Методика использования ИКТ на уроке биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, статья

Краткое описание

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Методика использования ИКТ на уроке биологии.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

       способствует повышению познавательного  интереса к предмету; 

       содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 

       позволяет учащимся проявить  себя в новой роли; 

       формирует навыки самостоятельной  продуктивной деятельности; 

       способствует созданию ситуации  успеха для каждого ученика. 

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. 

Каково влияние  использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? 

ИКТ дают: 

       экономию времени на уроке;  

       глубину погружения в материал;  

       повышенную мотивацию обучения;  

       интегративный подход в обучении;  

       возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;  

       возможность формирования коммуникативной  компетенции учащихся, т.к. ученики  становятся активными участниками  урока не только на этапе  его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;  

       привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию  учеников, получивших достаточный  уровень знаний по предмету, чтобы  самостоятельно мыслить, спорить,  рассуждать, научившихся учиться,  самостоятельно добывать необходимую информацию. 

Среди программных  средств чаще всего используются Power Point™, Excel™, Access™, Мovie Maker™, Paint™, Adobe Photoshop™, Smart Notebook™, Smart SynchronEyes™, «Интерактивные задачи для интерактивной доски», программные продукты по предметам. 

Какова эффективность  использования в массовой практике электронно-методических материалов? 

1.       Реализуются новые цели образования: 

организация самостоятельной  продуктивной деятельности; 

формирование  информационной грамотности и компетентности; 

индивидуализация  процесса; 

ценностно-смысловое  определение учащихся. 

2.       Повышается эффективность познавательной  деятельности учащихся за счет 

       расширения возможностей доступа  к образовательной информации; 

       совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания; 

       формирования умения самостоятельно  приобретать знания; 

       визуализации представленной информации; 

       ориентации на развитие интеллектуального  потенциала обучающихся; 

       развития творческого потенциала  учащихся; 

       незамедлительной обратной связи; 

       одновременного использования нескольких  каналов восприятия учащихся. 

3.       Педагоги, использующие наработанные  материалы, освобождаются от выполнения  трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. 

Очень важно  не останавливаться на месте, ставить  новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.  

 

Конспект урока  биологии 

             с  использованием информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ) 

Предмет: биология. 

Тема: Сцепленное с полом наследование. Почему не бывает трехцветных котов? 

Продолжительность: 45 минут 

Класс: 11 

Технологии: Интерактивная, проектная, здоровьесберегающая технологии 

Аннотация: Занятие  по программе 10-11 классы. / Под ред. И. Н. Пономаревой, раздел «Основы генетики и селекции». 

Тип и вид  данного урока: комбинированный, с  элементами самостоятельной работы. Для достижения поставленных целей и задач проводится подготовка к активному восприятию нового материала. Выполняется практическая работа с использованием компьютера. Она дает возможность закрепить и оценить уровень знаний учащихся по пройденной теме и обобщить изученный материал. 

Ставится и решается проблемный вопрос. В ходе объяснения нового материала в работу активно включаются  учащиеся. Они выступают с сообщениями, подготовленными к уроку, решают генетические задачи. На уроке используются компьютерные слайды, с помощью которых изучаемый материал становится доступным. На уроке использованы методы проектной и здоровьесберегающей технологии. С целью закрепления изученного материала проводится тестирование на компьютере. 

Практическая  реализация: 

Мы, учащиеся 11 класса, уроки биологии очень часто проводим с использованием мобильного компьютерного класса, мультимедийного проектора.  Выступаем на занятиях со своими проектами, презентациями. 

На данном уроке, при повторении пройденного и  для закрепления нового материала, выполнили практические работы. Такие самостоятельные работы нам дают возможность повторить и лучше усвоить учебный материал. Во время работы на компьютерах по программам, допущенные ошибки можно исправить. Это дает нам возможность выявить пробелы в знаниях по данной теме и самостоятельно докопаться до истины. Использование слайдов помогает лучше понять суть темы. Таким образом, мы запоминаем не механически, а понимаем осмысленно. Материал данного занятия мы поняли и тем более, нам очень нравится решать генетические задачи и выполнять практические, лабораторные работы. 

(Николаева Яна,  Михайлова Н., Александров Н., Петров  В., Филиппов А. учащиеся 11 кл.) 

Тимофеева И.А.на уроках умеет находить соответствующие  методы обучения при изучении новой  темы, проведения экспериментов на уроках, практических и лабораторных работ по биологии. При подготовке к данному уроку  она использовала  богатый материал, накопленной ею, новые информации, получаемые из научной и методической литературы, Интернета. Вызывая интерес к изучаемой теме, учительница развивает творческое мышление учащихся.  На занятиях учащиеся выступают со своими сообщениями, докладами. Это у них развивает умение работать с дополнительным материалом, информационно-коммуникационной технологией. Применение компьютерной технологии на уроке способствовало повторению, изучению и закреплению изученного материала. Урок целей достиг. 

(Ильина Валентина  Анатольевна, зам. по учебной  части). 

Конспект урока: 

 

Методы, приемы и средства обучения 

Ход урока 

Практическая  работа  (по лабораторному практикуму)   

Работа на компьютере 

I. Подготовка  к активному восприятию нового  материала.     Работа на  компьютере.  

Повторение опорных  терминов (по цепочке устно): генотип, фенотип, гомогаметный, гетерогаметный, аутосомы, половые хромосомы, гаметы, кроссоверные гаметы, некроссоверные гаметы, рекомбинантные (кроссоверные) особи, нерекомбинантные (некроссоверные) особи, группа сцепления, полное сцепление, неполное сцепление, кроссинговер, ген, кариотип.  

  

Демонстрация  компьютерной презентации  

Проблемный вопрос: 

Повествовательный рассказ 

  

  

Использование слайдов  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сообщение учащегося 

  

  

  

  

Решение задачи  

  

  

  

Объяснительный  рассказ учащегося 

   

  

  

Решение проблемного вопроса данного урока 

  

  

  

  

  

  

  

Физкульт - минутка 

II. . Изучение  новой темы. 

Сегодня на уроке  мы продолжим изучение интересной и  важной для вас темы – сцепленного  с полом наследования. 

Как вы думаете, почему не бывает трехцветных котов? 

Начнем с определения. 

Наследование  признаков, определяемых генами, локализованными  в половых хромосомах, называется сцепленным с полом наследованием (определение записывается в тетради). У человека установлены все 24 теоретически возможные группы сцепления генов; из них 22 локализованы в аутосомах, в каждой из которых содержится по несколько сот генов. В таблице приводятся примеры группы сцеплений, локализованные 

 в половых  хромосомах человека, (см. таблицу). 

 На данном  уроке речь пойдет только о  первой группе: полностью сцепленных с полом генов. Рассмотрим пример гемофилии. 

Гемофилия –  это болезнь несвертываемости крови. Из раздела «Человек и его здоровье»  возможно, помните, что всего в  свертывающую систему крови входят 12 факторов, из которых вам наиболее известны белки фибриноген, фибрин, протромбин, тромбин, ионы кальция. Это заболевание обусловлено аллелями различных генов. Такое явление в генетике называется генокопией. 

Ген гемофилии  рецессивен, к счастью, встречается  он очень редко – этой болезнью страдают немногие мужчины. У женщин гемофилия практически не наблюдается, описаны только отдельные случаи. Считается, что девочки, имеющие две X- хромосомы с геном гемофилии в каждой из них, погибают еще в зародышевом состоянии. 

Эта болезнь  затронула и семью последнего российского императора – Николая II. 

 Императрица  Александра Фёдоровна, до бракосочетания  Аликс-Виктория-Елена-Бригитта-Луиза-Беатриса  принцесса Гессенская и Рейнская (по другим источникам, принцесса  Гессен-Дармштадская) – дочь Великого  герцога Людвига  IV ( 1837-1892 ) Гессенского и Рейнского и Аликс (1843-1878), дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II сестра Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Родилась 25 мая (6 июня по старому стилю) 1872 г. 

Свадьба Николая II и Аликс состоялась 14 ноября 1894 года. 

Вскоре после  свадьбы, 3(15) ноября 1895 года царица родила своего первого ребёнка. 

Это была девочка. Ее назвали Ольгой. Затем подряд родились еще три дочери: 29 мая (10 июня) 1897 года – Татьяна, 14(26) июня 1899 года – Мария, 5(18) июня 1901 года – Анастасия. Но нужен был наследник престола. А Бог так и не давал дружной супружеской паре мальчика. Наконец, 30 июля(12 августа) 1904 года сбылась долгожданная мечта. У царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Эта страшная неизлечимая болезнь – несвертываемость крови – стала трагедией царской семьи. Обычно с таким заболеванием  Редко доживают до зрелого возраста, так как любой ушиб и даже мелкое кровоизлияние может стать причиной смерти. 

Информация о работе Методика использования ИКТ на уроке биологии