Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика инноваций"
? 1. Объект и предмет исследования дисциплины.
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:
- как
процесс (Б. Твисс, А. Койре,
И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б.
- как систему (Н.И. Лапин, И. Шумпетер);
- как
изменение (Ф. Валента, Ю.В.
- как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич).
Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.
Инновация
имеет четкую ориентацию на конечный
результат прикладного
? 2. Принципы и методы экономики инноваций в отрасли как науки.
Инновационная
экономика характеризуется
- Высокий индекс экономической свободы
- Высокий уровень развития образования и науки
- Высокое и конкурентоспособное качество жизни
- Высокое качество человеческого капитала в его широком определении
- Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции
- Замещение капиталов
- Конкуренция и высокий спрос на инновации
- Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции
- Инициация новых рынков
- Принцип разнообразия рынков
? 3. Структурные изменения во внешней среде розничной торговли и общественного питания: технологические, экономические.
Технологические:
- автоматизация деятельности торговых представителей;
- создание виртуальных офисов для продаж;
- каналы электронных продаж.
Автоматизация деятельности торговых представителей включает использование портативных компьютеров типа laptop и palmtop, мобильных телефонов, факс-аппаратов, электронной почты и современного программного обеспечения, что помогает им решать такие задачи, как планирование поездок или посещений клиентов, а также заниматься наймом и отбором торгового персонала и оцениванием его работы. Кроме того, электронный обмен данными обеспечивает компьютерные связи между производителями и структурами, приобретающими товары для перепродажи (розничными и оптовыми торговцами и дистрибьюторами), позволяя этим структурам обмениваться между собой информацией.
Экономические:
- инфляция, которая сокращает покупательную способность потребителей;
- новые налоги,
которые изменяют
- уровень процентных ставок на капитал - может сделать выгодными инвестиции в новые предприятия;
- уровень занятости
– определяет наличие
? 4. Структурные изменения во внешней среде розничной торговли и общественного питания: социальные, демографические, политические и культурные.
Социальные:
- увеличение
числа людей, уделяющих
- усиление
дифференциации общества по
- появление частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;
- структурные изменения в семье и др.
Демографические:
- низкая рождаемость
- рост численности пенсионеров, одиноких людей
- миграция сельского населения в города
- преобладание женского населения
- сокращение размеров семьи и др.
Политические:
- изменения в налоговом законодательстве;
- расстановка политических сил;
- натянутые
отношения между деловыми
- утверждение новых законодательных актов, носящих формальный характер;
- ужесточение законодательства об охране окружающей среды;
- увеличение правительственных расходов;
- жесткая денежно-кредитная политика;
- повсеместное государственное регулирование;
- увеличение размера государственного бюджета;
- натянутые отношения правительства с иностранными государствами и др.
Культурные:
- разнообразие стиля жизни населения;
- увеличение
численности населения
- изменение
покупательские привычек со
- ленивость молодежи в отношении к труду;
- повышенные требования к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии;
- негативное отношение к правительству;
- снижение
уровня социального
5. Влияние инновационных факторов на развитие сферы товарного обращения в условиях глобализации и интеграции.
Первым
из глобальных тенденций развития современной
производственно-экономической
Опосредованным ускорением развития сферы услуг является факторное влияние макросреды на сферу товарного обращения:
1) Экономические ускорители
- трансформация представлений потребителей о товарах
- рост
объема свободного времени и
свободно располагаемого
- повышение
уровня специализации
Влияние:
- стирание
различий между деятельностью
в сфере производства и
- рост спроса на различного рода потребит услуги;
- выделение
так называемых «внутренних»
услуг из состава
- развитие
систем сервисного
2) Социально-демографические ускорители
- усложнение тенденций развития общества
- социальная интеграция людей
- процесс старения наций
- социально-экономическая эмансипация женщин
- усложнение сем отношений
Влияние:
- возникновение и распространение процессов персонализации физических продуктов и услуг
- расширение спроса на деловые услуги, на услуги систем пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения и страхования, на услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
- возникновение проблем в жилищном комплексе
3) Политико-правовые ускорители
- либерализация государственного регулирующего воздействия на экономику
- заключение генерального соглашения по торговле услугами
Влияние:
- минимизация или ликвидация многих барьеров, препятствующих конкуренции
- интернационализация обмена услугами
4) Культурные и ценностные ускорители
- культурные различия между странами порождают проблемы в сфере услуг
Влияние:
- необходимость учета национальных и культурных особенностей и традиций при разработке предложения услуг
5) Природная среда
- ограниченность и дефицитность сырьевых ресурсов
Влияние:
- увеличение объемов традиционных и появление новых видов услуг, связанных с рацион использованием ресурсов и улучшением окружающей среды
6) НТП
- рост объемов основных фондов и повышение технической оснащенности основных секторов нац. хозяйства и быта
- повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности на основе роста обществ производительности труда
- развитие новых информационных технологий
Влияние:
- увеличение объемов и разнообразия услуг, оказываемых индустриальным секторам экономики
- рост доли расходов на услуги в денежных доходах населения
- рост занятости в сервисном секторе экономики
- глобализация масштабов деятельности предприятий сферы услуг
Ключевым
(основным) фактором, обуславливающим
инновационный рост в современном мире,
является НТП.
6. Основные направления научно-технологического развития торговли.
- стандартизация, унификация, пакетирование услуг во многих отраслях сервисного сектора.
- сокращение цикла жизни физического продукта происходит параллельно с уменьшением части добавочной стоимости производимой в сфере производства материального продукта.
- рост спроса на различного рода потребительские услуги, направленные на развитие личности.
- старение нации индуцирует спрос на услуги систем пенсионного обеспечения и страхования и на соответствующие товары.
Основными направлениями развития торговли в странах ЕС выдвинуты: