Инновации и их использование на уроках экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:25, творческая работа

Краткое описание

Цель работы – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время.
Задачи:
- охарактеризовать сущность, критерии и структуру педагогических инноваций;
- систематизиравать основные формы педагогических инноваций;
-привести примеры педагогических инноваций используемых на основных этапах современного урока;
-раскрыть пути реализации инновационной деятельности учащихся во внеурочное время.

Оглавление

Введение_____________________________________________________________2
Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.______________4
1.1.Сущность, роль и критерии эффективности педагогических
инноваций.____________________________________________________ 4
1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.______________8
1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.__________11

Глава 2. Инновационная деятельность учащихся на различных этапах
урока экономики _______________________________________________14
2.1.Нововведения на этапе актуализации прежних знаний и способов
действия учащихся. _____________________________________________14
2.2.Нововведения на этапе формирования новых знаний и способов
действия учащихся._____________________________________________20
2.3.Нововведения на этапе применения знаний и способов действия
учащихся._____________________________________________________24
Глава 3.Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся__________ 28
3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.__________________28
3.2. Научное общество учащихся /НОУ/ ______________________________29
Заключение__________________________________________________________ 30
Список литературы___________________________________________________ 33

Файлы: 1 файл

педагогические инновации.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

КАФЕДРА  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

ИННОВАЦИИ И  ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

(Обобщение педагогического опыта)

 

 

 

                                                                                     

 

 

                                                                                                   Работу выполнила

                                                                                                   учитель МОУ

                                                                                                   Бутурлинской СОШ

                                                                                                   Р.п. Бутурлино

                                                                                                   Фёдорова Ольга

                                                                                                   Ардолионовна

 

 

 

Нижний Новгород

2008

Содержание

 Введение_____________________________________________________________2

Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.______________4

         1.1.Сущность, роль и критерии эффективности педагогических

              инноваций.____________________________________________________ 4

       1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.______________8

         1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.__________11

    

Глава 2. Инновационная деятельность учащихся на различных этапах

              урока экономики _______________________________________________14

       2.1.Нововведения на этапе актуализации прежних знаний и способов

              действия учащихся. _____________________________________________14

         2.2.Нововведения  на этапе формирования новых знаний и способов

              действия учащихся._____________________________________________20

         2.3.Нововведения на этапе применения знаний и способов действия

               учащихся._____________________________________________________24

 Глава 3.Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся__________ 28

          3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.__________________28

          3.2. Научное общество учащихся /НОУ/ ______________________________29

  Заключение__________________________________________________________ 30

  Список литературы___________________________________________________ 33

  Приложения №№ 1-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Новые социально-экономические и соцокультурные условия России предполагают изменение во всех сферах жизни общества, что обусловило необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебное и внеучебное время на основе инновационной  деятельности учителя и учащихся. Перед каждым учителем встаёт задача формирования творческой личности школьника, развития интеллектуального и нравственно – духовного потенциала личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе. В процессе экономического образования школьников развитие таких качеств, приобретает особую значимость. Это определяется спецификой данной науки. Экономика учит жизни и многое даёт для жизни, она не может развиваться вне отношений между основными субъектами общественного производства, без практической их деятельности и выполнения ими социальных функций.

        Данная работа  «Инновации и их использование  на уроках экономики» призвана  оказать помощь учителям в  реализации главной цели современной системы школьного образования – развитии самой личности обучаемого, связанной с позитивными внутренними изменениями. Перед экономическим образованием школьников стоят специфические задачи: подготовить к жизни человека, способного принимать осознанные решения, совершать адекватные поступки.

Большую роль в развитии творческого  потенциала учащегося играет познавательный интерес.

        Одним из  действенных средств формирования  познавательного интереса к изучению  экономики в школе является инновационный подход  к обучению. Его реализация позволяет:

- сочетать теорию и практику, объективно отражая воспроизводимую  в задачах действительность;

- развивать у учащихся интерес  к познанию экономической картины  мира, потребность узнать новое;

- вырабатывать качества необходимые современному специалисту (трудолюбие, рациональность, бережливость, расчётливость, самостоятельность, ответственность и др.);

- воспитывать этические черты  ( честность, уважительное отношение  к мнению других, любознательность и др.).

            Работая преподавателем экономики в школе, с 1993 года, приходилось не только учить детей, но и учиться самой.  Как более эффективно использовать имеющиеся знания в процессе обучения, как сделать так, чтобы ребятам на уроках было интересно, и чтобы на следующий урок они шли не потому, что он стоит в расписании, а потому что им хотелось идти получать новые знания, умения и делиться имеющимся уже опытом. Поэтому в своей работе я использую различные формы и методы обучения, но чаще всего это информационные и проблемные дидактические игры по экономике, элементы проблемного обучения, различные практические ситуации, решение разного рода задач и т.д. Когда детям интересно на уроке, они с удовольствием занимаются и во внеурочное время, участвуют в работе школьного научного общества учащихся, принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней обобщены и систематизираванны основные элементы инновационной деятельности учителя, с кратким описанием инноваций, которые чаще всего можно использовать на уроках экономики и во внеурочное время.

Объект исследования – инновационная самостоятельная деятельность школьников на уроках экономики и во внеурочное время при организующей и направляющей роли педагога, обеспечивающая интенсификацию процесса обучения, развивающая коммуникативные способности учащихся и вооружающая их способами действия в постоянно изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. Развитие познавательной активности учащихся увязано с потребностью и умением применять приобретённые знания в новых , нестандартных ситуациях.

Цель работы – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время.

Задачи:

- охарактеризовать сущность, критерии и структуру педагогических инноваций;

- систематизиравать основные формы педагогических инноваций;

-привести примеры педагогических  инноваций используемых на основных  этапах современного урока;

-раскрыть пути реализации инновационной деятельности учащихся во внеурочное время.

Апробация представленных в работе материалов осуществлялась более 10 лет в Бутурлинской средней общеобразовательной школе на уроках экономики и во внеурочное время.

 

Практическая значимость обобщаемого опыта. Проведённое в работе теоретическое и методическое обоснование инновационной деятельности на уроках экономики и во внеурочное время, а также путей реализации инноваций в специфических формах, поможет педагогам овладеть инновационным процессом и внедрить его в свою педагогическую деятельность. Использование инновационных форм обучения будет способствовать более мотивированному и заинтересованному подходу учащихся к изучению различных школьных дисциплин, в том числе и экономики.

 

 

 

Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.

 

1.1. Сущность, роль и критерии эффективности педагогических инноваций.

 

Понятие «инновация»  впервые появилось в научных  исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века оформилась новая область знания – наука о нововведениях, где изучались закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения в конце 50 – х гг. на Западе и в последнее десятилетие XX века в нашей стране.

Педагогическая  инноватика рассматривается сегодня  как отрасль педагогической науки, изучающей процесс обновления в педагогической деятельности принципов, закономерностей средств и форм обучения. Педагогическая инноватика как наука имеет свой категориальный аппарат. Её основными понятиями являются следующие: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инноваторы», «инновационная среда», «инновационный потенциал». В работе отечественных учёных – специалистов и педагогов раскрыты сущность обозначенных понятий, закономерности педагогической инноватики, типы и структура инновационного процесса.

Понятие «инновация» (лат. In – в, novus – новый) трактуется как нововведение. В научной литературе русское слово нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход объекта из одного состояния в другое.

Педагогический инновационный процесс – это целенаправленная комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению дидактических новшеств. В основе сущности инновационных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: 1) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

2) внедрение достижений педагогической науки в практику. Отечественные учёные и педагоги В.А. Сластенина, Л.С. Подымова и И.Ф.Исаев [17] и др. впервые объединили их и стали рассматривать инновационные процессы в одной плоскости. Таким образом, результатом инновации должно быть использование теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.

С позиции системного подхода сущность педагогических инноваций по отношению к педагогическому процессу представляет собой введение нового в цели, содержание, методы, и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителей и учащихся, то есть введение нового в основные компоненты педагогического процесса как целостной системы. Введение нового в один из компонентов педагогической системы объективно предполагает определенные изменения и других ее элементов; если это особенность не учитывается в процессе внедрения новшеств, их использование не дает положительного эффекта.

Важным условием успешного использования многих инноваций, с целью повышения эффективности функционирования педагогической системы школы, является участие в этом процессе не только педагогов, но и медиков, психологов, социологов.

Роль инновационных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и  интереса в области изучаемых предметов;

- повышение уровня активности  и самостоятельности обучаемых;

- развитие навыков анализа, критичности  мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество) и социальных ценностей;

- саморазвитие и развитие благодаря  активизации мыследеятельности  и диалогическому взаимодействию  с преподавателем и другими  участниками образовательного процесса.

Инновационные формы и методы обучения завоёвывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов. Они показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определённые межличностные отношения, и от того, какими они будут, во многом  зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация учителем взаимодействия учащихся на основе учебного материала становится важным фактором повышения эффективности учебного процесса в целом.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике [1; 4; 9; 10; 11], можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации  выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого — оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения.

Информация о работе Инновации и их использование на уроках экономики