Использование наглядных пособий на уроках информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы использования наглядных пособий.
2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы использования наглядных пособий на уроках информатике в школе
1.1. Компьютерное обучение в школе, использование детьми компьютера.
1.2. Классификация средств обучения
2 Педагогические условия организации использования наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.2 Конспект урока по информатике за 5 – 7 класс.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Использование наглядных пособий на уроках информатике.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ

    1 Теоретические основы использования наглядных

пособий на уроках информатике в школе

                 1.1. Компьютерное обучение в школе, использование

детьми  компьютера. 

      1.2. Классификация средств обучения

    2 Педагогические условия организации использования

наглядных пособий  на уроках  информатики в V – VII классах.

           2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий

на уроках информатики в V – VII классах.

           2.2 Конспект урока по информатике  за 5 – 7 класс.

           2.3 Рекомендации в успешной организации урока.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ   

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Познавательные  процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают  как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

      Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться  в том, что ребенку дано от природы  и что приобретается под воздействием среды.

      Развитие  человеческих задатков, превращение  их в способности – одна из задач  обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.

      Исходя  из вышесказанного, считаю, что тема курсовой работы актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием  современной информационной технологии, система “человек и компьютер”  быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером. Наглядные пособия помогут наиболее понятнее и быстрее ознакомить ученика с компьютером.

      Задачи  курсовой работы:

      1. Рассмотреть теоретические основы  использования наглядных пособий.

      2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.

      Развитие  познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

      Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы использования  наглядных

пособий на уроках информатике в школе

      1.2. Компьютерное обучение  в школе                                 

      Бурное  развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности  современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

      Начиная учиться в школе, он может почувствовать  определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические  классы, устаревшие учебные программы  и методические приемы приводят к  существенному снижению мотивации  учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

      Одним из таких средств, обладающих уникальными  возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально  развитых держав, и является компьютер.

      Сочетая в себе возможности  телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать  другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер  вместе с тем является  для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой  не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его  учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

      Компьютер естественно вписывается в жизнь  школы и является еще одним  эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие  пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.  

      Общество  претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все большее число людей все чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

      Компьютерные  и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру.  Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

      Часть людей убеждены в том, что компьютер  предоставляет новые возможности  для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

      Центральным фундаментом в пользу введения курса  компьютерной грамотности для учащихся является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

      Если  компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно вполне воспользоваться для достижения  и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности  в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и родного языка.

      Такая интеграция не может быть  завершена  в течение одного года или стать  результатом реализации какого-то проекта  или однократного пересмотра программы  курса обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации  учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной  работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах  на основе ранее приобретенного опыта. Основные методы и подходы к решению задач, способы машинной обработки информации и социальные аспекты компьютеризации будут постепенно усложняться, и обсуждаться различными способами в течение всего цикла обучения на уроках математики, естествознания, общественных дисциплин и родного языка. В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информации между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на  поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а скорее будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса  к нему. В том случае, когда основное внимание уделяется принципам обработки информации  и решения задач, а не техническим тонкостям устройства компьютера, риск создания таких учебных курсов, которые безнадежно устаревают еще до того, как по ним начинают учить детей, будет меньше.

      Компьютер является лишь точкой фокуса для тех  изменений в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в  качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.

      По  сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером  стало намного проще, для них  характерно “дружественное” по отношению  к пользователю программное обеспечение  с простым меню  и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем стереосистема.

      Программирование, конечно, интересная и занимательная  штука (и к тому же хороший способ развития навыков решения задач), однако уметь  программировать или  знать, как отремонтировать компьютер  пользователю совсем необязательно. Ведь не всякий обычный водитель является одновременно  и опытным автомехаником.

      Конечно, существуют основы, которые  должны знать дети, пользующиеся компьютером. Они должны научиться сохранять  файлы, знать клавиатуру, знать правила  обращения с дисками и т.д.

      Для разработки нового высококачественного  программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных  специалистов по программному обеспечению  и опытных педагогов начальных  классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.

      Специально  выделяем занятия по искусству, в  которых могут быть использованы различные графические программы, т.к. применение компьютеров в этой области вызвало бы недопустимое ограничение детской непосредственности и творческого начала: современные программные продукты значительно уступают творческим возможностям детей.

      Благодаря этим новым технологиям, которые  естественно, будут совершенствоваться, специальные знания по ЭВМ (различные языки программирования, методы разработки программ и т.д.) будут требоваться лишь от ограниченного круга специалистов. Учитывая такие прогнозы, зачем принуждать всех детей к изучению подобных специальных вопросов?

      При этом следует объективно изучать  и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические  возможности новых технологий, чтобы  выработать ориентированную на будущее  методику и практику построения учебных  занятий в начальной школе. 

Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках информатике