Использование наглядности на уроке английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку
1.1 Место наглядности в коммуникативном методе обучения
1.2 Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Выводы по главе I
Глава II. Применение визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в средней школе
2.1 Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
2.2 Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
2.3 Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка
выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

использование проблемных ситуаций на уроке английского языка.docx

— 66.88 Кб (Скачать)

Введение

Глава I. Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку

1.1 Место наглядности в коммуникативном  методе обучения

1.2 Формирование коммуникативной  мотивации учащихся с помощью  комплекта наглядных пособий

Выводы по главе I

Глава II. Применение визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в средней школе

2.1 Использование наглядности при  формировании лексических навыков  говорения

2.2 Экспериментальное обучение  английскому языку с использованием  наглядности на уроках в средней  школе

2.3 Наглядность и мультимедийное  сопровождение на уроках английского  языка

выводы по главе II

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

Введение

Проблема использования наглядности  на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее  время, когда человечество стремится  к обществу без границ, стремится  к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов  мира знание иностранного языка, как  мощного инструмента межкультурной  коммуникации, стало востребованным и престижным. Поэтому сегодня  в обучении иностранного языкам значительно  расширилась область применения наглядности в обучении иностранным  языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и  предметов до видеофильмов и сложных  компьютерных программ, с помощью  которых учитель на уроке и  во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности. Новые УМК по английскому языку  для учащихся средних учебных  заведений, с которым мы работали во время педагогической практики на четвертом и пятом курсах, содержат богатый иллюстрированный материал, обеспечивающий использование этого  наглядного материала учителем. Еще  до выхода на первую педагогическую практику мы начали подбирать наглядные пособия  к соответствующим грамматическим и лексическим темам, многие из которых  были использованы нами на уроках иностранного языка и на внеклассных мероприятиях по предмету. Задача состояла в том, чтобы организовать учебную работу с использованием наглядности так, чтобы она была, как можно эффективной, вызвала бы интерес учащихся к  изучаемому английскому языку. Самым  приоритетным направлением в обучении иностранному языку на данном этапе  является коммуникативный метод, цель которого в общении - взаимодействие субъектов, где происходит обмен  знаниями, умениями, навыками, опытом, полезной и нужной информацией. Поэтому  перед учителем иностранного языка  в средней школе стоит задача: Обучить учащихся владеть языком. Фактором необходимым для общения  является потребность в высказывании на иностранном языке на уроке  и вне его во внеклассной работе по предмету, потому что мотивированность является характерной чертой этого  процесса.

В настоящее время в средней  школе в рамках коммуникативного метода существует немало способ мотивировать учащихся на общении и на начальном, и на среднем, и на старшем этапах обучения иностранному языку. Одним  из полезных и эффективных способов, конечно, служит наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на языке.

Этот факт и определил актуальность нашего исследования, так как использование  какого бы то ни было наглядного материала  в классной и внеклассной работе по предмету иностранный язык всегда будет способствовать активизации  познавательной деятельности учащихся, расширению их кругозора, повысит интерес  к изучаемому языку. Иностранный  язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения. С помощью отдельных предметов, картин, серией картин, фотографий, схем, рисунков, все возможных ассоциограмм у учителя будет возможность  создать на уроке иностранного языка  и вне его такие ситуации, которые  будут успешно стимулировать  и мотивировать учебную речевую  деятельность учащихся и вызывать потребность  говорить на иностранном языке.

Обоснование темы выбора дипломной  работы позволяет определить цели и  задачи настоящего исследования. Цель данной работы - рассмотреть вопросы  использования наглядности при  обучении английскому языку в  средней школе, которые способствуют интенсификации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Цель обучения обусловила и формирование конкретных задач, которые заключаются  в освещении актуальности использования  наглядного инвентаря в учебно-воспитательном процессе в средних учебных заведениях и разработках языковых заданий  с использованием эффективных приемов  использования наглядного материала.

Несмотря на достаточную, на наш  взгляд, исследованность проблемы использования  визуальной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях нам представляется возможным показать свое видение данной проблемы, разработать  способы применения наглядности  в классной и внеклассной деятельности учащихся при изучении английского  языка. Поэтому цель нашей работы - состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа  применения как способа создания коммуникативной мотивации при  устном иноязычном общении.

Задачи исследования: использование  принципа наглядности на уроках и  во внеурочной работе по английскому  языку.

Объектом исследования является обучение устному общению на английском языке  с использованием наглядности.

Предмет исследования наглядность, как  средство создания коммуникативной  мотивации.

Гипотеза: успешное применение принципа наглядности на уроке английского  языка зависит от таких факторов как: желание учителя искать и  находить свой эффективный метод  обучения английскому языку с  использованием наглядных материалов, педагогическое мастерство учителя, правильная организация им всего учебно-воспитательного  процесса в каждом классе.

Методы исследования: наблюдение за учебно-воспитательным процессом в  средней школе, ходом уроков английского  языка и использованием наглядных  материалов; пробное обучение.

Структура работы: дипломная состоит  из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе исследования определяется место наглядности в коммуникативном  методе обучения.

наглядное пособие английский урок

Во второй главе речь идет об использовании  визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в  средней школе

В заключении подводятся итоги вышеизложенного  материала.

Список литературы включает 30 наименований, связанных с темой дипломного исследования.

 

Глава I. Роль принципа наглядности  в процессе обучения иностранному языку

 

 

 

1.1 Место наглядности в коммуникативном  методе обучения

В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность  играет огромную роль и новые УМК  созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения  в процессе обмена информацией к  высказыванию. Коммуникативная мотивация  возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью, которая и вызывает потребность  высказать мысль, то есть коммуникативная  мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность  в его выражении. Стремление к  общению часто занимает ведущее  место среди мотивов человека, которые побуждают его к совместной практической деятельности.

Такие средства обучения иностранному языку, как наглядность стимулирует  общение. Ситуативная мотивация  воспитывает на уроках иностранного языка и во внеурочной работе по предмету у учащихся средних учебных  заведений потребность в общении, создает мотивационную готовность, являющуюся одним из самых важных факторов успешного участия в  иноязычном общении. Уровень коммуникативной  мотивации часто не зависит от организации учебного процесса по иностранному языку, но в тоже время он является фоном для ситуативной мотивации, уровень которой в значительной степени зависит от того, как учитель  обучает языку, как создает речевые  ситуации, какими приемами пользуется на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету, какой учебный и дополнительный материал по той или иной теме использует. Ситуативная мотивация воспитывает  у учащихся средней школы потребность  в общении, создает постоянную мотивационную  готовность, которая очень важна  для успешного участия в общении, для установления речевого партнерства.

Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия  учащихся в общении на уроке иностранного языка и вне его, а объективная  действительность служит той основой, которая вызывает потребность в  общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках иностранного языка условий речевого общения, нельзя.

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать  в одно и то же время как процесс  взаимодействия индивидов, и как  информационный процесс, и как отношение  людей друг к другу, и как процесс  их взаимопонимания. Выделяют три функции  общения: познавательные, эмоциональные  и воспитательные. Развитие навыков  общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.

Одним из специфических признаков  обучения говорению, и через него устному иноязычному общению  является мотивированность. В основе мотивации лежит потребность, в  основе коммуникативной мотивации  лежит потребность двух видов: потребность  в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному (общая коммуникативная мотивация), и потребность в совершении данного  конкретного речевого поступка, потребность  включиться в данную речевую ситуацию (ситуативная мотивация).

Уровень ситуативной мотивации  в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, в частности, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает  у учащихся на уроке иностранного языка и вне его потребности  в общении. Для развития речи учащихся на уроке и вне его учителя  иностранного языка в средней  школе используют ситуационную организацию  обучения, которая дает больше возможности  для создания естественной коммуникации учащихся. Одним из способов создания такой коммуникации является прием  использования наглядных средств. В методической литературе наглядность  рассматривается как опора в  процессе обучения иностранному языку, благодаря которой обучение строится на конкретных предметах, явлениях, образах, которые воспринимаются учащимися.

Наглядность - специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования  в речевой деятельности. Многие учителя  преподавании иностранного языка используют прием наглядной семантизации, когда  значение слова поясняется не путем  перевода, а путем показа обозначаемого  этим словам предмета или картинки с его изображением. Эта демонстрация конкретного предмета и является основным недостатком, так как в  данном случае наглядность сводится только к зрительному восприятию того, что само по себе не составляет собственно языковых явлений. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Наглядность, если исходить из данных психологии (Б.В. Беляев (1965)), нельзя сводить только к зрительному восприятию, так как возможны еще и другие виды наглядности: обонятельная, вкусовая, осязательная, сенсорная, моторная (двигательная), предметная, действенная, внешняя (основанная на восприятии), внутренняя, или умственная, основанная на деятельности памяти и воображения, для которых характерны не восприятия, а представления. Нельзя забывать о языковой наглядности - о том, чему именно обучаются школьники.

Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности - внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности (ощущении и восприятии).

Другая форма, связанная с мышлением, - внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается  теоретически. Внутренняя наглядность, по мнению И.А. Зимней (1985), служит как  бы переходным мостом от "опорного" высказывания к самостоятельному, которое  осуществляется говорящим по собственной  программе. Данный вид наглядности  связан главным образом с содержанием  мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек  направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой  последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек  испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается  еще и на второй объект - отбор  языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному  общению как раз и состоит  в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений  перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это  возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону  общения и они будут испытывать потребность в высказывании своих  мыслей и восприятии устных сообщений  товарищей. Этой цели и может служить  наглядность как внешняя, так  и внутренняя, которую можно использовать как средство создания коммуникативной  мотивации.

В свою очередь мышление является производной деятельности субъекта и образуется в результате его  взаимодействия с объектами реальной действительности. При обучении в  качестве объективной действительности выступает наглядность. В процессе выполнения какой-либо деятельности объект может интересовать субъекта в плане  его поведения, содержания и структуры. У субъекта в этом случае формируется  мыслительное содержание, а ведь с  точки зрения деятельностного подхода  именно мысль является предметом  говорения как вида речевой деятельности по мнению И.А. Зимней (1991). Именно мыслительное содержание и будет стимулировать  субъекта к высказыванию, оно и  должно стать наглядностью.

Исходя из сказанного, можно сделать  вывод: обеспечить создание коммуникативной  мотивации у школьников можно, предъявив  в начале урока или перед выполнением  какого-либо вида работы (в течение  двух-трех минут) специально разработанный  вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картинку, диа - телефильмы и  др. Средствами внешней наглядности  говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая  опора говорения. Как считает  Е.И. Пассов (1977), в этом случае внимание ученика направлено только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений. Обеспечить это условие  возможно в том случае, если учитель  будет стремиться использовать на уроке  не столько внешнюю наглядность, основанную на ощущениях, сколько внутреннюю наглядность, которая базируется на образе представления. Этот Образ все  время видоизменяется и подготавливает переход от высказывания по заданной программе к ситуативному свободному высказыванию, в котором смысловое  содержание задано самой структурой мысли, ходом умозаключений, собственной  творческой программой. Да ведь и в  процессе нормальной речи человек опирается  на имеющиеся у него представления  о действительности, которые близки к понятиям, а не на ощущения.

Информация о работе Использование наглядности на уроке английского языка