Шпаргалка по "Экономике инноваций"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика инноваций"

Файлы: 1 файл

шпаргалки экономика инноваций в отрасли 1.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

? 1. Объект и предмет исследования дисциплины.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

В зависимости от объекта  и предмета исследования инновации можно  рассматривать:         

- как  процесс (Б. Твисс, А. Койре,  И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б.  Сайта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);

- как  систему (Н.И. Лапин, И. Шумпетер);

- как  изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

- как  результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев,  Ф.Г. Гурвич).

Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. 

? 2. Принципы и методы экономики инноваций в отрасли как науки.

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

    - Высокий индекс экономической свободы

    - Высокий уровень развития образования и науки

    - Высокое и конкурентоспособное качество жизни

    - Высокое качество человеческого капитала в его широком определении

    - Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции

    - Замещение капиталов

    - Конкуренция и высокий спрос на инновации

    - Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции

    - Инициация новых рынков

    - Принцип разнообразия рынков 

? 3. Структурные изменения во внешней среде розничной торговли и общественного питания: технологические, экономические.

Технологические:

- автоматизация деятельности торговых представителей;

- создание виртуальных офисов для продаж;

- каналы электронных продаж.

Автоматизация деятельности торговых представителей включает использование портативных  компьютеров типа laptop и palmtop, мобильных  телефонов, факс-аппаратов, электронной почты и современного программного обеспечения, что помогает им решать такие задачи, как планирование поездок или посещений клиентов, а также заниматься наймом и отбором торгового персонала и оцениванием его работы. Кроме того, электронный обмен данными обеспечивает компьютерные связи между производителями и структурами, приобретающими товары для перепродажи (розничными и оптовыми торговцами и дистрибьюторами), позволяя этим структурам обмениваться между собой информацией.

Экономические:

- инфляция, которая сокращает покупательную способность потребителей;

- новые налоги, которые изменяют распределение  доходов, приводят к переменам  покупательной способности; 

- уровень процентных  ставок на капитал - может сделать  выгодными инвестиции в новые  предприятия; 

- уровень занятости  – определяет наличие свободных  рабочих мест и, следовательно,  избыток или недостаток рабочей  силы, что влияет на уровень  заработной платы работника при  заключении трудового соглашения  и др. 

? 4. Структурные изменения во внешней среде розничной торговли и общественного питания: социальные, демографические, политические и культурные.

Социальные:

- увеличение  числа людей, уделяющих внимание  здоровью

- усиление  дифференциации общества по уровню  доходов;

- появление  частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;

- структурные  изменения в семье и др.

Демографические:

- низкая рождаемость

- рост численности  пенсионеров, одиноких людей 

- миграция сельского  населения в города

- преобладание  женского населения

- сокращение  размеров семьи и др.

      Политические:

- изменения  в налоговом законодательстве;

- расстановка  политических сил; 

- натянутые  отношения между деловыми кругами  и правительством;

- утверждение  новых законодательных актов,  носящих формальный характер;

- ужесточение  законодательства об охране окружающей среды;

- увеличение  правительственных расходов;

- жесткая денежно-кредитная политика;

- повсеместное  государственное регулирование;

- увеличение  размера государственного бюджета;

- натянутые  отношения правительства с иностранными государствами и др.

      Культурные:

- разнообразие  стиля жизни населения; 

- увеличение  численности населения имеющего  высшее образование; 

- изменение  покупательские привычек со временем;

- ленивость  молодежи в отношении к труду; 

- повышенные требования к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии;

- негативное  отношение к правительству; 

- снижение  уровня социального благосостояния  и др. 

5. Влияние инновационных факторов на развитие сферы товарного обращения в условиях глобализации и интеграции.

Первым  из глобальных тенденций развития современной  производственно-экономической среды  в обществе является преобладание сферы  услуг над индустриальными секторами  народного хозяйства. Это проявляется в динамично растущей доли сферы услуг, занятости населения и в национальном доходе.

Опосредованным  ускорением развития сферы услуг  является факторное влияние макросреды на сферу товарного обращения:

1) Экономические ускорители 

- трансформация  представлений потребителей о товарах

- рост  объема свободного времени и  свободно располагаемого дохода  у работающего населения

- повышение  уровня специализации промышленного  производства 

Влияние:

- стирание  различий между деятельностью  в сфере производства и реализации физических продуктов и в сфере оказания услуг;

- рост  спроса на различного рода  потребит услуги;

- выделение  так называемых «внутренних»  услуг из состава индустриальных  секторов экономики и превращение  их в самостоятельные специализированные  виды и отрасли деятельности

- развитие  систем сервисного сопровождения  физических продуктов  

2) Социально-демографические ускорители 

- усложнение тенденций развития общества

- социальная интеграция людей

- процесс старения наций

- социально-экономическая эмансипация женщин

- усложнение сем отношений 

Влияние:

- возникновение и распространение процессов персонализации физических продуктов и услуг

- расширение спроса на деловые услуги, на услуги систем пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения и страхования, на услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

- возникновение проблем в жилищном комплексе

3) Политико-правовые ускорители 

- либерализация государственного регулирующего воздействия на экономику

- заключение генерального соглашения по торговле услугами  

Влияние:

- минимизация или ликвидация многих барьеров, препятствующих конкуренции

- интернационализация обмена услугами

4) Культурные и ценностные ускорители 

- культурные различия между странами порождают проблемы в сфере услуг 

Влияние:

- необходимость учета национальных и культурных особенностей и традиций при разработке предложения услуг

5) Природная среда 

- ограниченность и дефицитность сырьевых ресурсов 

Влияние:

- увеличение объемов традиционных и появление новых видов услуг, связанных с рацион использованием ресурсов и улучшением окружающей среды

6) НТП 

- рост объемов основных фондов и повышение технической оснащенности основных секторов нац. хозяйства и быта

- повышение материального благосостояния людей и улучшение качества  их жизнедеятельности на основе роста обществ производительности труда

- развитие новых информационных технологий 

Влияние:

- увеличение объемов и разнообразия услуг, оказываемых индустриальным секторам экономики

- рост доли расходов на услуги в денежных доходах населения

- рост занятости в сервисном секторе экономики

- глобализация масштабов деятельности предприятий сферы услуг

Ключевым (основным) фактором, обуславливающим инновационный рост в современном мире, является НТП.  

6. Основные направления научно-технологического развития торговли.

- стандартизация, унификация, пакетирование услуг  во многих отраслях сервисного  сектора.

- сокращение цикла жизни физического продукта происходит параллельно с уменьшением части добавочной стоимости производимой в сфере производства материального продукта.

- рост  спроса на различного рода потребительские услуги, направленные на развитие личности.

- старение нации индуцирует спрос на услуги систем пенсионного обеспечения и страхования и на соответствующие товары.

Основными направлениями развития торговли в странах ЕС выдвинуты:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике инноваций"