Использование наглядных пособий на уроках информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы использования наглядных пособий.
2. Проанализировать урок по информатики в 5 – 7 классе и использование на нем печатных наглядных пособий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы использования наглядных пособий на уроках информатике в школе
1.1. Компьютерное обучение в школе, использование детьми компьютера.
1.2. Классификация средств обучения
2 Педагогические условия организации использования наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.1 Диагностика использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V – VII классах.
2.2 Конспект урока по информатике за 5 – 7 класс.
2.3 Рекомендации в успешной организации урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Использование наглядных пособий на уроках информатике.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
Стадии  урока

Цели  стадии

Ход урока
деятельность  учителя деятельность  учащихся
1. Этап „Вызов“ Выявление имеющихся знаний Какие устройства, используемые для ввода, или вывода информации вы знаете? Дисплей, манипуляторы, принтер, сканер, модем. . .
Принципы  работы, каких устройств и принципы работы, с какими устройствами вы знаете? Заполнение  индивидуальной таблицы „Знаю“
Обменяйтесь мнениями с рядом сидящими. Обмен знаниями

Давайте обсудим

Заполнение  общей таблицы „Знаю“
2. Этап „Осмысление“ Составить классифи-кацию устройств по имеющимся  знаниям Давайте, классифицируем устройства
    1. Устройства  ввода информации

    2. Устройства  вывода информации

Запись  на доске таблицы устройств Высказывание  учащихся: какие устройства относятся  к устройствам ввода, а какие  – к устройствам вывода
3. Этап „Чтение с пометками

Выявление новых сведений

Каждому ученику  предлагается изучить текст „Внешние устройства ввода-вывода информации“  и сделать пометки:

V - знаю

- - не знаю

? - хочу узнать

+ - это для меня новое

Читают текст  и делают пометки
Продолжите  заполнение таблицы „Хочу узнать“ и „Узнал новое“ Заполняют индивидуальные таблицы по колонкам „Хочу узнать“  и „Узнал новое“
Давайте обсудим „Хочу знать“ и заполним на доске эту колонку Обсуждение
Давайте обсудим „Узнал новое“ и заполним на доске эту колонку Обсуждение
В ходе обсуждения даю установку на домашнее задание, а также выявляю  желающих, подготовиться и выступить  на следующем занятии по вопросам, содержащимся в колонке „Хочу  узнать“ Выбирают тему для сообщения по интересующим вопросам.
4. Этап „Рефлексия“ Контроль за качеством проведения занятия С помощью вопросов выявить результативность занятия  с точки зрения учащихся Высказывают свою оценку результативности занятия, отвечая  на вопросы.
5. Этап „Домашнее задание“ Закрепление знаний основных вопросов по данной теме: „Внешние устройства ввода-вывода информации“ Указать различия и сходства устройств ввода-вывода информации  

Анализ  занятия

      Использование на занятии технологии развития критического мышления у учащихся позволяет организовать целенаправленную, самостоятельную работу, где каждый учащийся вырабатывает своё мнение и своё суждение по изучаемому вопросу.

      При работе на данном занятии я создал условия для формирования у учащихся навыков по определению новых  вопросов по неизученной, но знакомой из жизни теме.

      При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях  на собственный багаж знаний и  приобретённый опыт. Технология критического мышления способствует выработке уважения к взглядам и умозаключениям других людей, а также воспитанию взаимоуважения.

      На  занятии были созданы условия, побуждающие  учащихся к активной деятельности через  востребованность своих знаний, которые  коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании. Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащихся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос. Как это не звучит странно, но данная технология, возвышая мнение отдельной личности, возвышает значение всего коллектива в целом. Потому что из разрозненных крупинок информации создаётся истина данного вопроса.

      Недостаток  же занятия, проведённого по данной технологии, состоит в том, что, в силу создавшегося стереотипа поведения на таком занятии будет проявлять активность только некоторая часть учащихся. Но для того и нужен учитель, чтобы побудить остальных учащихся к деятельности.  

      2.3 Рекомендации в  успешной организации  урока

      Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность образовательного процесса, является уровень педагогического мастерства. Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Приведем несколько общих рекомендаций, которые, по нашему мнению, будут полезны учителю в организации каждого конкретного урока.

      1. Начинайте урок с актуализации  предыдущего материала (особенно это важно в случае, когда на предмет отводится 1 час в неделю). Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале каждой новой темы показать ее связь с предыдущими занятиями. Напомните основные положения предыдущих уроков (урока) и покажите, как они связаны с новым материалом, который предстоит изучать.

      2. Сообщайте (кратко) плана урока  и ожидаемые результаты. Ваши  усилия будут напрасны, если ученики  не будут понимать, чего вы  от них хотите.

      3. При объяснении используйте простой  и ясный язык, делайте логические переходы от одной посылки к другой. Используйте лексику и языковые формы, которые знакомы учащимся. Новые термины вводите четко и корректно, но только там, где это необходимо.

      4. Старайтесь всегда приводить  примеры или демонстрировать  положения урока. Демонстрация с помощью мультимедийного проектора заранее подготовленных компьютерных презентаций с последовательностью излагаемых положений или технологии работы с изучаемым программным средством заметно активизирует познавательную активность учащихся.

      5. Старайтесь предоставить учащимся  возможность действовать. Упражнения  — важная часть урока. Учащиеся  должны что-то делать сами, а  не только слушать и смотреть. Давайте им ясные и полные  указания. Задавайте ученикам посильные  вопросы и задачи. Урок идет эффективнее, если школьники чувствуют продвижение по курсу.

      6. Ведите занятия в живом темпе.  При работе с компьютером у  каждого школьника формируется  индивидуальный темп выполнения  задания, чаще всего являющийся  для него оптимальным. Тем не  менее, иногда у отдельных учащихся возникают затруднения. Контролируйте темп практических работ, стараясь оказать необходимую помощь нуждающемуся в ней ученику.

      7. Фиксируйте переходы между темами  и этапами урока. В каждый  момент своей работы учащиеся  должны знать, чем именно они занимаются. Не забывайте делать выводы и подводить итоги в конце каждой изучаемой темы.

      8. Контролируйте уровень освоения  учебного материала. Требуйте  от учащихся не короткого, односложного, а полного, развернутого ответа  на вопрос. Старайтесь комментировать ответы учащихся на наиболее сложные вопросы.

      9. Используйте ясные правила оценки  результатов учебной работы. Сформулируйте  требования в начале обучения  и постоянно используйте их  при предъявлении и оценке  результатов выполнения заданий. Учащиеся трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков (например, на клавиатурном тренажере), если они знают требуемый уровень отработки навыка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.   

      Из  анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях НИТ появляются новые возможности для развития:

      -         социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

      -         компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

      -         Способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

      -         Гармоничной  индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

     Задачи, которые мы ставили в своем исследовании были достигнуты. Применение наглядных пособий – эффективный метод в развитии познавательных процессов.

     Применение  в школе наглядных пособий  учителями V - VII классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

     Итак, мы пришли к выводу, что применение наглядных пособий на уроках информатике развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агапова Р.  О трех поколениях компьютерных  технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.

2. Анкитон Р.  Человеческая память и процесс  обучения. –М., 1980.

3. Босова  Л.Л. Босова А. Ю. Комплект  плакатов по информатике в 5 – 7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.

4. Босова  Л.Л. Босова А. Ю.Уроки информатики  в 5 – 7 классах: Методическое  пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.

5. Босова  Л.Л. Информатика. Учебник для  5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.

6. Босова  Л.Л. Информатика. Учебник для  7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2005г.

7.  Босова  Л.Л. новый учебно-метадический  комплект по информатике и  информационным технологиям для  5 – 7 классов/ Информатика и  образование.2004 №10

8. Вейн А.М., Каменецкая  Б.И. Память человека. –М., 1973.

9. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.

10. Видинеев Н.В.  Природа интеллектуальных способностей  человека. –М., 1989.

11. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.

12. Гальперин  П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А.  Внимание школьника. –М., 1987.

13. Гершунский  Б.С. Компьютеризация в среде  образования. –М., - 1987.

14. Глушко А.И.  Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.

15. Дрига, Рах.  Технические средства обучения  в общеобразовательной школе.  –М., 1985.

16. Зинц Р.  Обучение и память . –Минск, 1984.

17. Каракозов  М.С. Формирование навыка работы  с клавиатурой. // Информатика и  образование. – 1994. - №2.

18. Опыт компьютерной  педагогической диагностики творческих  способностей. –Казань, 1989. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках информатике