Использование наглядности на уроке английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку
1.1 Место наглядности в коммуникативном методе обучения
1.2 Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Выводы по главе I
Глава II. Применение визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в средней школе
2.1 Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
2.2 Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
2.3 Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка
выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

использование проблемных ситуаций на уроке английского языка.docx

— 66.88 Кб (Скачать)

Самый распространенный вид внешней  наглядности-картинки. Мы провели исследование среди учеников средней школы. Попытались определить, какие картинки вызывают наибольший интерес у школьников и способствуют созданию внутренней наглядности. Картинки из учебников  английского языка иллюстрируют тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые ученикам - это описание картинок или действующих лиц; составление вопросов или ответы на вопросы по картинкам. Опрос учеников привел к следующим выводам: ученикам пятых классов интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее; они любят картинки, иллюстрирующие содержание текста; шести - семиклассников интересуют серии картинок, объединенных одной сюжетной линией, старшеклассников-картинки остросюжетные, фабульные, связанные с проблемами современности, отношений и совсем не обязательно с жизнью школы. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий (1982) считают, что единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши поставить его перед проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.

Как выяснилось, лишь небольшое количество картинок в действующих школьных учебниках оказывает эмоциональное  воздействие на учащихся. Иллюстрации  не обеспечивают коммуникативной мотивации  и не способствуют созданию внутренней наглядности. В то же время данный вид наглядности является ведущим  при обучении устному иноязычному  общению.

Отметим еще два вида наглядности: содержательную и смысловую. Содержательная наглядность направляет внимание учеников на содержание того или иного отрезка  действительности, смысловая наглядность  формирует отношение школьников к тому, что изображено на картинке, т.е. актуализирует личностный смысл, что очень важно для обучения на коммуникативной основе.

В.Л. Прокофьева (1986) считает, что в  действующих учебниках и учебных  пособиях широко представлена именно содержательная наглядность, хотя она  не вызывает особого интереса у учащихся. Смысловая наглядность используется очень редко.

 

Можно сделать вывод: внешняя наглядность  прежде всего должна быть смысловой  наглядностью, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию и  создание внутренней наглядности. Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям учащихся. В основе ее, вероятнее всего, должны находиться проблемы, волнующие ученика средней  школы, заставляющие его проникнуть в смысл изображения, а значит вызывающие у него потребность высказаться, ведь именно проблема, как отмечает С.Л. Рубинштейн (1999), является "средством активизации мышления". Следовательно, внешняя наглядность должна быть, прежде всего, проблемной. При этом следует учесть, что внешняя наглядность может не только служить стимулом к созданию коммуникативной мотивации, но и обеспечивать управляемое формирование внутренней наглядности и тем самым стать основой управления процессом формирования речевых навыков и умений. Кроме того, как отмечает Е.А. Маслыко (1991), для создания внутренней наглядности необходимо определить предметы обсуждения, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся, уточнить, что главное должен заключать в себе каждый предмет обсуждения, чтобы в наибольшей степени способствовать созданию коммуникативной мотивации.

Можно предположить, что степень  интенсивности, личностно-смысловой  и эмоциональной насыщенности коммуникативной  мотивации зависит от характера  и структуры внешней наглядности. Если при ее разработке учитываются  значимость, проблемность предметов  обсуждения, то такая внешняя наглядность  отвечает требованиям, необходимым  для ее создания.

Итак, наглядность - это опора в  процессе обучения на дидактический  принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися, а так же специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования  в речевой деятельности.

Существуют две формы наглядности: внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на ощущении и восприятии и внутренняя наглядность, связанная  с мышлением. Внутренняя наглядность, служит как бы переходным мостом от " опорного" высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим  по собственной программе. Основная цель обучения устному иноязычному  общению в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению  из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Сделать  это возможно, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения  и они будут испытывать потребность  в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей. Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и внутренняя, которую можно использовать как средство создания коммуникативной мотивации.

Обеспечить создание коммуникативной  мотивации у школьников можно, предъявив  в начале урока или перед выполнением  какого-либо вида работы специально разработанный  вид внешней наглядности. Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание и  логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая  опора говорения. В этом случае внимание ученика направлено только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. Вызвать  эмоциональный и нравственный отклик ученика можно поставив его перед  проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Но в современных учебниках очень  небольшое количество картинок оказывает  эмоциональное воздействие на учащихся.

1.2 Формирование коммуникативной  мотивации учащихся с помощью  комплекта наглядных пособий

Мы выяснили что обеспечить создание коммуникативной мотивации у  школьников можно, предъявив перед  выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней  наглядности. Таким образом, говорящему задаются смысловое содержание и  логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая  опора говорения. Внимание ученика  направляется только на оформление этого  смыслового содержания известными ему  языковыми средствами. Мы так же выяснили, что наглядность бывает содержательная, направляющая внимание учеников на содержание того или иного  отрезка действительности и смысловая, которая формирует отношение  школьников к тому, что изображено на картинке, т.е. актуализирует личностный смысл. Следовательно, наше внимание должно быть направлено на отбор смысловой  наглядности, вызывающей потребность  выразить свое мнение.

Мы рассмотрели учебник "Английский язык.10-11 кл., авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы и др. (1999). Для работы нами был выбран раздел 3. Приоритеты молодого поколения. (unit 3 What is hot with the young generation?) В этом разделе рассматривается  способы самовыражения молодежи, молодежные субкультуры. Сравниваются поколения и современная молодежь России и Америки. Рассматриваются  вопросы жестокости молодежи и то, насколько легко молодой человек поддается влиянию модных веяний.

Мы проанализировали употребление наглядности в данном разделе. В  учебнике используется достаточно много  наглядного материала, выполненного в  виде картинок. Но на наш взгляд картинки данного урока хорошо отражают тему, но к ним не прилагается специально организованных упражнений. Имеющиеся  упражнения предлагают следующие задания:

прочитайте определения различных  молодежных групп и представителей этих групп, посмотрите на картинки и  найдите имена этих субкультур;

на фотографиях ниже изображены представители молодежного поколения  в России. Вы можете их назвать

на фотографиях изображены представители  различных субкультур. Сравните их и скажите, как отличается их жизненный  стиль. В остальных случаях наглядность  носит лишь иллюстративный характер. Следовательно она не мотивирует учащегося на работу, не вызывает у  него потребности выразить свою мысль.

Мы предлагаем модель, которая позволит использовать наглядность как средство создания коммуникативной мотивации  и ряд упражнений к ним. Прежде всего, необходимо определить ряд картинок, обладающих смысловым содержанием. Работа с ними должна подтолкнуть  учащихся к личному высказыванию. Кроме того, они должны соответствовать  теме урока, предъявленного в учебнике.

Мы подобрали комплект картинок связанных единым смыслом и актуализирующих  заданную тему. Комплект состоит из трех серий различного характера. В  первой - собраны картинки, на которых  изображены: рок-концерт, диско-вечеринка, выступление панк-музыканта. Во второй - картинки с изображением пьяных людей, человека, делающего себе укол наркотического вещества, брошенных на улице сирот  подростков. А в третьей серии - картинки, представляющие счастливую молодую семью, успешных людей в  офисе и на производстве, в данном случае строительстве. Эти комплекты  наглядных пособий раздаются  ученикам, предварительно разделенным  на группы по 3-5 человек. Мы считаем, что  здесь удобно применять групповую  форму работы, т.к. прежде чем высказать  свое мнение перед всем классом, у  учащихся есть возможность сформировать его во время работы в группах. Далее учитель поочередно предлагает ученикам выполнить следующие задания. Мы считаем, что данный урок следует поместить ближе к концу темы, между пятой и шестой частями. Таким образом, у учеников уже будет выучено основное количество слов по теме, и появится представление о различных молодежных субкультурах, но вместе с этим, чтение текстов и работа с похожими заданиями может их утомить.

Задание №1

Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы, как взаимодействуют люди, изображенные на них? Согласны ли вы с утверждением, представители различных субкультур и люди, упорно работающие и счастливые в семейной жизни, относятся к  разным социальным группам.

После этого, дается время на то, чтобы  учащиеся сформировали свое мнение и  подготовились к тому, что бы выразить его. На это дается 2-3 минуты. Далее  учитель предоставляет возможность  высказаться желающим. Модно предположить, что это будут самые сильные  учащиеся, которым не требуется очень  много времени для отбора языковых средств для высказывания.

После этого учитель предлагает всем остальным высказаться, употребляя слова, подготовленные заранее. Слова  выписываются на доске. Мы предлагаем выписать список слов, подходящих к  картинам и фразы, которые могут  помочь составить высказывание. Кроме  того ученики могут пользоваться учебником и задавать вопросы  учителю.

Задание №2

Выразите, используя слова и  фразы, написанные на доске, мнение своей  группы по данным картинкам.

На это задание выделяется 10 минут, т.к. здесь необходимо подготовиться  и не самым сильным учащимся. Учитель  может заранее назначить ученика, который будет представлять мнение группы. После высказывания группы, учитель может задавать вопросы  ее представителю и участникам. После  всех высказываний учитель может  представить свое мнение и предложить учащимся его прокомментировать. Мы проводим примерный текст высказывания учителя., as for me, I think that people, who got used to night life, who likes rock concerts and belongs to different subcultures, would never be good family men and women, would never be good workers. I can be wrong, but I think, that to identify yoursеlf with a particular subculture means to spend all your time at clubs, listening to music and even taking drugs or drinking alcohol. What do you am I right?

После этого ученики могут высказывать  свое мнение сами. Роль учителя на этом этапе подводить их вопросами  к правильному, законченному высказыванию.

После того как учащиеся высказали  свое мнение, им дается третье задание, которое является заданием на дом.

Задание №3

Подготовьте свое собственное высказывание по данной теме. Если необходимо подберите  дома дополнительный иллюстративный материал.

Таким образом, предъявив специально разработанный вид внешней наглядности, мы можем обеспечить создание коммуникативной  мотивации у школьников. Они смогут научиться выражать свое мнение по заданной теме, закрепить лексику  и тренировать навык говорения.

Практическое применение наглядности  для создания коммуникативной мотивации  на уроке английского языка.

Результаты нашей работы мы проверили  на практике. Учащимся 10 класса был  представлен набор картинок, описанных  выше. Их попросили выполнить задания, разработанные нами. В группе было 15 человек. Их разделили на 3 группы, в каждой из которых были сильные, способные и отстающие ученики. После выдачи картинок во всех группах  наблюдалось оживление, новый вид  работы заинтересовал учащихся.

Когда через 2-3 минуты ученикам предложили высказаться, почти все попытались выразить свое мнение. У сильных  учащихся спонтанное высказывание длилось 1,5-2 минуты.

Далее ученики выполняли второе задание, в котором они в обсуждении должны были прийти к единому мнению группы, а значит, каждый из них должен был высказать свое мнение.

После выполнения этого задания, пожелали высказаться почти все учащиеся. Назначенный заранее "спикер", выразил мнение группы, его смогли поправить другие представители. Учитель  на данном этапе контролировал употребление лексики изученной в разделе и написанной на доске. На этом этапе работы темп ответа был не очень велик, так как заранее "спикерами" не самые сильные, но слабые учащиеся. После всех высказываний учитель выразил собственной мнение и задал вопрос по теме. Отвечая на вопросы, ученики начинали спорить и сравнивать свои мнения. Мы добились мотивации учащихся на общение. Учитель контролировал, чтобы в процессе спора не употреблялся русский язык, и помогал слабым ученикам составить их высказывания.

После этого учитель вместе с  учениками подвел общий итог беседы. В течение урока можно проследить единую линию обсуждения. В начале урока мнения делятся на две противоположных: одни ученики считают, что увлечение  различными направлениями в современной  музыке и ведение клубной жизни  ведет к употреблению алкоголя и  наркотиков и к разрушению личности. Другая группа считала, что музыка, концерты и дискотеки совсем не обязательно  мешают человеку стать полноценной  личностью. В итоге урока класс  пришел к единому выводу: "Если знать меру своим увлечениям и  контролировать свои поступки, то посещение  концертов и клубов не приведет к  употреблению алкоголя и наркотиков, и молодой человек станет в  будущем полноценной личностью".

В процессе иностранного языка коммуникация часто бывает чисто учебной, инициативная речевая коммуникация не рождается  в школе по себе, поэтому осознание  и разработка форм стимулирования творческого  высказывания являются насущными проблемами организации процесса обучения языку  в школе. В качестве одного из стимулов развития речи учащихся при обучении иностранным, языком в школе широко используется наглядность. В большинстве  случаев это конкретная внешняя (картинная или предметная) наглядность, представляющая определенные предметы, людей, ситуации со множеством деталей. Но этот тип наглядности слабо  вовлекает в процесс иноязычной речи собственное мышление учащихся, их сопереживание. Нам представляется, что одним из наиболее продуктивных средств сочетания творческого  мышления у учащихся с развитием  у них инициативной иноязычной речевой  деятельности является использование  внутренней наглядности. Под внутренней наглядностью понимается не столько  знание лингвистических форм образования  того или иного языкового явления, сколько жизненный опыт учащегося  и основанные на нем представления  и домыслы во всем их богатстве  и разнообразии.

Информация о работе Использование наглядности на уроке английского языка