Использование наглядности на уроке английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку
1.1 Место наглядности в коммуникативном методе обучения
1.2 Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Выводы по главе I
Глава II. Применение визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в средней школе
2.1 Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
2.2 Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
2.3 Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка
выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

использование проблемных ситуаций на уроке английского языка.docx

— 66.88 Кб (Скачать)

Для создания на уроках речевого взаимодействия могут служить такие виды работы, как: аудирование текста, выполняемое  для последующей выработки навыка монологической речи;

ролевые игры используемые для развития коммуникативных умений;

квизы как способ создания естественных речевых ситуаций;

разговорные тексты, которые служат стимулом к высказыванию и являются образцом высказывания.

Очень эффективны в плане развития умений дискуссионного характера научно - популярные и фабульные тексты, отобранные по принципу их способности  вызвать интерес и желание  к их обсуждению на иностранном языке.

 

2.3 Наглядность и мультимедийное  сопровождение на уроках английского  языка

С развитием современных технологий компьютер становится средством  обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые  информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные  формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные  и актуальные задачи педагогики, а  именно: развитие интеллектуального, творческого  потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большие  возможности содержатся в использовании  компьютеров при обучении английскому  языку.

В наше время применение интерактивных  средств обучения прочно вошло в  школы. Это не только современные  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и  информационных технологий оказывает  существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием  современных технологий компьютер  становится средством обучения, способным  наглядно представлять самую различную  информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы  обучения: цели, содержание, методы и  организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет  решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники  и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

Применительно к компьютерному  обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в  традиционном понимании наглядность  это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося  увидеть в какой-либо форме предмет  или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть  то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых  чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что  компьютер позволяет учащемуся  не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия  различных клавиш или управления мышью.

Компьютерные обучающие системы  также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная  человека - машинная инициатива, предвидение  намерений пользователя и возможность  сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Поскольку  соотношение между количеством  учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико, у  преподавателя мало возможностей взаимодействовать  с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью  компьютеров, напротив, подразумевает  обязательное взаимодействие каждого  учащегося с системой с целью  усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому  окну, с помощью ответов на вопросы  и т.п.

Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных  вопросов компьютерного обучения. Тесты  с альтернативным выбором ответов  по пройденным темам курса английского  языка с рисунками, графиками  и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ - тренажеров заметно  повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к  самооценке - с компьютером спорить  за оценку бесполезно.

Развития памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, что занятие  на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

При получении информации при помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее  отвлечься. В самом деле. Если человек  сосредоточенно слушает голос или  музыку, то отвлечь его посторонним  звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или  перепадом освещенности) легче. и, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим  фактором. Таким образом, при комплексном  восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить  более эффективно.

В последние годы, появилось большое  количество обучающих программ по иностранным  языкам. Они не только позволяют  читать текст со всевозможными примерами, но и не позволяют интегрировать  в себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и  учителя, а может сам в интерактивном  режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые  из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

Изучение английского языка  с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид  работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности. Мультимедийный курс английского языка - это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов  речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно  уделить детям, отстающем в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

После проведения таких уроков, приходим к выводу, что, благодаря использованию  интерактивного мультимедийного курса  решается проблема повышения обучения.

Компьютерный курс содержит большое  количество мультимедийных лекций и  позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала.

Существующие на сегодняшний день компьютерные программы позволяют  выводить на монитор информацию в  виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как  самостоятельную работу каждого  ученика в отдельности, так и  групповую работу вместе взятых учащихся групп.

Мультимедийные задания носят  различный характер: - нажать на правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; - найти слово, (правильный ответ); - расположить предметы на картинке; - соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие  картинкам; - прочитать слова и  указать на предметы; - прослушать и  спеть песенку; - прослушать текст  и выбрать правильный ответ на вопрос; - напечатать слово, фразу, предложение.

Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой  деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков  монологической и диалогической  речи позволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять  словарный запас.

Использование мультимедийных средств  обучения помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому  языку повышают самостоятельность  детей, но в то же время способствуют сотрудничества учителя и ученика  на уроке, помогает давать учащимся прочные  знания и развивать коммуникативную  компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями  бумажных изданий, имеют ряд положительных  отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной  почте и передачу одноклассникам.

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих  подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные  средства. Чем лучше организована самостоятельность познавательная активность учащихся, тем эффективнее  и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность  работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что  необходимо для более успешного  перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника.

Специальным образом подобные и  организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные  программы, видеоклипы), а также статичные  тематические изображения - дидактические  картины - (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) - давно  и успешно используются в учебном  процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную  для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают  особую предметно - мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и  коммуникативной компетенции. С  другой стороны, являясь осознанным или неосознанным " внешним раздражителем" стимулом, наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую  опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации  абстрактного, т.е. отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная  наглядность на уроке является тем  окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное  формирование и развитие разного  рода компетенций учащихся - как  общеучебных, так и конкретно - предметных.

С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во - первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий  и подкрепляющий его ожидание - содержательную антиципацию, а во - вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т.е. помогает новому образу попасть  в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление - своего рода связь визуального контекста  и порога восприятия информации, или  связь стимулов и ожиданий, - еще  раз доказывает положение, известное  любому учителю - практику: разнообразный  по форме стимул, предъявляемый с  высокой частностью и подкрепляемый  визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и  эффективно усваивать на активно  деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.

Создание средств изобразительной  наглядности требует от учителя  значительный затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что  они с лихвой "окупаются" повышением эффективности нашей работы. С  целью взаимопомощи методическими  объединениями учителей - предметников школ обычно создаются специальные  ресурсные центры, объединяющие материальные плоды учительского труда: различные  дидактические материалы и наглядные  пособия - банки данных, библиотеки образов, видео и фильмотеки и  пр.

Новые и, по - видимому, безграничные возможности  создания средств изобразительной  наглядности предоставляются мультимедийными  технологиями. В настоящее время  компьютер является наиболее совершенным  техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить  в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств - телевизора, аудио - и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего  устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т.п. - используемых обычно в учебном  процессе.

Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и  воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых  с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю "вступать в "диалог" с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации - демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т.е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Кроме того, виртуальное присутствие  пользователя в программной обучающей  среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации - визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно - так, как это обычно происходит в обыденной  реальности. Воспринятая таким образом  информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее  поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно

Информация о работе Использование наглядности на уроке английского языка