Методика использования ИКТ на уроке биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, статья

Краткое описание

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Методика использования ИКТ на уроке биологии.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Методика использования  ИКТ на уроке биологии. 

Цели и задачи использования ИКТ. 

В данное время  меняются цели и задачи, стоящие  перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. 

Цели использования  информационных технологий: 

1.     Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: 

        развитие конструктивного, алгоритмического  мышления, благодаря особенностям  общения с компьютером; 

        развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; 

       формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации (при использовании табличных  процессоров, баз данных). 

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: 

        подготовка обучаемых средствами  информационных технологий к  самостоятельной познавательной  деятельности 

3.     Мотивация учебно-воспитательного  процесса: 

        повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; 

        выявление и использование стимулов  активизации познавательной деятельности.

Направления использования  ИКТ. 

В изучении школьного  курса химии и биологии выделяю  несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: 

       наглядное представление объектов  и явлений микромира; 

       изучение производств химических  продуктов; 

       моделирование химического эксперимента  и химических реакций; 

       система тестового контроля  

       подготовка к ЕГЭ. 

Широкое использование  анимации, химического моделирования  с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. 

Не только учитель  может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. 

Использование виртуальных экскурсий значительно  расширяет кругозор ребенка и  облегчает понимание сути химических производств. 

Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого. 

 

Формы использования  ИКТ. 

1       Использование готовых электронных  продуктов                                                                         

       позволяет интенсифицировать деятельность  учителя и ученика, позволяет  повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.   

  

2       Использование мультимедийных презентаций  

        позволяет представить учебный  материал как систему ярких  опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано 180 презентаций по 60 темам, для уроков химии и биологии.  

3       Использование ресурсов сети  Интернет.  

        Сеть Интернет несет громадный  потенциал образовательных услуг  (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: 

       целенаправленно находить информацию  и систематизировать ее по  заданным признакам; 

       видеть информацию в целом,  а не фрагментарно, выделять главное  в информационном сообщении. 

        4       Использование  интерактивной доски и программного  обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное  для интерактивной доски).

Преимущества для преподавателя: 

       позволяет преподавателям объяснять  новый материал из центра класса. 

       поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать  и делать записи поверх любых  приложений и веб-ресурсов. 

       позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. 

       вдохновляет преподавателей на  поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. 

Преимущества  для учащихся: 

       делает занятия интересными и  развивает мотивацию. 

       предоставляет больше возможностей  для участия в коллективной  работе, развития личных и социальных  навыков. 

       учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. 

       позволяет использовать различные  стили обучения, преподаватели могут  обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным  потребностям. 

       учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. 

       отсутствует необходимость в  клавиатуре, чтобы работать с  этим оборудованием, таким образом  повышается вовлеченность учащихся  начальных классов или детей  с ограниченными возможностями.

ИКТ в сочетании  с методом проектов 

Проект –  это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися  комплекс действий, где обучающийся  может быть самостоятельным при  принятии решения и ответственным  за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов:  

1         подготовка; 

2         планирование; 

3         исследование (в том числе и  теоретическое); 

4         результаты и (или) выводы; 

5         представление или отчет; 

6         оценка результатов. 

Роль учителя  в создании проекта: 

При работе над  проектом я помогаю учащимся в  поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сама являюсь  источником информации, координирую  весь процесс, поддерживаю и поощряю  учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения  школьников в  работе над проектом.  

Роль ученика  в создании проекта: 

Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.  

Конкретные применяемые  средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное  обучение хорошо укладывается в парадигму  личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Возникает вопрос: «А где же место ИКТ?». На 4-6 стадиях работы над проектом. Информатика преподается с 1 класса, компьютерный вариант – с 3-го. Поэтому использовать информационные технологии можно, начиная с 5-го класса.  

 

 

ИКТ на конкретном уроке. 

Работа с мультимедийными  пособиями дает возможность разнообразить  формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и  видеоматериала.  

Такая работа может  осуществляться на разных этапах урока  

       как способ создания проблемной  ситуации, 

       как способ объяснения нового  материала, 

       как форма закрепления изученного, 

       как форма проверки домашнего  задания, 

       как способ проверки знаний в процессе урока.  

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное  освещение темы обеспечивают более  глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.  

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.  

Возможности презентаций:  

1.     Демонстрация фильмов, анимации. 

2.     Выделение (нужной области). 

3.     Гиперссылки. 

4.     Последовательность шагов. 

5.     Интерактивность. 

6.     Движение объектов. 

7.     Моделирование. 

Для того чтобы  создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.  

  

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации. 

Если презентация  лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации  и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.  

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.  

   

Каково влияние  использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?  

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в  систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: 

Информация о работе Методика использования ИКТ на уроке биологии