Методы стимулирования на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Задачи исследования:
изучить педагогическую литературу по проблеме использования методов стимулирования;
рассмотреть ключевые понятия «метод», «стимулирование», «поощрение», «наказание», «соревнование» ;
выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования.

Оглавление

Введение 3
Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5
Методы стимулирования как педагогическая задача 5
Педагогические условия использования методов стимулирования 14
Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

куровик исправ..docx

— 56.22 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский  Государственный Педагогический университет»

филиал в  г. Миассе

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

Курсовая  работа по педагогике

 Методы стимулирования на уроках информатики

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Насыров Айдар  Эдуардович

Про(ИВТиКТ)-309

Проверил:

Точилкина Татьяна Григорьевна

Кандидат  филологических наук, доцент

 

 

 

 

 

Миасс

2012г.

Оглавление

Введение 3

Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5

Методы стимулирования как педагогическая задача 5

Педагогические условия использования методов стимулирования 14

Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19

Заключение 25

Список литературы 26

 

 

 

Введение

В педагогике обучения и  воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на человека, чтобы добиться от него желаемого поведения.

В определенном смысле, это  проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех  педагогического процесса.

В принципе, человек любого возраста считает естественным руководство  со стороны родителей и педагогов, но на пути от этой принципиальной готовности до поведения стоит целый ряд  значительных препятствий. Их подлинная  причина заключается в недостаточности  способностей или воли человека, однако преобразованные самолюбием и потребностью в самоутверждении, они приобретают  различные формы сопротивления, которые самим людям кажутся  глубоко мотивированными, справедливыми  и чуть ли не благородными. Тактические  ошибки педагогов: несдержанность, недостаточная  тактичность, наказующие акценты — играют на руку позиции отпора и усложняют задачу педагогического влияния.

Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и  само человечество. Кардинальные способы  стимулирования хорошо отражены в поговорке  “кнут и пряник”.

К сожалению, вся история  воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые  рисунки, где учитель часто изображен  с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.

Однако постепенно соотношение  “кнута” и “пряника” становилось  все более сложным, поскольку  в процессе долгого и постепенного накопления морального опыта утверждались идеи большой педагогической терпимости и мягкости. В ХХ веке физические наказания в развитых странах, в  принципе, были изжиты, что знаменовало  собой новую педагогическую эпоху.

Нынешний этап педагогического  стимулирования, как, собственно говоря, и каждый, живет в состоянии  постоянного противоречия между  привычной и традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников.

Вечная закономерность заключается  в том, что потребность воспитанников  в более гуманном подходе всегда опережает педагогическую практику, говоря иначе, педагог всегда более  или менее консервативен. То поведение  педагогов, которое представлялось бы нашим предкам верхом гуманности, может казаться современному человеку жестким и несправедливым. Из этой закономерности и исходит постоянная необходимость в совершенствовании  методов стимулирования.

Проблема:  каковы педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.

Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.

Объект  исследования:   уроки информатики.

Предмет исследования:  методы стимулирования.

Задачи  исследования:

  1. изучить педагогическую литературу по проблеме использования методов стимулирования;
  2. рассмотреть ключевые понятия «метод», «стимулирование», «поощрение», «наказание», «соревнование» ;
  3. выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования.

Теоретическое обоснование  проблемы методов стимулирования

Методы стимулирования как  педагогическая задача

 

Метод (от др.-греч. — путь) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли. [материал из википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4]

Метод —  способ теоретического исследования или  практического осуществления чего-н. 2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием (в 3 знач.).  [толковый словарь Ожегова http://slovari.299.ru/word.php?id=15764&sl=oj]

Методы стимулирования - методы, направленные на формирование позитивных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность и способствуют обогащению школьников учебной информацией. [http://pedagogmaster.ru/pedagogika-referat/metody-stimulirovaniya-uchebnoj-deyatelnosti-uchashsihsya-28018.html#]

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать  дополнительное стимулирующее влияние  и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными. [http://bibl.tikva.ru/base/B3676/B3676Part41-214.php]

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и  наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование. В последние десятилетия  к этим традиционным рычагам манипулирования  деятельностью и поведением человека, кажется, добавился еще один —субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Что мне даст воспитание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно быть воспитанным — вот вопросы, которые задают себе и друг другу ребята уже в средних классах и в зависимости от ответов строят на них свое отношение к воспитанию. Учитывая эти утилитарно-прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отношения партнеров — воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.

Проблемой использования  методов стимулирования занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее  время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

К методам стимулирования относятся поощрение, соревнование, наказание, субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения (указать обязательно фамилии ученых, работающих в данных направлениях)

Проблемой использования  методов поощрения и наказания  занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие. В настоящее  время этой проблемой занимаются Л.Ю.Гордин, Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков.

Поощрение — выражение  положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной  оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в  виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение  вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность  в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня — благодарность, награждение  и т. д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные  эмоции, дающие воспитанникам или  коллективу длительные стимулы, так  как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют  о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях — это значительно  усиливает сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся  простоту, поощрение требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается прежде всего психологическая сторона поощрения, его последствия.

Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением  получить похвалу или награду, а  внутренними убеждениями, нравственными  мотивами.

Поощрение не должно противопоставлять  воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают  не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — кому, сколько и за что. Поэтому оно  должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту  в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощряя, учитывайте мнение коллектива.

Поощрение требует личностного  подхода. Очень важно вовремя  ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя  положительные качества учеников, воспитатель  вселяет в них уверенность, воспитывает  целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать  справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Как только дети собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения: кто есть кто. Детям, подросткам, юношам в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

Нельзя ли мощное естественное стремление человека к первенству направить  на пользу воспитанию? Так еще в  древности возник метод соревнования, которому в истории педагогики был  уготован нелегкий путь: о нем то надолго забывали, то внезапно возводили в ранг главного средства. В отечественной школе 20—90-х гг. этот метод получил название социалистического соревнования и, к сожалению, оброс командно-бюрократическими атрибутами — в школу пытались перенести законы соревнования, действующие на производстве. Не удивительно, что метод превратился в формальное понукание школьников бороться за достижение непонятных и незначимых для них целей и в конце концов стал малоэффективным, а затем и малоупотребимым. Между тем в педагогически правильно организованном соревновании имеются действенные стимулы для повышения эффективности воспитательного процесса.

Соревнование — это  метод направления естественной потребности школьников к соперничеству  и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Данным методом занимался Виталий Артурович Петровский. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.

Информация о работе Методы стимулирования на уроках информатики