Особенности рефлексии на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Оглавление

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
1.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
1.3 Особенности рефлексии на уроках английского языка
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Опыт использования рефлексии на уроках английского языка
2.3 Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с учетом особенностей рефлексии
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности рефлексии на уроках английского языка.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

 

Организовать деятельность учащихся следует таким образом, чтобы они могли выйти в  более мощную рефлексивную позицию, чем им (каждому конкретному ученику) было присуще до этого момента. Этого  можно достичь, например, посредством  интерпретации действий учащегося  при помощи достаточно мощных категорий, вынуждая учащихся рефлектировать свои действия этими категориями как  средствами и, соответственно, осуществлять задаваемые этими категориями действия.

 

В основе коммуникации в  процессе обучения должны быть соблюдены  следующие основополагающие принципы диалога: свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; выявление позиции и аспекта  видения каждого участника коммуникации; возбуждение самопознания (рефлексии) посредством целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как  способа активизации мышления; применение аналогий; выявление противоречий на уровне схематизации. Важно также  и постоянное поддержание повышенного  эмоционального фона при интерпретациях, ролевых играх и дискуссиях. Активизирует рефлексию учащегося и прием  «прогнозирования», поскольку для  того, чтобы ответить на вопросы  типа "Что будет дальше?", "О  чем, по-вашему, текст с данным заголовком (начинающийся следующими словами)?", "Чем закончится данный рассказ?" и т.д., необходимо прежде всего ответить на вопросы типа "Что это?", "Что происходит?" и тому подобные, непосредственно выводящие обучаемого в рефлексивную позицию вопросы. Анализ текстов дает возможность перенести имеющиеся рефлексивные позиции на самих учащихся и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

 

Эксплицирование импликаций позволяет "увидеть невидимое" и “услышать несказанное”, а имплицирование экспликаций является модификацией первого, но выполненной на более высоком рефлексивном уровне: надо составить импликацию, учитывая картину мира и рефлексию реципиента этой импликации, что весьма трудно и является уже работой повышенного уровня сложности. Общий принцип эксплицирования импликаций - выявление того содержания, которое прямым образом «не оформлено», а как бы «следует» из контекста, из ситуации. Техника экспликации применима в рамках практически всех учебных предметов.Осуществлять имплицирование - то есть создавать такие «сжатые» формы, в которых запрограммирован (посредством имитационной рефлексии) способ их интерпретации, понимания - сложнее как в учебном (из-за высокого уровня сложности этой творческой работы), так и в организационном плане. Реальнее всего эту работу проделывать в рамках занятий развития речи или в рамках внеаудиторной работы (например, при подготовке текстов или мизансцен при составлении сценариев вечеров и т.п.) [21,113-118].

 

Несомненно, рефлексия является инструментом мышления в обучающей  деятельности, а перечисленные и  многие другие способы призваны сформировать у учащихся способность к рефлексии.

 

1.3 Особенности рефлексии  на уроках английского языка

 

Осуществлять рефлексию  можно по-разному: это элементы рефлексии  на отдельных этапах урока; рефлексия  в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

 

Пытаясь систематизировать  знания и опыт работы по данному  вопросу, мы предлагаем следующую классификацию  видов рефлексии:

 

· рефлексия настроения и  эмоционального состояния;

 

· рефлексия содержания учебного материала;

 

· рефлексия деятельности.

 

Данные виды рефлексии  могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах [22,1-15].

 

При выборе того или иного  вида рефлексии следует учитывать  цель занятия, содержание и трудности  учебного материала, тип занятия, способы  и методы обучения, возрастные и  психологические особенности учащихся.

 

Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.

 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

 

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

 

Учащимся предлагается выбрать  рисунок, который соответствует  их настроению. Детям также можно  предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание  разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.

 

Интересен, на наш взгляд, и прием с различными цветовыми  изображениями.

 

 У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают  карточку в соответствии с  их настроением в начале и  в конце урока. В данном случае  мы можем проследить, как меняется  эмоциональное состояние ученика  в процессе занятия. Не может  не вызвать интереса у учителя  причина изменения настроения  в ходе урока. Это ценная  информация для размышления и  корректировки своей деятельности.

 

Используется и прием  с различными цветовыми изображениями.

 

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением  в начале и в конце урока. В  данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние  ученика в процессе занятия. Не может  не вызвать интереса у учителя  причина изменения настроения в  ходе урока. Это ценная информация для  размышления и корректировки  своей деятельности.

 

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные  и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

 

Можно предложить ребятам  более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока  собрать цветы в корзинку.

 

Еще один цветовой прием  «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

 

Хотим напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

 

Если учитель хочет  закончить урок:

 

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные  и голубые.

 

На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

 

Можно предложить ребятам  более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока  собрать цветы в корзинку.

 

Еще один цветовой прием  «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого.

 

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

 

красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

 

Если учитель хочет  закончить урок на наиболее высоком  эмоциональном уровне, кчему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:

 

Учащимся предлагаются две  картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

 

Эмоционально-музыкальная  концовка. Учащиеся слушают фрагменты  из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный  фрагмент, который соответствует  их настроению.

 

Если есть время, то можно  предложить учащимся выразить свое эмоциональное  настроение в виде рисунка, а в  конце провести выставку рисунков.

 

Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что тычувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса [23,25].

 

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы  выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

 

В данном аспекте рефлексии  можно использовать следующие приемы:

 

1. Прием незаконченного предложения (тезиса):

 

During today's lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...

 

 Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

 

I would like to go to school where ...

 

If I want to help people I...

 

I look up to (respect) people who ...

 

The ideal friend is a person who ...

 

The most serious problem(s) in my life is...

 

If you want to be a friend of the Earth ... Etc.

 

2. Прием «Выбор афоризма».  Для включения учащихся в урок  учитель предлагает 2-3 высказывания  выдающихся людей. Их можно  использовать в качестве фонетической  и речевой зарядки. Затем учащиеся  выбирают высказывание, которое  им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор [24,16-18].

 

Предлагаем высказывания (цитаты) выдающихся людей различной  тематики для использования на уроке (Приложение 1).

 

Использование афоризмов  делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и  нравственный аспект данной работы. рефлексия английский язык урок

 

3. Рефлексия достижения  цели. Цель урока записывается  на доске и в конце урока  проводится обсуждение ее достижения. We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson (speak about... understand the information...Know how to explain the problem (reason)... now say my own opinion on ...give arguments...find necessary information [25, 25-26] ).

 

Целесообразно на этапе рефлексии  еще раз вспомнить и акцентировать  внимание учащихся на эффективности  работы с использованием алгоритма, т.е. в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над  проектом, получают памятки с указанием  наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны  действия, даны функциональные смысловые, содержательные опоры (Приложение 2).

 

 Анализируя свою деятельность  по предложенному алгоритму в  процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему  выводу: процесс работы не менее  важен, чем результат, и он  строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся  видят, на каком этапе они  не доработали и на какие  моменты обратить внимание в  следующий раз.

 

Изучив психолого-педагогические и методические основы использования  рефлексии на уроках английского  языка, мы пришли к выводу что:

 

- в настоящее время  складываются традиции исследования  рефлексивных процессов в отдельных  областях психологии;

 

- границы применения категории  рефлексии расширяются;

 

- структура рефлексивной  деятельности педагога многокомпонентна.

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

2.1 Опыт использования  рефлексии на уроках английского  языка в Муниципальном общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 2» г. Строитель

 

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в  реальном учебном процессе.

 

 Исследовательская работа  проводилась в течение педагогической  практики 2010-2011 учебного года в  Муниципальном образовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 2»г. Строитель Яковлевского района. Преподаватель иностранного языка - Мишенина Елена Владимировна. В работе были задействованы ученики 4,7 классов, которые начали изучать английский язык с 1-го класса. Целью анализа явилось выявление степени использования рефлексии на уроках иностранного языка, наличия материала для проведения рефлексии. Вначале были поставлены следующие задачи:

 

Выявить степень применения рефлексии на уроках иностранного языка.

 

Определить уровень готовности к работе с данной технологией.

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы:

 

-анкетирование;

 

-наблюдение 

 

- -анализ документации.

 

На основе анализа результатов  анкетирования учителей можно увидеть, что о рефлексии знают 98% , используют всего лишь 45% , учитывают результаты рефлексии в дальнейшей деятельности 45% (Приложение 3).

 

Использование метода педагогического  наблюдения позволяет сделать выводы, что уроки Елены Владимировны проходят живо и без напряжения.

 

Урок был организован  на высоком уровне. Ученики и учитель  были подготовлены к началу урока, были соблюдены правила поведения  в кабинете английского языка  и техника безопасности. Учитель  продемонстрировал владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная  информация подчеркивалась. Учащиеся с интересом участвовали в  рефлексии. Она была представлена цветными картинками с изображением солнца, к которому надо было подрисовать  лучи. В конечном итоге цели, поставленные учителем, были достигнуты. По результатам  рефлексии было понятно, что урок детям понравился и имел положительные  результаты (Приложение 4).

 

Анализ уроков учителя  показал, что применение рефлексии  на занятиях английского языка позволяет  оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность  учебного процесс.

Информация о работе Особенности рефлексии на уроках английского языка