Использование ИКТ на уроках обществознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:16, статья

Краткое описание

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений

Файлы: 1 файл

Использование ИКТ на уроках обществознания.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Использование ИКТ на уроках обществознания    
 

  

Мир, в котором  мы сегодня живем, становится все  более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком  во всех сферах деятельности. Для миллионов  людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. А это значит, что использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

С началом внедрения  в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном  положении оказались учителя-предметники  социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или  технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, они вынуждены за короткий срок освоить фактически новую для них специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету.

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Сегодня одним  из таких средств стал компьютер. В образовательном процессе он может  быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых  информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

• побуждающий  аспект активизации деятельности учащихся;

• возможность  конструирования материала для  конкретного урока;

• возможность  сочетания разных программных средств;

• возможность  адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.

При этом следует  помнить, что компьютерная поддержка  должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:

• для каких  тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для  каких дидактических задач;

• какие программные  средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых  на компьютере;

• какие предварительные  умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

• как организовать занятия с использованием компьютера.

Использование компьютера определяет три типа уроков:

1) с использованием  ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя  и проекционное оборудование);

2) с использованием  в индивидуальном режиме (компьютерный  класс);

3) с использованием  в индивидуальном дистанционном  режиме (компьютерный класс с  выходом в Интернет). Проведение  уроков второго и третьего  типа ограничено в связи с  сильной загруженностью кабинетов  информатики, отсутствием необходимого  количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.

Компьютер может  использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет  различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Например, при  проведении уроков второго типа компьютер  может выступать в функции  учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или  полностью заменяющий учителя и  книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

Каковы же формы  и направления использования  ИКТ учителем-гуманитарием?

Во-первых, компьютер  позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить  огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках обществознания используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на уроке.

Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Мы советуем упорядочить весь материал по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, схемами и таблицами, картами, картинами, аудиоматериалами или видеосюжетами, вопросами и заданиями.

Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.

Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office: Word и PowerPoint.

Редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя  ученикам статистические данные. Сохраняя материалы в электронном виде, мы получаем возможность редактировать их, многократно копировать и печатать (размножать).

В-третьих, компьютер  позволяет вести электронный  журнал.

Его очень легко  создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel. Чаще всего учителя-гуманитарии обходят эту программу стороной, а зря. Наберитесь терпения, научитесь вводить формулы в ячейки и создавать гиперссылки, и перед вами откроются неограниченные возможности. Нужно только один раз создать страничку в Excel, ввести необходимые формулы, и компьютер сам вычислит по вашим данным все, что необходимо. Информация журнала доступна ученику и построена таким образом, чтобы он видел результаты своей работы и мог определить итоги деятельности в удобное для него время. Она может быть распечатана и предоставлена родителям.

В-четвертых, компьютер  позволяет использовать готовые  электронные программные продукты.

Это мультимедиа  учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их недостатком, на мой взгляд, является невозможность систематического использования на уроках. Этому есть несколько причин: представленная информация не всегда соответствует возрасту учащихся и задачам урока; во многих учебниках невозможно задать произвольный порядок представления учебной информации учителем в зависимости от его целей; не всегда есть возможность практического применения знаний и их контроля.

В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес http://school-collection.edu.ru. В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке.  

В-пятых, компьютер  позволяет творческому учителю  создавать свои образовательные  ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, вполне доступная каждому учителю и  ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

В своей практической деятельности я создаю и использую  презентации нескольких видов. Среди  них:

1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.

2) "Домашние  работы", которые содержат необходимую  информацию, вопросы и задания  для работы с ней. Они позволяют  ученикам ликвидировать пробелы,  вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.

3) "Экскурсии"  и "галереи", которые позволяют  школьникам приобщиться к шедеврам  мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы  развития культуры разных народов на разных исторических этапах.

4) " Задачники  и тренажеры", которые содержат  задания, позволяющие организовать  фронтальную, групповую и индивидуальную  работу учащихся на уроке и  дома.

Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.

Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более  высокий уровень самообразовательных  навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Например, при закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по созданию слайдов. Это создаст на уроке благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.

В-шестых, компьютер  позволяет использовать различные  источники информации, в том числе  ресурсы сети Интернет.

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться  как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.

Информатизация  образования, создание информационного  образовательного пространства, внедрение  новых интернет-технологий в образование... Об этом много пишут и много  говорят. Понятно, что ИКТ вошли в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, учитель, безусловно, должен использовать их на своих уроках.

Информация о работе Использование ИКТ на уроках обществознания