Методы стимулирования на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Задачи исследования:
изучить педагогическую литературу по проблеме использования методов стимулирования;
рассмотреть ключевые понятия «метод», «стимулирование», «поощрение», «наказание», «соревнование» ;
выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования.

Оглавление

Введение 3
Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5
Методы стимулирования как педагогическая задача 5
Педагогические условия использования методов стимулирования 14
Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

куровик исправ..docx

— 56.22 Кб (Скачать)

Педагогические условия использования методов соревнования:

1. Соревнование  организуется в связи с конкретной  педагогической задачей. Например, оно может выполнять роль "пускового механизма" в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.

2. Не  все виды деятельности детей  требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно  быть соревнований во внешности,  хотя взрослые охотно проводят  конкурсы разнообразных "мисс". Совершенно недопустимо соревноваться  в проявлении нравственных качеств:  кто у нас - самый добрый, самый  вежливый, самый милосердный. По  этому поводу замечательно написано  в стихотворении А. Барто "Два очка за старичка".

3. Особой  методики требует соревнование  в учебной деятельности. Здесь  в качестве предмета соревнования  нельзя выбирать отметки, считать  отличников победителями, а слабоуспевающих  проигравшими. Стоит помнить, что  каждая конкретная учебная отметка  несет в себе такое множество  субъективных составляющих: интеллектуальные  возможности, способности ребенка,  его интерес именно к этому  предмету, его физическое состояние,  настроение, отношение к нему  учителя и т. д.

Но как же тогда стимулировать учебную деятельность детей? Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов: на лучшего математика, знатока словесности, истории, географии, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордиста и т.д. Принцип таких соревнований один - каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

4. Соревнование  в детской среде должно быть  обставлено яркой атрибутикой:  девизы, звания, титулы, эмблемы, призы  и знаки почета. Не забывайте  - из соревнования детей ни  на минуту не должен уйти  дух игры, товарищеского общения.

5. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов. Весь ход соревнования должен открыто представляться детям (например, на специальном стенде, в оперативных "Листах гласности"), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

 

 

Опыт работы педагогов  по использованию методов стимулирования

 

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися.  В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом  в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что  случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

  • Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

  • Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

 

     - Что вы уже знаете об этой теме? 

    - Подберите слова об этом или на эту тему…. 

    - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! 

    (Не правда ли, звучит как открытие!)

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.  Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.  
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. ▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; 
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию. 
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору). 
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей. 
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся. 
      Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика  требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные  (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Отметим, что вопросы организации проектной деятельности (содержание, методика, формы организации, оценка результативности)  подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.

Таким образом,  развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения,  использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и  т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках

  • Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам.

Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».

  • Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.  

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.

  • Оценка – не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  • Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта 

и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Заключение

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения  и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова  К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор  применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель  добьется того, что поощрения и  наказания станут ненужными».

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует  и от педагогов, и от родителей  немалых усилий. «Наказание - очень  трудная вещь; оно требует от воспитателя  огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в  отношении поощрения. Именно поэтому  А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям  использовать поощрения нечасто, а  к наказаниям вообще не прибегать  без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что  по мере совершенствования воспитательного  процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все  меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования  поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как  педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие  учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это  не произойдет. Поощрение и наказание  формируют у учащихся умение правильно  оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

Информация о работе Методы стимулирования на уроках информатики