Особенности рефлексии на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Оглавление

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
1.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
1.3 Особенности рефлексии на уроках английского языка
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Опыт использования рефлексии на уроках английского языка
2.3 Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с учетом особенностей рефлексии
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности рефлексии на уроках английского языка.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

Особенности рефлексии на уроках английского  языка

 

 Содержание

 

Введение

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1 Психолого-педагогические  предпосылки использования рефлексии  в учебном процессе

1.2 Рефлексия как инструмент  мышления в обучающей деятельности 

1.3 Особенности рефлексии  на уроках английского языка

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Опыт использования  рефлексии на уроках английского  языка 

2.3 Рекомендации по подготовке  и проведению уроков английского  языка с учетом особенностей  рефлексии

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 ВВЕДЕНИЕ

Современный урок иностранного языка  характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому  внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для  совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.

Резервы кроются в повышении  целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости  содержания образования, применении современных  методов обучения, активизации методов  обучения, активизации темпов учебных  действий, развитии рефлексивных навыков  труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Темой данной курсовой является исследование особенностей рефлексии на уроках английского  языка. Рефлексия очень часто  используется на уроках в школах. Необходимость  изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка обусловлена  тем, что рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического  затруднения на уроках английского  языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления знаний полученных знаний.

Ряд отечественных и зарубежных авторов, в частности: Л.В Бизяева, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.А. Реан, Б.П. Ковалев, С.Л. Рубинштейн отмечают, что педагогическая рефлексия выполняет ряд функций.

Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, рассмотрев структуру, специфику  и другие ее особенности, мы можем  более обоснованно подходить  к проблеме произвольности всех психических  процессов учащегося. Соответственно, осмыслив и исследовав роль рефлексии  в этом вопросе, мы можем работать над повышением сознательности и  произвольности всех процессов, входящих в изучение английского языка.

Таким образом, актуальность этой темы заключается в ее высокой важности, значимости, злободневности. Как показывают многочисленные исследования, особенности  рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

Цель исследования - выявить особенности  рефлексии на уроках английского  языка, разработать конкретный материал для применения на практике.

 Объект исследования - особенности  рефлексии на уроках английского  языка.

Предмет исследования - методика применения рефлексии на уроках английского  языка.

Задачи исследования

1. Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу о  рефлексии, выявить педагогические  условия развития;

2. Определить особенности использования  рефлексии на уроках английского  языка;

3. Разработать рекомендации и  практический материал для применения  рефлексии на уроках английского  языка.

 

Методы исследования:

-анкетирование;

-наблюдение;

- -анализ документации.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1 Психолого-педагогические  предпосылки использования рефлексии  в учебном процессе

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio -- обращение назад) -- обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлексия - обращение сознания субъекта на свое знание - делается самосознанием. «Самосознание»- это рефлексия, при которой предметом ее становится знание себя [1, 424] .

В обиходном смысле, а также в  психологии рефлексией называют любое  размышление субъекта (в обиходе  это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных поступков, своих состояний и событий, которые  уже произошли. При этом степень  глубины рефлексии, самоанализа  находится в зависимости от степени  образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Считается, что  писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень  способности к рефлексии.

Афористическое определение понятия  рефлексии: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Это определение понятия  не совсем точно, поскольку сущность рефлексии в самой обращенности на себя, а не в том, что она  есть мысль. Более точным, является вот это определение: Рефлексия  есть обращенность сознания на себя. В  значении этого определения, воображение, речь, мысль и др. способы осознанной деятельности могут признаваться рефлективными, если с их помощью обращаются на самих себя.

Большая советская энциклопедия: «Содержание  рефлексии определено предметно-чувственной  деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика -- рефлексия разума» [ 2 , 304] .

Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-говека.

В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов  в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., СеменовИ.Н.,СмирноваЕ.В.,Сопиков А.П.,Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.) [3, 99-104].

 

Если резюмировать роль и  место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:

 

-рефлексия есть проявление  высокого уровня развития мыслительных  процессов (Н.Г.Алексеев,В.В.Давыдов,А.З.Зак,Ж.Пиаже,С.Л.Рубинштейн);

 

-рефлексия позволяет  человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление  как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева,  И.Н.Семенов,Д.Дьюи);

 

-рефлексия есть фактор  продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);

 

- рефлексия помогает "войти"  в ход решения задачи другого  человека, осмыслить его, "снять"  содержание и, в случае необходимости,  внести необходимую коррекцию  или стимулировать новое направление  решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).

 

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные  процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

 

- рефлексия является гарантом  позитивных межличностных контактов,  определяя такие партнерские  личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

 

- рефлексия обеспечивает  взаимопонимание и согласованность  действий партнеров в условиях  совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

 

- рефлексия как способность  человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов,Р.Бернс,В.П.Зинченко);

 

- рефлексия способствует  целостности и динамизму внутренней  жизни человека, помогает стабилизировать  и гармонизировать свой эмоциональный  мир, мобилизовать волевой потенциал,  гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс) [4, 35-40].

 

Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов  в значительной степени условно. В психологической реальности бытия  человека его мышление не изолировано  от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных  исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его "личностных смыслов" (А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение  проблемы. Механизмом, опосредующим и  связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия (А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, И.Н.Семенов).

 

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Отечественные  исследователи И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия активно  используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве:

 

- методологического средства  междисциплинарных разработок и  неклассических направлений современной  науки (теория рефлексивных игр,  теория рефлексивного управления  и.т.п.);

 

- объяснительного принципа  для ряда общественных и гуманитарных  дисциплин (социология, логика ,лингвистика,экологияидр).

 

Кроме того, сегодня рассматривается  собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских  трактовок, анализируется история  вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления [5,358] .

 

Психология рефлексии  как научная проблема в течение  длительного периода интересовала многих ученых. Разработка проблемы рефлексии  за рубежом велась в контексте  интроспекции, затем в рамках метакогнитивистского подхода, а сегодня исследования идут в следующих четырех направлениях: академическом, социально ориентированном, развивающем, социально-реконструктивистском. Исследования рефлексии в советской психологии осуществлялись Б.Г. Ананьевым Л.С. Выготским С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне, а затем для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях.

 

Несмотря на наличие обширного  теоретического и эмпирического  материала по проблеме рефлексии, до сих пор актуальна потребность  в новых фактах, характеризующих  педагогическую рефлексию в рамках образовательной системы, в том  числе профессионального образования, позволяющего прояснить специфику  данного психологического явления.

 

Хотя проблема рефлексии  имеет длительную историю изучения, проблема педагогической рефлексии  преподавателей остается недостаточно изученной. Ценностным ориентиром образования  становится формирование способности  личности к самоорганизации в  учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Изменение приоритетов становится важнейшим стимулом развития системы образования и выдвигает профессионально-педагогическую подготовленность преподавателя в разряд первостепенных, что повышает интерес к изучению проблемы рефлексии [ 6, 800].

 

Так, в исследованиях И.А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:

 

· мотивационно-целевой - потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии;

 

· когнитивно - операционный -- знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности;

 

· аффективный -- эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;

 

· оценочный -- оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;

 

· нравственно-волевой -- личностные качества , способствующие эффективной рефлексивной деятельности [ 7, 335-336] .

 

Разные исследователи  занимались не только изучением определения  рефлексии, но и разрабатывали различные  критерии развития педагогической рефлексии.

 

Г.Г. Ермакова предложила следующие  критерии развития педагогической рефлексии: достаточность рефлексивных знаний, отношение педагога к педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, собственно рефлексивное поведение  педагога.

 

Показателями первого  критерия развития педагогической рефлексии -- достаточность рефлексивных знаний - выступают проблемность и конфликтность. Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки, как глубина, дифференцированность.

 

Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение  педагогических условий[8,410]. Первым педагогическим условием развития рефлексии является специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Для понимания  рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют  выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе. Г.И.Щукина разработала педагогическую структуру  деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат.

Информация о работе Особенности рефлексии на уроках английского языка