Экономика инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Оглавление

Введение
1. Сущность инновационного проекта
2. Эффективность инновационного проекта и его основные формы
3. Методы выбора инновационного проекта для реализации
4. Основные критерии для оценки инвестиционного проекта
5. Экспертиза инновационных проектов
6. Теоретические аспекты коммерческой логистики
6.1Основные понятия логистики
6.2 Логистическая концепция и принципы коммерции
6.3. Экономический эффект от использования логистики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономика инноваций контр..doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Сущность инновационного проекта

2. Эффективность инновационного  проекта и его основные формы

3. Методы выбора инновационного  проекта для реализации

4. Основные критерии  для оценки инвестиционного проекта

5. Экспертиза инновационных проектов

6. Теоретические аспекты коммерческой логистики

6.1Основные понятия логистики

6.2 Логистическая концепция и принципы коммерции

6.3. Экономический эффект от использования логистики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для  научной общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Принято считать, что  понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества  приобретает новое качество –  становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности

  Коммерческая логистика является жизненно важным компонентом экономики. В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

 Интерес к проблемам  развития логистики в промышленно  развитых странах связан, прежде  всего, с причинами экономического  характера. В условиях, когда рост  объемов производства и расширение  внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

 Совершенствование  торговли с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае выступает вся совокупность участников товародвижения. Развитие системы интегрированной организации товародвижения направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию товаропотоков через складские объекты.

 

  Логистическая система находит все более широкое применение в практической деятельности торговых предприятий. Она рассматривается в высших эшелонах управления корпорациями как эффективный мотивированный подход к управлению материалопотоком в целях снижения издержек производства и обращения. Логистическая система ложится в основу экономической стратегии фирм, когда логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения рынка и стратегии организации. Если этого удается достигнуть, то результатом являются:  необходимый ассортимент запасов в нужном месте в подходящее время;  координация внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с экономическими требованиями; рациональное размещение складского хозяйства и применение упаковки, соответствующей требованиям транспорта и позволяющей минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции; синхронизация заказов и транспорта.

В данной курсовой работе сформулируем содержание понятия «инновационный проект», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрим применение методов логистики в управлении товародвижением в коммерческой торговой фирме.

 

 

 

 

 

1. Сущность инновационного  проекта

 

Любой инновационный  проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований).

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число  исполнителей; сроки выполнения (год  начала и год окончания); объем  финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации; должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число публикаций; адресные данные и др.

В проекте должно быть указано полное и сокращенное  название организации, через которую  производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный  счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии).[6]

В техническом задании указываются  тема работы (название проекта, год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки  выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения, стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую  экспертизу, по результатам которой  выносится решение по объему финансирования проекта.

 

2. Эффективность инновационного проекта и его основные формы

 

В рамках полного жизненного цикла (ПЖЦ) проекта можно выделить инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры технологии и характеристики производимого  на ее основе продукта устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный этап (создание производственных мощностей) и производственный этап (реализация рыночного потенциала).

Вероятность доведения инновационной  идеи до ее промышленного освоения крайне низка, что связано со значительной неопределенностью и риском получения технически реализуемого результата, отвечающего требованиям экономической целесообразности. Поэтому принципиально важно в целях эффективного распределения ограниченных финансовых ресурсов и экономии времени проводить экономико-технологические оценки реализуемости инновационных проектов с целью их отбора на ранних этапах продвижения.[7]

Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как положительных (доходов), так и отрицательных (расходы) в рамках ПЖЦ проекта, а также соотношения между ними, определяющие потенциальную экономическую эффективность всего проекта и его отдельных этапов. Это позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену входа-выхода для участника проекта. При управлении инвестиционным проектом важно определить начало периода утраты конкурентных преимуществ продукта, предшествующего уходу с рынка, т.е. точку снижения чистых финансовых потоков от реализации продукта (доходы минус расходы).

Недостаточная эффективность инвестиционных проектов в ряде случаев может  быть повышена на основе проведения направленных НИОКР. Однако проведение исследований и разработок для улучшения технико-экономических  характеристик существующего инвестиционного проекта связано со следующими особенностями:

  1. Растет неопределенность получения эффективного результата и увеличивается риск его успешной реализации;
  2. Дополнительно растут общие издержки по проекту, особенно на этапе исследования и разработки;
  3. Увеличивается длительность реализации проекта и срок выхода продукта на рынок;
  4. Изменяются потребительские свойства производимого продукта и/или технология его производства, что влияет на масштабы производства, цену, а также на конкурентные позиции продукта;
  5. Изменяется длительность периода роста объема продаж продукта, насыщения рынка и ухода с него, что формирует финансовые потоки с иными характеристиками, чем при инвестиционном проекте, что определяет конечную экономическую эффективность проекта.

Изменения, вносимые инновацией нуждаются в качественной оценке для определения ее эффективности по сравнению с базовым инвестиционным проектом. Например, повышенный инновационный риск влечет за собой относительное уменьшение дисконтированной стоимости проекта и дохода его участников в единицу времени. Увеличение периода нахождения в эффективной зоне производства за счет поддерживающих НИОКР при определенных условиях может компенсировать относительные убытки, связанные с высокорисковой оценкой.[3]

Возможна следующая классификация затрат на инновации:

  1. По виду инновационной деятельности:
    • затраты на НИОКР, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;
    • затраты на приобретение прав промышленной собственности и прочих научно-технических нематериальных активов;
    • затраты на производственное проектирование;
    • затраты на инструментальную подготовку, организацию и пуск производства, в том числе на программные средства, на подготовку и переподготовку персонала, на опытное производство и испытания;
    • затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с внедрением новых или усовершенствованных продуктов или технологических процессов;
    • затраты на маркетинг, испытания рынка, рекламу.

Показатели эффективности инновационного процесса

  1. По виду затрат:

а) Первоначальные затраты (инвестиционные издержки):

    • затраты на оплату НИОКР, приобретение лицензий;
    • стоимость проектно-изыскательских работ;
    • затраты на подготовку и проведение строительно-монтажных работ, на приобретение, монтаж и испытания оборудования, на содержание аппарата управления строящегося предприятия, подготовку персонала, создание социальной и технологической инфраструктуры, на преодоление отрицательных социальных и экологических последствий реализации проекта, страховые взносы в предпроизводственный период;
    • капитальные вложения в создание и прирост оборотных средств для реализации проекта (в создание нормативных запасов сырья, материалов, энергоресурсов, запасных частей, незавершенного производства, готовой продукции).

б) Текущие издержки включают:

    • материальные затраты;
    • расходы на оплату труда и социальное страхование;
    • затраты на ремонт и обслуживание оборудования и транспортных средств;
    • административные накладные расходы (затраты на содержание аппарата управления, узлов связи, ВЦ, служебного транспорта, охраны, расходы на командировки, издержки на социальное обслуживание, затраты на страхование собственности, платежи по кредитам банков в пределах ставки рефинансирования ЦБ, представительские расходы, некоторые налоги);
    • заводские накладные расходы (содержание и ремонт производственных зданий и сооружений, транспортные расходы, связанные с производственным процессом, затраты на охрану окружающей среды, аренда помещений и основных средств);
    • издержки по сбыту продукции.

Информация о работе Экономика инноваций