Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Задачи исследования:
изучить педагогическую литературу по проблеме использования методов стимулирования;
рассмотреть ключевые понятия «метод», «стимулирование», «поощрение», «наказание», «соревнование» ;
выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования.
Введение 3
Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5
Методы стимулирования как педагогическая задача 5
Педагогические условия использования методов стимулирования 14
Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19
Заключение 25
Список литературы 26
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский Государственный Педагогический университет»
филиал в г. Миассе
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по педагогике
Методы стимулирования на уроках информатики
Выполнил:
Насыров Айдар Эдуардович
Про(ИВТиКТ)-309
Проверил:
Точилкина Татьяна Григорьевна
Кандидат филологических наук, доцент
Миасс
2012г.
Оглавление
Введение 3
Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5
Методы стимулирования как педагогическая задача 5
Педагогические условия использования методов стимулирования 14
Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19
Заключение 25
Список литературы 26
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на человека, чтобы добиться от него желаемого поведения.
В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
В принципе, человек любого
возраста считает естественным руководство
со стороны родителей и педагогов,
но на пути от этой принципиальной готовности
до поведения стоит целый ряд
значительных препятствий. Их подлинная
причина заключается в
Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и само человечество. Кардинальные способы стимулирования хорошо отражены в поговорке “кнут и пряник”.
К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, где учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.
Однако постепенно соотношение
“кнута” и “пряника”
Нынешний этап педагогического стимулирования, как, собственно говоря, и каждый, живет в состоянии постоянного противоречия между привычной и традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников.
Вечная закономерность заключается
в том, что потребность воспитанников
в более гуманном подходе всегда
опережает педагогическую практику,
говоря иначе, педагог всегда более
или менее консервативен. То поведение
педагогов, которое представлялось
бы нашим предкам верхом гуманности,
может казаться современному человеку
жестким и несправедливым. Из этой
закономерности и исходит постоянная
необходимость в
Проблема: каковы педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Объект исследования: уроки информатики.
Предмет исследования: методы стимулирования.
Задачи исследования:
Метод (от др.-греч.
— путь) — систематизированная совокупность
шагов, действий, которые необходимо предпринять,
чтобы решить определённую задачу или
достичь определённой цели. В отличие
от области знаний или исследований, является
авторским, то есть созданным конкретной
персоной или группой персон, научной
или практической школой. В силу своей
ограниченности рамками действия и результата,
методы имеют тенденцию морально устаревать,
преобразовываясь в другие методы, развиваясь
в соответствии с временем, достижениями
технической и научной мысли, потребностями
общества. Совокупность однородных методов
принято называть подходом. Развитие методов
является естественным следствием развития
научной мысли. [материал из википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Метод —
способ теоретического исследования или
практического осуществления
Методы стимулирования
- методы, направленные на формирование
позитивных мотивов учения, стимулирующих
познавательную активность и способствуют
обогащению школьников учебной информацией.
[http://pedagogmaster.ru/
Стимулировать
- значит побуждать, давать импульс, толчок
мысли, чувству и действию. Определенное
стимулирующее действие уже заложено
внутри каждого метода. Но есть методы,
главное назначение которых - оказывать
дополнительное стимулирующее влияние
и как бы усиливать действие других
методов, которые по отношению к
стимулирующим (дополнительным) принято
называть основными. [http://bibl.tikva.ru/base/
С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека, кажется, добавился еще один —субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Что мне даст воспитание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно быть воспитанным — вот вопросы, которые задают себе и друг другу ребята уже в средних классах и в зависимости от ответов строят на них свое отношение к воспитанию. Учитывая эти утилитарно-прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отношения партнеров — воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.
Проблемой использования методов стимулирования занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
К методам стимулирования относятся поощрение, соревнование, наказание, субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения (указать обязательно фамилии ученых, работающих в данных направлениях)
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю.Гордин, Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков.
Поощрение — выражение
положительной оценки действий воспитанников.
Оно закрепляет требуемые навыки
и привычки. Действие поощрения основано
на возбуждении положительных
Одобрение — простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Поощрения более высокого
уровня — благодарность, награждение
и т. д. — вызывают и поддерживают
сильные и устойчивые положительные
эмоции, дающие воспитанникам или
коллективу длительные стимулы, так
как они не только венчают длительный
и упорный труд, но и свидетельствуют
о достижении нового, более высокого
уровня. Награждать надо торжественно,
при всех воспитанниках, педагогах,
родителях — это значительно
усиливает сторону
Несмотря на кажущуюся
простоту, поощрение требует тщательной
дозировки и известной
Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.
Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощряя, учитывайте мнение коллектива.
Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.
Как только дети собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения: кто есть кто. Детям, подросткам, юношам в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.
Нельзя ли мощное естественное стремление человека к первенству направить на пользу воспитанию? Так еще в древности возник метод соревнования, которому в истории педагогики был уготован нелегкий путь: о нем то надолго забывали, то внезапно возводили в ранг главного средства. В отечественной школе 20—90-х гг. этот метод получил название социалистического соревнования и, к сожалению, оброс командно-бюрократическими атрибутами — в школу пытались перенести законы соревнования, действующие на производстве. Не удивительно, что метод превратился в формальное понукание школьников бороться за достижение непонятных и незначимых для них целей и в конце концов стал малоэффективным, а затем и малоупотребимым. Между тем в педагогически правильно организованном соревновании имеются действенные стимулы для повышения эффективности воспитательного процесса.
Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Данным методом занимался Виталий Артурович Петровский. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.
Информация о работе Методы стимулирования на уроках информатики