Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы использования наглядных пособий.
2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы использования наглядных пособий на уроках информатике в школе
1.1. Компьютерное обучение в школе, использование детьми компьютера.
1.2. Классификация средств обучения
2 Педагогические условия организации использования наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.2 Конспект урока по информатике за 5 – 7 класс.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стадии урока | Цели стадии |
Ход урока | |
деятельность учителя | деятельность учащихся | ||
1. Этап „Вызов“ | Выявление имеющихся знаний | Какие устройства, используемые для ввода, или вывода информации вы знаете? | Дисплей, манипуляторы, принтер, сканер, модем. . . |
Принципы работы, каких устройств и принципы работы, с какими устройствами вы знаете? | Заполнение индивидуальной таблицы „Знаю“ | ||
Обменяйтесь мнениями с рядом сидящими. | Обмен знаниями | ||
Давайте обсудим |
Заполнение общей таблицы „Знаю“ | ||
2. Этап „Осмысление“ | Составить классифи-кацию устройств по имеющимся знаниям | Давайте, классифицируем устройства |
2. Устройства вывода информации |
Запись на доске таблицы устройств | Высказывание учащихся: какие устройства относятся к устройствам ввода, а какие – к устройствам вывода | ||
3. Этап „Чтение с пометками | Выявление новых сведений |
Каждому ученику
предлагается изучить текст „Внешние
устройства ввода-вывода информации“
и сделать пометки:
V - знаю - - не знаю ? - хочу узнать + - это для меня новое |
Читают текст и делают пометки |
Продолжите заполнение таблицы „Хочу узнать“ и „Узнал новое“ | Заполняют индивидуальные таблицы по колонкам „Хочу узнать“ и „Узнал новое“ | ||
Давайте обсудим „Хочу знать“ и заполним на доске эту колонку | Обсуждение | ||
Давайте обсудим „Узнал новое“ и заполним на доске эту колонку | Обсуждение | ||
В ходе обсуждения даю установку на домашнее задание, а также выявляю желающих, подготовиться и выступить на следующем занятии по вопросам, содержащимся в колонке „Хочу узнать“ | Выбирают тему для сообщения по интересующим вопросам. | ||
4. Этап „Рефлексия“ | Контроль за качеством проведения занятия | С помощью вопросов выявить результативность занятия с точки зрения учащихся | Высказывают свою оценку результативности занятия, отвечая на вопросы. |
5. Этап „Домашнее задание“ | Закрепление знаний основных вопросов по данной теме: „Внешние устройства ввода-вывода информации“ | Указать различия и сходства устройств ввода-вывода информации |
Анализ занятия
Использование на занятии технологии развития критического мышления у учащихся позволяет организовать целенаправленную, самостоятельную работу, где каждый учащийся вырабатывает своё мнение и своё суждение по изучаемому вопросу.
При работе на данном занятии я создал условия для формирования у учащихся навыков по определению новых вопросов по неизученной, но знакомой из жизни теме.
При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях на собственный багаж знаний и приобретённый опыт. Технология критического мышления способствует выработке уважения к взглядам и умозаключениям других людей, а также воспитанию взаимоуважения.
На занятии были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании. Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащихся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос. Как это не звучит странно, но данная технология, возвышая мнение отдельной личности, возвышает значение всего коллектива в целом. Потому что из разрозненных крупинок информации создаётся истина данного вопроса.
Недостаток
же занятия, проведённого по данной технологии,
состоит в том, что, в силу создавшегося
стереотипа поведения на таком занятии
будет проявлять активность только некоторая
часть учащихся. Но для того и нужен учитель,
чтобы побудить остальных учащихся к деятельности.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность образовательного процесса, является уровень педагогического мастерства. Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Приведем несколько общих рекомендаций, которые, по нашему мнению, будут полезны учителю в организации каждого конкретного урока.
1.
Начинайте урок с актуализации
предыдущего материала (
2. Сообщайте (кратко) плана урока и ожидаемые результаты. Ваши усилия будут напрасны, если ученики не будут понимать, чего вы от них хотите.
3.
При объяснении используйте
4. Старайтесь всегда приводить примеры или демонстрировать положения урока. Демонстрация с помощью мультимедийного проектора заранее подготовленных компьютерных презентаций с последовательностью излагаемых положений или технологии работы с изучаемым программным средством заметно активизирует познавательную активность учащихся.
5.
Старайтесь предоставить
6.
Ведите занятия в живом темпе.
При работе с компьютером у
каждого школьника формируется
индивидуальный темп
7.
Фиксируйте переходы между
8.
Контролируйте уровень
9.
Используйте ясные правила
Заключение.
Из анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях НИТ появляются новые возможности для развития:
- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
- Способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
- Гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.
Задачи, которые мы ставили в своем исследовании были достигнуты. Применение наглядных пособий – эффективный метод в развитии познавательных процессов.
Применение в школе наглядных пособий учителями V - VII классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
Итак,
мы пришли к выводу, что применение
наглядных пособий на уроках информатике
развивает познавательные способности
учащихся: внимание, воображение, память,
логическое мышление. Улучшает восприятие
мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агапова Р.
О трех поколениях
2. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 1980.
3. Босова Л.Л. Босова А. Ю. Комплект плакатов по информатике в 5 – 7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.
4. Босова
Л.Л. Босова А. Ю.Уроки
5. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.
6. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.
7. Босова
Л.Л. новый учебно-
8. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. –М., 1973.
9. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.
10. Видинеев Н.В.
Природа интеллектуальных
11. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
12. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. –М., 1987.
13. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 1987.
14. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.
15. Дрига, Рах. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. –М., 1985.
16. Зинц Р. Обучение и память . –Минск, 1984.
17. Каракозов
М.С. Формирование навыка
18. Опыт компьютерной
педагогической диагностики
Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках информатике