Особенности рефлексии на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Оглавление

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
1.2 Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
1.3 Особенности рефлексии на уроках английского языка
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Опыт использования рефлексии на уроках английского языка
2.3 Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с учетом особенностей рефлексии
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности рефлексии на уроках английского языка.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

 

Уместно было использование  наглядного материала для применения рефлексии. Также Елена Владимировна использовала мультимедиа на своих  уроках, что вызывает интерес учащихся к иноязычной речи и культуре. Темп уроков умеренный, плотность высокая. Пронаблюдав за школьниками, можно  сделать вывод о том, что ребята активно ведут себя на уроке, совместно  составляют диалоги, участвуют в  командных соревнованиях, викторинах, играх.

 

На основе анализа опыта  использования рефлексии можно  с уверенностью утверждать, что в  последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется недостаточно внимания. Ведь именно рефлексия позволяет  посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал  этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие  понять эмоциональное состояние  учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается  огромнейшая ценность рефлексивного  материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как  сам учащийся оценивает свое продвижение  в освоении предмета или личностное развитие.

 

2.2 Рекомендации по подготовке  и проведению уроков английского  языка с использованием рефлексии

 

Необходимость разработки системы  уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций.

 

Уроки проводились в Муниципальном  общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»  г. Строитель, Белгородской области.

 

Основной задачей являлось - разработка уроков английского языка  с применением рефлексии.

 

.Выбрав тему, которая  соответствовала программным требованиям,  был разработан и проведен  урок «Travelling» для развития навыков коммуникативной компетенции учащихся в монологичной речи, аудировании и чтении, активизации употребления лексики по теме, расширении словарного запаса; для создания условий для воспитания, потребности расширять свой кругозор; развития коммуникативной активности на уроке, мотивации к изучению английского языка (Приложение 5).

 

Внедрение новых подходов, стимулирующих изучение английского  языка, не только обеспечивает первоначальное становления личности ребенка, но и  выявление, развитие у него способностей, формирования умений и желания учиться. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет  выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик - учитель». Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию.

 

 Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели  теоретические основы использования  рефлексии, а также практические аспекты организации учебной  деятельности учащихся с применением  рефлексии на уроках английского  языка.

 

Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексия  входит в практику обучения иностранным  языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Мы с вами хорошо знаем, что любой  человек с радостью делает то, что  у него хорошо получается. Но любая  деятельность начинается с преодоления  трудностей. У рефлексивных людей  путь от первых трудностей до первых успехов  значительно короче. В нашей профессии  нет предела совершенству.

 

Можно сделать выводы, что  рефлексия:

 

-является констатирующим  признаком личности и формируется  вместе с ней. Позволяет человеку  оценить свои действия, мысли,  их результаты.

 

-рефлексия существенно  отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.

 

Нет единого подхода в  изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы.

 

То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня  устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой  творчески работающий учитель находится  в постоянном поиске. Пока учитель  задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

 

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Мы пришли к выводу, что в последние  годы рефлексия не достаточно используется в образовательном процессе. Подводя  итог проделанной работе, следует  сказать, что рефлексия действительно  имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бизяева А.А. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2001.Подласный И.П. Педагогика.- М.:Просвещение,2002

 

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 1-15.

 

3. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2001. - С. 25.

 

4. . Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.

 

5. Жукова Н.В. Единство  антиципации и рефлексии как  психологический механизм регуляции  мышления студента в контекстном  обучении: канд. психол. наук. - М., 2000.

 

6. Зарецкий В. К., Семенов  И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный  аспект формирования решения  творческих задач. -- Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 113--118.

 

7. Карпов А.В. Психология  механизмов деятельности. -- Москва.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -- 424 с.

 

8. Кочукова О.В., Остражкова Н.С. Учебник как средство формирования критического мышления учащихся на социокультурном материале. // Английский язык в школе / English at School. Обнинск: 2005.

 

9. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито - Центр,2003.

 

10. Коряховцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - С.16-18.

 

11. Куклина С.С. Коллективная  учебная деятельность в группе  на завершающих этапах овладения  иноязычным общением//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 6.

 

12. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001.

 

13. Пономарев Я.А. Психология  творчества и педагогика. - М., 2000.

 

14. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. - М.: Просвещение,2006.

 

15. Программа среднего (полного)  образования по английскому языку  // Иностр. языки в школе. - 2005. - № 5. - С. 26.

 

16. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.-- М.: «Когито-Центр», 2010.

 

17. Стеценко И.А -- Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности

 

18. Статья «Психология  сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

 

19. Соколова Л.А Рефлексивный  компонент деятельности как необходимое  условие развития учителя и  учащихся / А.Л Соколова // Иностранные  языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

 

20. Степанов С. Ю., Семенов  И. Н. Проблема формирования  типов рефлексии в решении  творческих задач. // Вопросы психологии, М., 1982, № 1,

 

21. Шаров А. С. Ограниченный  человек: значимость, активность, рефлексия.-- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000.

 

22. Щедровицкий Г. П.  Мышление. Понимание. Рефлексия. -- Москва.: Наследие ММК, 2005.

 

23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник . Мн.: Университетское,2000.

 

24. Хуторской А.В. Современная дидактика. - С-Пб.:Санкт-Петербург, 2001.

 

25. Щедровицкий П.Г. Очерки  по философии образования (статьи  и лекции) - М.: Педагогический центр  «Эксперимент»2002.

 

 Приложение 1

 

Высказывания (цитаты) выдающихся людей различной тематики для  использования на уроке английского  языка.

 

Ability Behind an able man there are always other able men.

 

Chinese proverb I get quiet joy from the observation of anyone who does his job well.

 

William Feather Friendship Do not protect yourself with a fence but rather with your friend.

 

Czech proverb The friend who understands you creates you.

 

Romain Rolland I like a friend who will stand by me not only when I'm in the right, but when I'm a little wrong.


Информация о работе Особенности рефлексии на уроках английского языка