Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы использования наглядных пособий.
2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы использования наглядных пособий на уроках информатике в школе
1.1. Компьютерное обучение в школе, использование детьми компьютера.
1.2. Классификация средств обучения
2 Педагогические условия организации использования наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.2 Конспект урока по информатике за 5 – 7 класс.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.2 Классификация средств обучения.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более подробно остановимся
на наглядных методах.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих
учеников к нахождению желаемой информации
в наглядном пособии или
Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средство наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество условия информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использование средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, закреплении знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий, контроле усвоения учебного материала.
Использование
средств наглядности
Печатные
наглядные пособия –
2
Педагогические условия
наглядных
пособий на уроках информатики
в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий
на уроках информатики в V – VII классах.
Представляемые вашему вниманию комплект из 11 плакатов разработанные по материалу УМК по информатике для V – VII классов, имеющего гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ и соответствует государственному образовательному стандарту по информатике и информационным технологиям.
Дадим краткое описание каждого из плакатов, а также сформулируем вопросы, которые целесообразно обсуждать с опорой на данные средства наглядности.
Плакат
1. Техника безопасности.
На плакате, представленном на рисунке 1, приведены основные правила поведения в компьютерном классе и рекомендации по организации компьютерных рабочих мест в соответствии с гигиеническими требованиями. Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Соответствующий материал имеется в § 2.2 «Техника безопасности и организация рабочего места» учебник информатики для V класса и в приложение учебника для VI класса. Данный плакат является обязательным атрибутом кабинета информатике.
Вопросы для обсуждения
Плакат
№2. Как воспринимаем
информацию
Плакат, отображенный на рисунке 2, непосредственно используется при объяснении в § 1.1 «Информация» в V классе, в § 2.2 « Чувственное познавание окружающего мира» в VII классе. Может быть использован для оформления кабинета информатике.
Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предмета – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Вклад органов чувств в обеспечение человека информацией различен. На плакате « Как мы воспринимаем информацию» мы сознательно не акцентируем внимание ребят на конкретных числовых данных, а пытаемся с помощью диаграммы создать только общие оценочные представления по этому вопросу.
Больше всего на информации физически здоровый человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвета, форму, размеры и расположение предметов. Но можем ли мы доверять этой информации? Зрительный аппарат человека – сложная система, включающая глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающие за зрительное восприятие. Эта система имеет вполне определенный предел функциональных возможностей, в результате чего от глаз в мозг приходит ошибочная информация. Не соответствующая действительности представления видимого явления или предмета вследствие особенностей строения вашего зрительного аппарата называется зрительной иллюзией. На плакате представлены изображения, известные как иллюзии кинескопа (красные линии на рисунке одной длинны), иллюзия Перельмана (буквы расположены параллельно друг другу) и иллюзия Вундта (линии параллельны). Демонстрация таких изображений способствует формированию у школьников критического отношения к полученной информацией.
Вопросы для обсуждения.
Основные
информационные процессы отраженны
на плакатах «Хранение информации»,
«Передача информации», «Обработка
информации». Основная часть каждого
из этих плакатов – лента времени,
способствующая формированию межпредметных
связей, повышая интерес к предмету, имеющая
большое культурологическое значение.
В нижней части плакатов этой группы находятся
схемы, акцентирующие внимание на сущности
изучаемых явлений, их систематизации
и классификации.
Плакат
3. Хранение информации.
Плакат, представленный на рисунке 3, используется не посредственно при объяснении материала § 1.3 « Хранение информации», § 1.4 «Носитель информации», § 2.1 «Как устроен компьютер» в V классе; его содержание более подробно описано в § 3.1 «Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше», § 3.2 «Второе путешествие во времени: носители информации, созданные в XX веке», § 3.3 «Сколько информации может хранить лазерный диск» раздела «Материал для любознательных».
Плакат может использоваться для оформления кабинета информатике совместно с плакатами:
Вопросы для обсуждения.
Плакат
4. Передача информации.
Плакат изображен на рисунке 4, используется не посредственно при объяснении материала § 1.5 «Передача информации» V классе; его содержание более подробно описано в § 3.4 «Третье путешествие во времени: как передавали информацию в прошлом», § 3.5 «Научные открытия и средства передачи информации» раздела «Материал для любознательных».
Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках информатике