеры.
  4. Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число? Приведите примеры.
  5. Как можно представить в цифровом виде графическую информацию?
  6. Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации. Приведите пример.
  7. Что можно сказать о примерах текстовой и числовой информации, представленной на плакате?
 

    Плакат 11. Алгоритмы и  исполнители.

    Плакат, отображенный на рисунке 11, используется непосредственно при объяснении материала  § 3.2 «Исполнители вокруг нас», § 3.4 «Типы алгоритмов» в  VII классе.

    Плакат  целесообразней использовать для оформления кабинета информатики.

    Вопросы для обсуждения

  1. Что такое алгоритм?
  2. Кого или что называют исполнителем алгоритма?
  3. С какой задачей может справиться только человек?
  4. Как вы понимаете высказывание Норберта Винера; «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает…»?
  5. Какая форма организации действий называется следованием?
  6. Какая форма организации действий называется ветвлением?
  7. Какая форма организации действий называется повторением?
 
 

2.2 Конспект урока  по информатике  за 5 – 7 класс.

      Тема: Внешние устройства ввода-вывода информации

      Цели  урока: познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода, познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода, способствовать развитию критического мышления учащихся, способствовать выработке правильной постановке вопросов.

      Тип урока: изучение новых знаний

      Используемая  технология: развитие критического мышления учащихся

      Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, познавательная, исследовательская

      Средства  обучения: КУВТ, джойстик, сканер, принтер, световое перо, наглядные пособия.

      Ход урока

      Вступительное слово учителя

      На  заре развития компьютерной техники  не было ни дисплея, без которого мы не представляем компьютер, ни принтера, без которого мы не можем распечатать информацию на бумагу, ни тем более сканера, цифрового фотоаппарата и я немного вас ошеломлю, если скажу, что не было даже клавиатуры, не говоря уже о всем нам известной „мышке“. Вводили информацию с помощью, можно сказать, обычных выключателей и кнопок от обычных дверных звонков, а получали ответ компьютера, списывая последовательность перемигивания обычных лампочек.

      Но  как вы сами понимаете, техника не стоит на месте – она развивается. Вначале все усилия были сконцентрированы только на одном: создать машину, способную самостоятельно вычислять. Об удобстве работы никто и не думал. Какие удобства? О каком комфорте общения с компьютером идёт речь, если самого компьютера то нет? Вспомните, какими были первые автомобили, и какими в настоящее время они выпускаются. „Разве можно сравнить“ – скажете вы. Можно и разница будет только лишь в удобстве водителя. А машину как создали вначале по схеме: двигатель – трансмиссия – колеса, так до сих пор и создают. Разница только лишь в удобстве управления и удобстве пользования.

      Точно так же обстоят дела и с компьютерами: вначале создали сам компьютер, а потом удобства пользования  им. Какие же устройства были созданы  для этого? Ответ вы найдёте самостоятельно, а что не найдёте или не поймёте – я вам разъясню. Только, пожалуйста, задавайте вопросы конкретные, потому что я могу вам рассказывать о каждом из устройств несколько занятий подряд.

Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках информатике