Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:25, творческая работа
Цель работы – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время.
Задачи:
- охарактеризовать сущность, критерии и структуру педагогических инноваций;
- систематизиравать основные формы педагогических инноваций;
-привести примеры педагогических инноваций используемых на основных этапах современного урока;
-раскрыть пути реализации инновационной деятельности учащихся во внеурочное время.
Введение_____________________________________________________________2
Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.______________4
1.1.Сущность, роль и критерии эффективности педагогических
инноваций.____________________________________________________ 4
1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.______________8
1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.__________11
Глава 2. Инновационная деятельность учащихся на различных этапах
урока экономики _______________________________________________14
2.1.Нововведения на этапе актуализации прежних знаний и способов
действия учащихся. _____________________________________________14
2.2.Нововведения на этапе формирования новых знаний и способов
действия учащихся._____________________________________________20
2.3.Нововведения на этапе применения знаний и способов действия
учащихся._____________________________________________________24
Глава 3.Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся__________ 28
3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.__________________28
3.2. Научное общество учащихся /НОУ/ ______________________________29
Заключение__________________________________________________________ 30
Список литературы___________________________________________________ 33
Наиболее выгоден 2 вариант производственной программы т.к. прибыль максимальная.
Урок «Рынок покупателя и рынок продавца»
( 8 класс, урок 3, тема7)
Экономические задачи на изменение рыночного равновесия под влиянием неценовых факторов.
Проблемные вопросы.
Примерные варианты решения экономических задач /Приложение 5/.
Глава 3. Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся.
3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.
Предметная олимпиада [15] – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определённой научной области, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Практика проведения предметных олимпиад позволяет классифицировать их по следующим критериям:
1. Форма проведения – письменные, устные, смешанные;
2. Цели обучения и время – текущие и итоговые;
3. Уровнь проведения – индивидуальные, групповые, «мини-олимпиады» и «макси-олимпиады»;
4. Охват участников – школьные, районные, областные, российские.
В нашей школе ежегодно проводятся школьные олимпиады по экономике. В школьном туре олимпиады принимают участие все желающие с 9 – 11класс /Приложение 6/.
Олимпиада по экономике проводится в школе с целью:
- выявления одарённых и
- формирования творческих наклонностей учащихся.
Задачи предметной олимпиады:
- создание условий для
- развитие познавательной
- выявление наиболее способных учащихся для участия в следующих турах олимпиад.
Задания экономических олимпиад отличаются многосторонностью и включают в свою структуру различные виды:
Для того, что бы добиться хороших результатов в олимпиаде, дети занимаются дополнительно, выполняя задания повышенной сложности.
Мной разработаны вопросы и задания школьной олимпиады /Приложение 7/.
НОУ – добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания по определённой отрасли науки и расширять свой кругозор под руководством учителя.
НОУ организуется с целью развития познавательных интересов и способностей учащихся, формирования навыков научно – исследовательской работы.
В НОУ принимают участие школьники 8 -11 классов.
Дети под руководством учителя совершенствуют свои знания, развивают интеллектуальные способности, приобретают умения и навыки исследовательской работы, создают презентации своих работ и выступают на научно – практической конференции.
В нашей школе практикуется написание «Бизнес – проектов» и защита их на научно – практической конференции учащихся. Школа стремится к тому, чтобы как можно больше учащихся ещё на школьной скамье приобретали умения и навыки исследовательской деятельности. Узнавали цену деньгам заработанным честным трудом.
Практический опыт научной деятельности учащиеся приобретают принимая участие в работе НОУ, а также в конкурсах «Бизнес проектов», начиная с нулевого этапа – поиск и выработка предпринимательской идеи, а затем составление и выполнение бизнес-плана.
Темы рефератов, докладов, бизнес – проектов, с которыми
дети участвовали в работе НОУ.
1.Роль центрального банка в регулировании кредитно- денежной системы страны.
2. Особенности инфляции в России.
3. История развития денег в Российском государстве.
4. Возникновение и развитие налогообложения.
3. Бизнес – проект «Туристическая фирма – сплав на байдарках по реке Пьяна».
4. Бизнес – проект - Салон – парикмахерская «Стиль».
5. Бизнес – проект - Туристическая фирма «Вояж»./ Приложение 9/
6. Бизнес – проект - Компьютерный клуб «Омеге».
7. Бизнес –проект - Проектируем товары бытовой химии «Новое средство для мытья окон».
Заключение.
Поставленная цель – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время была реализована следующими путями.
Первая глав. Педагогические новшества.
во - первых, на основе изучения трудов учёных – специалистов и практиков раскрыто содержание педагогического инновационного процесса как целенаправленной и комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению дидактических новшеств;
во – вторых, на основе выделения восьми критериев проведена сравнительная характеристика традиционной системы обучения с инновационными системами;
в – третьих, выделены традиционные и инновационные уровни оценивания деятельности учащихся;
в – четвёртых, также приведены правила управления успехом при инновационной деятельности учителя и учащихся.
Вторая глава. Учебная инновационная деятельность.
В учебной инновационной
- коллективная работа в группах
и самооценка результатов
- на уроке «Реклама, рекламные стратегии, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные стороны рекламы» были использованы: мини - игра «Подбери пару», кроссворды.
- в теме «Издержки производства и прибыль» использовались такие творческие задания как «Вставь пропущенное значение», «Составь как можно больше формул».
На этапе формирования новых знаний и способов действий учащихся были использованы:
- опережающие домашние задания на определение достоинств и недостатков телевизионной рекламы, прослушанной за неделю; кроссворды с новым экономическим понятием и видео - фрагмент рекламы для определившие тему урока;
- просмотр рекламных роликов для самостоятельного определения видов рекламных стратегий;
- на уроке «Измерение инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ)» использовались карточки для расчёта изменения стоимости потребительской корзины , работая в группах дети самостоятельно сформулировали определение нового понятия ИПЦ вывели формулу его расчёта и сделали вывод о взаимосвязи данного показателя с качеством жизни населения; провели самостоятельный анализ динамики ИПЦ в РФ, Федеральных округах и Нижегородской области с выводами о самом высоком уровне инфляции в Нижегородской области по сравнению с другими регионами России и необходимости принятия незамедлительных мер по разрешению данной социально-экономической проблемы.
На этапе применения знаний и способов действия учащихся большое значение было уделено:
- в теме «Реклама, рекламные стратегии, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные стороны рекламы», разрешению практических ситуаций;
- в теме «Обобщение и закрепление темы Издержки производства и прибыль» - решению разноуровневых задач;
- в теме «Рынок покупателя и рынок продавца» - самостоятельному выполнению практических заданий с построением графиков.
Внеучебная инновационная деятельность.
Разработаны:
- Положение о школьной /районной/ олимпиаде по экономике и сценарий её проведения /Приложение 6-7/.
- Положение о НОУ, приведена тематика рефератов и бизнес – проектов; работа учащейся 10 класса Паньшиной Ирины, участнице областного конкурса бизнес – проектов,
/Приложение 8-9/.
Мониторинг уровня ЗУНов в результате использования инновационной деятельности учащихся.
Использование инновационных форм работы на уроке даёт свои положительные результаты. Так, за последние 4 года работы:
16 учащихся 9-11 классов принимали участие во втором туре всероссийской олимпиады школьников по экономике,/ из них – 13 человек стали призёрами/, /Приложение 10/,
4 – стали участниками третьего тура олимпиады по экономике,/ из них - 2 ученика (Фёдоров Роман – 10класс и Шляхова Александра – 9 класс) заняли призовое третье место/ /Приложение 11/;
4 ученика - были участниками областного конкурса бизнес - проектов / 1- ученик (Савинов Илья – 9 класс) стал победителем в номинации «лучший товар или услуга»/;
7 человек участвовали в
18 человек принимали участие в работе школьного НОУ;
44 человека участвовали в первом туре областной олимпиады школьников;
Процент учащихся обучающихся на «4»и «5» возрастает и по годам соответственно составил:
2003-2004 – 64,13%, 2004-2005 – 68,68%, 2005–2006 – 71,88%, 2006–2007 – 72,5%.
Второй год, при выборе профиля обучения дети выбирают социально - экономический;
Из 174 выпускников – 56 человек /31%/ поступили и обучаются в вузах на экономических факультетах.
Список литературы
1. Загвязинский В.И. Инновационны
2. Инновации в школе: характер и результаты Народное образование. 1993.№6.
3. Инновационное обучение: стратегия и практика Под ред. В.Я. Ляудис. – М: 1994.
4. Инновации в системе
5. Кайзер Ф.-Й. Методика
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие.- Воронеж, 2006.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие.- Воронеж, 2006.
8. Лукьянова Р.С. Система
9. Лукьянова Р.С. « Инновационная природа современного урока экономики, теория и практика» Педагогическое обозрение 2006. № 2.
10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
11. Никишина В.И. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.
12. Подлассый И.Л. Педагогика – М.: ВЛАДОС., 2005.
13. Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта работы педагогов Нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2004.
Информация о работе Инновации и их использование на уроках экономики