Инновации и их использование на уроках экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:25, творческая работа

Краткое описание

Цель работы – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время.
Задачи:
- охарактеризовать сущность, критерии и структуру педагогических инноваций;
- систематизиравать основные формы педагогических инноваций;
-привести примеры педагогических инноваций используемых на основных этапах современного урока;
-раскрыть пути реализации инновационной деятельности учащихся во внеурочное время.

Оглавление

Введение_____________________________________________________________2
Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.______________4
1.1.Сущность, роль и критерии эффективности педагогических
инноваций.____________________________________________________ 4
1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.______________8
1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.__________11

Глава 2. Инновационная деятельность учащихся на различных этапах
урока экономики _______________________________________________14
2.1.Нововведения на этапе актуализации прежних знаний и способов
действия учащихся. _____________________________________________14
2.2.Нововведения на этапе формирования новых знаний и способов
действия учащихся._____________________________________________20
2.3.Нововведения на этапе применения знаний и способов действия
учащихся._____________________________________________________24
Глава 3.Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся__________ 28
3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.__________________28
3.2. Научное общество учащихся /НОУ/ ______________________________29
Заключение__________________________________________________________ 30
Список литературы___________________________________________________ 33

Файлы: 1 файл

педагогические инновации.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

 

 

Наиболее выгоден 2 вариант производственной программы т.к. прибыль максимальная.

 

 

Урок «Рынок покупателя и рынок продавца»

( 8 класс, урок 3, тема7)

 Экономические задачи на изменение рыночного равновесия под влиянием неценовых факторов.

 

Проблемные вопросы.

  1. Что произойдёт с точкой равновесия на рынке яблок, если население узнало о содержании в них веществ, убивающих вирус гриппа.
  2. Как изменится предложение яблок, если спрос на них вырос, а цена осталась прежней.

 

  1. Благодаря деятельности членов «Общества защиты животных» многие люди перестали покупать кожаные куртки. Однако продавцы, несмотря на это, сумели сохранить на них цену. Как изменилось равновесие на рынке?

 

  1. Доходы населения возросли, но количество продаваемых автомобилей не изменилось. Что произошло на рынке?

 

  1. Выросли цены на чай, но спрос на кофе не изменился. В чём причина?

 

 

Примерные варианты решения экономических  задач /Приложение 5/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3. Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся.

3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.

Предметная олимпиада [15] – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определённой научной области, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Практика проведения предметных олимпиад позволяет  классифицировать их по следующим критериям:

1. Форма проведения – письменные, устные, смешанные;

2. Цели обучения и время – текущие и итоговые;

3. Уровнь проведения – индивидуальные, групповые, «мини-олимпиады» и «макси-олимпиады»;

4. Охват участников – школьные, районные, областные, российские.

В нашей школе ежегодно проводятся школьные олимпиады по экономике. В школьном туре олимпиады принимают участие все желающие с 9 – 11класс /Приложение 6/.

Олимпиада по экономике проводится в школе с целью:

- выявления одарённых и талантливых  учеников;

- формирования творческих наклонностей учащихся.

Задачи предметной олимпиады:

- создание условий для реализации  творческих способностей учащихся;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- выявление наиболее способных  учащихся для участия в  следующих турах олимпиад.

Задания экономических олимпиад отличаются многосторонностью и включают в  свою структуру различные виды:

  1. Тесты разных видов, позволяющие участнику выбрать правильный ответ и дать ему обоснование. В обоих случаях учитывается в балльной системе полнота ответа и его аргументированность.
  2. Экономическая задача – дающая возможность участникам олимпиады проверить свои теоретические знания на практике и одновременно , показать полноту знаний категорий и формул, отражающих процесс экономической жизни.
  3. Проблемные экономические ситуации – позволяющие видеть поведенческую линию участника олимпиады и умение правильно ориентироваться в конкретной ситуации, выбрать наиболее рациональное управленческое решение.

Для того, что бы добиться хороших  результатов в олимпиаде, дети занимаются дополнительно, выполняя задания повышенной сложности.

Мной разработаны вопросы и задания школьной олимпиады  /Приложение 7/.

 

    1. Научное общество учащихся (НОУ). /Приложение 8/

 

НОУ – добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания по определённой отрасли науки и расширять свой кругозор под руководством учителя.

НОУ организуется с целью развития познавательных интересов и способностей учащихся, формирования навыков научно – исследовательской работы.

В НОУ принимают участие школьники 8 -11 классов.

Дети под руководством учителя  совершенствуют свои знания, развивают интеллектуальные способности, приобретают умения и навыки исследовательской работы, создают презентации своих работ и выступают на научно – практической конференции.

В нашей школе практикуется написание  «Бизнес – проектов» и защита их на научно – практической конференции учащихся. Школа стремится к тому, чтобы как можно больше учащихся ещё на школьной скамье приобретали умения и навыки исследовательской деятельности. Узнавали цену деньгам заработанным честным трудом.

 Практический опыт научной деятельности учащиеся приобретают принимая участие в работе НОУ, а также в конкурсах «Бизнес проектов», начиная с нулевого этапа – поиск и выработка предпринимательской идеи, а затем составление и выполнение бизнес-плана.

 

Темы рефератов, докладов, бизнес –  проектов, с которыми

дети участвовали в работе НОУ.

1.Роль центрального банка в регулировании кредитно- денежной системы страны.

2. Особенности инфляции в России.

3. История развития денег в  Российском государстве.

4. Возникновение и развитие налогообложения.

3. Бизнес – проект «Туристическая фирма – сплав на байдарках по реке Пьяна».

4. Бизнес – проект - Салон – парикмахерская «Стиль».

5. Бизнес – проект - Туристическая фирма «Вояж»./ Приложение 9/

6. Бизнес – проект - Компьютерный клуб «Омеге».

7. Бизнес –проект - Проектируем товары бытовой химии «Новое средство для мытья окон».

 

 

 

 

Заключение.

Поставленная цель – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время была реализована следующими путями.

Первая глав. Педагогические новшества.

во - первых, на основе изучения трудов учёных – специалистов и практиков раскрыто содержание педагогического инновационного процесса как целенаправленной и комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению дидактических новшеств;

во – вторых, на основе выделения восьми критериев проведена сравнительная характеристика традиционной системы обучения с инновационными системами;

в – третьих, выделены традиционные и инновационные уровни оценивания деятельности учащихся;

в – четвёртых, также приведены правила управления успехом при инновационной деятельности учителя и учащихся.

Вторая глава. Учебная инновационная деятельность.

В учебной инновационной деятельности на этапе актуализации прежних знаний использовались следующие новшества:

- коллективная работа в группах  и самооценка результатов деятельности друг друга и самого себя  с использованием интерактивной доски;

- на уроке «Реклама, рекламные стратегии, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные стороны рекламы» были использованы: мини - игра «Подбери пару», кроссворды.

              - в теме «Издержки производства и прибыль» использовались такие творческие задания как «Вставь пропущенное значение», «Составь как можно больше формул».

На этапе формирования новых  знаний и способов действий учащихся были использованы:

- опережающие домашние задания на определение достоинств и недостатков телевизионной рекламы, прослушанной за неделю; кроссворды с новым экономическим понятием и видео - фрагмент рекламы для определившие тему урока;

- просмотр рекламных роликов для самостоятельного определения видов рекламных стратегий;

              - на уроке «Измерение инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ)» использовались карточки для расчёта изменения  стоимости потребительской корзины , работая в группах дети самостоятельно сформулировали определение нового понятия ИПЦ вывели формулу его расчёта и сделали вывод о взаимосвязи данного показателя с качеством жизни населения; провели самостоятельный анализ динамики ИПЦ в РФ, Федеральных округах и Нижегородской области с выводами о самом высоком уровне инфляции в Нижегородской области по сравнению с другими регионами России и необходимости принятия незамедлительных мер по разрешению данной социально-экономической проблемы.

На этапе применения знаний и  способов действия учащихся большое значение было уделено:

- в теме «Реклама, рекламные стратегии, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные стороны рекламы», разрешению практических ситуаций;

               -  в теме «Обобщение и закрепление темы Издержки производства и прибыль» - решению разноуровневых задач;

- в теме «Рынок покупателя и рынок продавца» - самостоятельному выполнению практических заданий с построением графиков.

Внеучебная инновационная деятельность.

 Разработаны:

           - Положение  о школьной /районной/ олимпиаде по экономике и сценарий её проведения /Приложение 6-7/.

           - Положение о НОУ, приведена тематика рефератов и бизнес – проектов; работа учащейся 10 класса Паньшиной Ирины, участнице областного конкурса бизнес – проектов,

/Приложение 8-9/.

 

Мониторинг уровня ЗУНов в результате использования инновационной деятельности учащихся.

Использование инновационных форм работы на уроке даёт свои положительные результаты. Так, за последние 4 года работы:

16 учащихся 9-11 классов принимали участие во втором туре всероссийской олимпиады школьников по экономике,/ из них – 13 человек стали призёрами/, /Приложение 10/,

4 – стали участниками третьего  тура олимпиады по экономике,/ из них - 2 ученика (Фёдоров Роман – 10класс и Шляхова Александра – 9 класс) заняли призовое третье место/ /Приложение 11/;

4 ученика - были участниками областного конкурса бизнес - проектов / 1- ученик (Савинов Илья – 9 класс) стал победителем в номинации «лучший товар или услуга»/;

7 человек участвовали в областном  конкурсе рисунков «Налоги вчера, сегодня, завтра» /1ученик - Макарова Анна получила диплом 3 степени/, /Приложение 12/;

18 человек принимали участие  в работе школьного НОУ;

44 человека участвовали в первом туре областной олимпиады школьников;

Процент учащихся обучающихся на «4»и «5» возрастает и по годам соответственно составил:

2003-2004 – 64,13%, 2004-2005 – 68,68%, 2005–2006 – 71,88%, 2006–2007 – 72,5%.

Второй год, при выборе профиля обучения дети выбирают социально - экономический;

Из 174 выпускников – 56 человек /31%/ поступили и обучаются в вузах на экономических факультетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука - Тюмень, 1990.

2. Инновации в школе: характер и результаты  Народное образование. 1993.№6.

3. Инновационное обучение: стратегия  и практика Под ред. В.Я. Ляудис. – М: 1994.

4. Инновации в системе регионального  образования: методология, теория, практика: Материалы межрегиональной  научно-практической конференции,  Н.Новгород, 25-26 октября 2005г.- Н.Новгород: НГПУ, 2005.

5. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания  экономических дисциплин: Основы  концепции, направленной на активизацию  процесса обучения: Книга для учителя – М.: Вита-Пресс, 2007.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие.- Воронеж, 2006.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Совсем необычный урок: Практическое  пособие.- Воронеж, 2006.

8. Лукьянова Р.С. Система дидактических  игр и творческих учебных заданий:  учеб.пособие  – Н.Новгород: Нижегородский гумманитарный центр, 2007.

9.  Лукьянова Р.С. « Инновационная природа современного урока экономики, теория и практика» Педагогическое обозрение 2006. № 2.

 10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

11. Никишина В.И. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.

12. Подлассый И.Л. Педагогика – М.: ВЛАДОС., 2005.

13. Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта работы педагогов Нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2004.

Информация о работе Инновации и их использование на уроках экономики