Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, статья
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Методика использования
ИКТ на уроке биологии.
Цели и задачи
использования ИКТ.
В данное время
меняются цели и задачи, стоящие
перед современным
Цели использования
информационных технологий:
1.
Развитие личности обучаемого, подготовка
к самостоятельной продуктивной деятельности
в условиях информационного общества
через:
развитие конструктивного,
развитие творческого мышления за счет
уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной
2.
Реализация социального заказа,
обусловленного информатизацией современного
общества:
подготовка обучаемых
3.
Мотивация учебно-
повышение качества и
выявление и использование
Направления использования
ИКТ.
В изучении школьного
курса химии и биологии выделяю
несколько основных направлений, где оправдано
использование компьютера:
наглядное представление
изучение производств
моделирование химического
система тестового контроля
подготовка к ЕГЭ.
Широкое использование
анимации, химического моделирования
с использованием компьютера делает
обучение более наглядным, понятным
и запоминающимся.
Не только учитель
может проверить знания ученика,
используя систему тестирования, но и
сам ребенок может контролировать степень
усвоения материала.
Использование
виртуальных экскурсий
Но я считаю,
что главное достоинство компьютерного
проектирования на уроке химии – его использование
при рассмотрении взрыво- и пожароопасных
процессов, реакций с участием токсичных
веществ, радиоактивных препаратов, словом,
всего, что представляет непосредственную
опасность для здоровья обучаемого.
Формы использования
ИКТ.
1
Использование готовых
позволяет интенсифицировать
2
Использование мультимедийных
позволяет представить учебный
материал как систему ярких
опорных образов, наполненных исчерпывающей
структурированной информацией в алгоритмическом
порядке. В этом случае задействуются
различные каналы восприятия, что позволяет
заложить информацию не только в фактографическом,
но и в ассоциативном виде в долговременную
память учащихся. На сегодняшний день
мною разработано 180 презентаций по 60 темам,
для уроков химии и биологии.
3
Использование ресурсов сети
Интернет.
Сеть Интернет несет громадный
потенциал образовательных
целенаправленно находить
видеть информацию в целом,
а не фрагментарно, выделять главное
в информационном сообщении.
4 Использование
интерактивной доски и
Преимущества для
преподавателя:
позволяет преподавателям
поощряет импровизацию и
позволяет сохранять и распечатывать
изображения с доски, включая любые записи,
сделанные во время занятия, не затрачивая
при этом много времени и сил и упрощая
проверку усвоенного материала.
вдохновляет преподавателей на
поиск новых подходов к
Преимущества
для учащихся:
делает занятия интересными и
развивает мотивацию.
предоставляет больше
учащиеся начинают понимать более
сложный материал в результате более ясной,
эффективной и динамичной подачи материала.
позволяет использовать
учащиеся начинают работать более творчески
и становятся уверенными в себе.
отсутствует необходимость в
клавиатуре, чтобы работать с
этим оборудованием, таким
ИКТ в сочетании
с методом проектов
Проект –
это специально организованный учителем
и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий, где обучающийся
может быть самостоятельным при
принятии решения и ответственным
за свой выбор, результат труда. Работу
над проектом организую в шесть этапов:
1
подготовка;
2
планирование;
3
исследование (в том числе и
теоретическое);
4
результаты и (или) выводы;
5
представление или отчет;
6
оценка результатов.
Роль учителя
в создании проекта:
При работе над
проектом я помогаю учащимся в
поиске источников, способных помочь
в работе; в то же время сама являюсь
источником информации, координирую
весь процесс, поддерживаю и поощряю
учеников, обеспечиваю непрерывную обратную
связь для продвижения школьников
в работе над проектом.
Роль ученика
в создании проекта:
Ученик намечает
промежуточные задачи, ищет пути их
решения, само решение, сравнивает
полученное с требуемым и корректирует
деятельность.
Конкретные применяемые
средства и приемы определяются характером
решаемой данным проектом задачи. Проектное
обучение хорошо укладывается в парадигму
личностно-ориентированной
ИКТ на конкретном
уроке.
Работа с мультимедийными
пособиями дает возможность разнообразить
формы работы на уроке за счет одновременного
использования иллюстративного, статистического,
методического, а также аудио- и
видеоматериала.
Такая работа может
осуществляться на разных этапах урока
как способ создания
как способ объяснения нового
материала,
как форма закрепления
как форма проверки домашнего
задания,
как способ проверки знаний в процессе
урока.
Совмещение видео-,
аудио- и текстового материала, комплексное
освещение темы обеспечивают более
глубокое погружение в материал, способствуют
его творческому осмыслению, повышает
мотивацию учения.
Презентация - форма
подачи материала в виде слайдов, на которых
могут быть представлены таблицы, схемы,
рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
1.
Демонстрация фильмов,
2.
Выделение (нужной области).
3.
Гиперссылки.
4.
Последовательность шагов.
5.
Интерактивность.
6.
Движение объектов.
7.
Моделирование.
Для того чтобы
создать презентацию, необходимо сформулировать
тему и концепцию урока; определить
место презентации в уроке.
Если презентация
станет основой урока, его "скелетом",
то необходимо выделить этапы урока, четко
выстроив логику рассуждения от постановки
цели к выводу. В соответствии с этапами
урока определяем содержание текстового
и мультимедийного материала (схемы, таблицы,
тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты).
И только после этого создаем слайды, в
соответствии с планом урока, в программе
Power Point. Для большей наглядности можно
ввести настройки демонстрации презентации.
Можно также создать и заметки к слайду,
отражающие переходы, комментарии, вопросы
и задания к слайдам и материалам на них,
т.е. методическое оснащение презентации.
Если презентация
лишь часть урока, один из его этапов,
то необходимо четко сформулировать
цель использования презентации
и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать
и оформлять материал. В данном случае
нужно четко ограничить время показа презентации,
продумать варианты работы с презентацией
на уроке: вопросы и задания учащимся.
Если презентация
- творческая работа учащегося или группы
учеников, то необходимо как можно более
точно сформулировать ему (им) цель работы,
определить контекст работы в структуре
урока, обсудить содержание и форму презентации,
время на ее защиту. Лучше, если с презентацией,
созданной учеником, вы познакомитесь
заранее, особенно если она играет концептуальную
роль в уроке.
Каково влияние
использования информационно-
Использование
разных форм ИКТ и включение метода
проектов и модульного обучения в
систему уроков химии и биологии, способствует
углублению знаний учащихся, так как изучаемый
материал рассматривается в контексте
более широкого спектра проблем. В свою
очередь, это создает оптимальные условия
для усвоения знаний в системе межпредметных
связей. Работа по этим технологиям не
только сохраняет структуру общеобразовательного
цикла, полностью соответствует требованиям
обязательного минимума содержания образования,
но и:
Информация о работе Методика использования ИКТ на уроке биологии