Методы стимулирования на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования на уроках информатики.
Задачи исследования:
изучить педагогическую литературу по проблеме использования методов стимулирования;
рассмотреть ключевые понятия «метод», «стимулирование», «поощрение», «наказание», «соревнование» ;
выявить, описать педагогические условия использования методов стимулирования.

Оглавление

Введение 3
Теоретическое обоснование проблемы методов стимулирования 5
Методы стимулирования как педагогическая задача 5
Педагогические условия использования методов стимулирования 14
Опыт работы педагогов по использованию методов стимулирования 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

куровик исправ..docx

— 56.22 Кб (Скачать)

1. Организация соревнования  — основа его эффективности.  Определяются цели и задачи  соревнования, составляется программа,  разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения  соревнования, подведения итогов  и награждения победителей. Соревнование  должно быть достаточно трудным,  увлекательным. Кроме того, пункты  соревнования нужно сделать конкретными,  чтобы результаты их выполнения  можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть  простыми и понятными для всех участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

2. Должны быть установлены  направленность и содержание  соревнования. Классическим видом  состязаний в учебных заведениях  было соревнование за звание  первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей  школе последних десятилетий  соревнование по конкретным показателям  успеваемости не проводилось.  Отмечались робкие попытки внедрить  элементы соревнования в практику  учебной работы с младшими  школьниками по таким, например, показателям, как систематическое  выполнение домашних заданий,  прилежность, отсутствие замечаний  на уроке, опрятность тетрадей, строгое выполнение школьного  и домашнего режима дня, чтение  дополнительной литературы. В частных  школах, школах повышенных требований  — гимназиях и лицеях эти  традиции возрождаются.

3. Цель соревнования понятна  всем — быть первым. Но так  откровенно ее формулировать  в школах до недавнего времени  остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо заботиться, чтобы соревнование  не переродилось в конкуренцию,  толкающую воспитанников на использование  недопустимых средств. Многие  педагоги, выполняя наставления  и стремясь затушевать смысл  вечной человеческой борьбы за  существование, подменяли истинные  цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало искаженные формы. Победить в честной, открытой, принципиальной борьбе возможности не было. Теперь же, в демократическом обществе, каждый человек получает право реализовать свои возможности, личные качества. Школа перестраивается и в отношении метода соревнования — соревнуясь, учащиеся выигрывают стипендии, гранты, право поступления в вуз без экзаменов.

В современной педагогике нет пока единой точки зрения и  на метод наказания. Диапазон требований — от полной отмены школьных наказаний  до максимального их ужесточения. Некоторые  педагоги предлагают считать интенсивность  наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости.

Содержанием наказания в  старой российской школе было переживание  страдания. Выдвигались и другие не лишенные смысла аргументы, благодаря  чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Даже такой известный педагог прошлого века, как Н. И. Пирогов, будучи попечителем  Киевского округа по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания  законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был подвергнут уничтожающей критике.

До мельчайших подробностей была продумана система наказаний  в старой прусской школе. Для нее  характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоятельств, в которых  он совершен. Мера воздействия применялась  по жесткой и прямолинейной формуле  «проступок — наказание» в соответствии с установленной «шкалой наказаний», где были расписаны всевозможные нарушения и указана «цена  расплаты» за них. Муштра тем не менее давала известные результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Наказание — это метод  педагогического воздействия, которое  должно предупреждать нежелательные  поступки, тормозить их, вызывать чувство  вины перед собой и другими  людьми. Наказание рассчитано на постепенное  превращение внешних стимулов в  стимулы внутренние.

Известные виды наказания  связаны с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определенных прав, выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм — большое разнообразие конкретных форм наказаний, однако их тоже можно, в свою очередь, подразделить на наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий», традиционные и наказания-экспромты.

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений  с раннего детства погружает  детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни  со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более  утилитарный характер и подчинено  по сути одной главной цели —  найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без  средств к существованию.

Педагоги используют напряженную  общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренноличностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.

Конкретные модификации  субъективно-прагматического метода следующие: контракты, которые заключают  воспитанники с воспитателями, где  четко определяются обязанности  сторон; личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые  составляются воспитателями и родителями; дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также  так называемые «группы риска» из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания — денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, это метод завтрашнего дня.

Педагогические условия  использования методов стимулирования

 

Эффективность стимулирования зависит от степени  реализации организационно-педагогических условий, предусматривающих:

- обеспечение  сознательной установки учителя  на организацию иметодические пути использования стимулов для развития самостоятельной деятельности школьников;

- включение  в учебный процесс комплекса  стимулов, воздействующих на все  структурные компоненты личностного  отношения к самостоятельной  познавательной деятельности: мотивационный, операционно-действенный, эмоциональный;

- создание "поля эмоционального и интеллектуального  напряжения", предусматривающее  постоянное включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через проблемные ситуации, систему дифференцированных заданий, игровую деятельность, совместные формы организации обучения и конструирование стимульных ситуаций, направленных на создание личностно ориентированных доброжелательных отношений и побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям;

- обеспечение  готовности младших школьников к самостоятельной познавательной деятельности, включающей в себя взаимодействие содержательно-операционного и мотивационно-волевого компонентов.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность  метода наказания, отметим следующие:

 1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива класса поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2. Не  рекомендуется применять групповые  наказания. В хорошо организованных  коллективах за проступок всего  коллектива иногда наказывают  уполномоченных, но этот вопрос  настолько деликатный, что требует  очень тщательного разбора всей  ситуации.

3. Если  решение о наказании принято,  то нарушитель должен быть  наказан.

4. Наказание  действенно, когда оно понятно  ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя  наказание, нельзя оскорблять  воспитанника. Наказываем не по  личной неприязни, а по педагогической  необходимости. Формула «проступок  — наказание» должна соблюдаться  неукоснительно.

6. При  решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую  линию развития: от наказаний,  направленных преимущественно на  торможение отрицательных поступков,  черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать  определенные положительные качества.

7. Основа  для наказания — конфликтная  ситуация. Но не всякие нарушения  и отклонения от нормы приводят  к действительным конфликтам  и, следовательно, далеко не  при всяком нарушении надо  прибегать к наказаниям. Нельзя  дать каких-либо общих рецептов  в вопросе о наказании, так  как каждый проступок всегда  индивидуален, и в зависимости,  от того, кем он совершен, при  каких обстоятельствах, каковы  причины, побудившие его совершить,  наказание может быть разным  — от самого легкого до самого  сурового.

8. Наказание  — метод сильнодействующий. Ошибку  педагога в наказании исправить  значительно труднее, чем в  любом другом случае. Поэтому  воспитатель не будет применять  наказание до тех пор, пока  нет полной ясности в создавшейся  ситуации, пока нет полной уверенности  в справедливости и полезности  наказания.

9. Воспитатель-гуманист  никогда не допустит превращения  наказания в орудие мести. Он  сформирует убеждение, что воспитанника  наказывают для его же пользы. Он не станет на путь формальных  мер воздействия, ибо наказание  действенно лишь тогда, когда  максимально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний  не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая  проблема. Педагог должен определить  для себя: если он принимает  личностный подход, то наказания,  как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный  подход, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание  требует педагогического такта,  хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что  одними наказаниями делу не  помочь. Потому наказание применяется  в комплексе с другими методами  воспитания.

Педагогические условия использования методов поощрения

1. Поощряя,  воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника  мотивировалось и направлялось  не стремлением получить похвалу  или награду, а внутренними  убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрение  не должно противопоставлять  воспитанника остальным членам  коллектива. Поэтому поощрения заслуживают  не только те, кто добился успеха, но и те, кто добросовестно  трудился на общее благо.

3. Поощрение  должно начинаться с ответов  на вопросы - кому, сколько и  за что. Поэтому оно должно  соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не  быть слишком частым.

4. Поощрение  требует личностного подхода.  Очень важно вовремя ободрить  неуверенного, отстающего.

5. Пожалуй,  главное в нынешнем школьном  воспитании - соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще  советуйтесь с воспитанниками.

Информация о работе Методы стимулирования на уроках информатики