Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика инноваций"
1) Показатель инновационности продукции = Уд.вес (по стоимости) инновационной продукции в отгруженной.
Характеризует инновационную активность производителей.
2) Показатель инновационности производителей = Доля инновационно активных предприятий в их общем числе .
Характеризует инновационную активность производителей.
3) Средний уровень наукоемкости продукции = Доля затрат на исследования и разработки в стоимости отгруженной продукции.
Характеризует наукоемкость изделий.
4) Средний уровень наукоемкости технологий = Доля затрат на закупку интеллектуальной собственности в затратах на технологические инновации .
Характеризует
наукоемкость технологии.
38. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности.
Механизм гос. регулирования инновационной деятельности: общенародные потребности и интересы >гос. политика в инновационной сфере> объединение инновационной стратегии и тактики>меры регулирующего воздействия (прямые и косвенные).
Под гос. политикой понимается совокупность правил поведения субъекта управления в инновационной сфере. Цель этой политики – формирование благоприятной социально-экономической среды для инициирования создания и внедрения новшеств. Стратегии гос.политики: 1. Стратегия переноса 2. Стратегия 3. Стратегия наращивания.
Механизмы регулирования:
1) Организационное проявление: гос. поддержка инновационных проектов; содействие развитию инновационной инфраструктуры, кадров и др.
2) Экономические проявления: развитие рыночных отношений, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций.
3) Финансовые проявления: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности.
4) Нормативно-правовые проявления: установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности.
Методы регулирования:
1) методы прямого регулирования - включает бюджетное финансирование научной сферы, проведение мониторинга и прогнозирования инновационных процессов в стране и за рубежом, поиск эффективных технологий с целью массового распространения, моральная поддержка субъектов инновационного предпринимательства путем присвоения почетных наград и званий.
2) метод косвенного регулирования - заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деят-ть, меры по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки, проведение налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики.
Инструменты регулирования:
- Определение приоритетных направлений сотрудничества,
- Кадровое обеспечение деятельности,
- Подключение
к международным системам научно-технической
информации, введение международных стандартов
и норм, гос. стимулирование иностранных
инвестиций, поддержка международных
контактов малого и среднего бизнеса,
приобретение иностранной литературы,
зарубежное патентование за гос. счет
и др.
39. Инфраструктура инновационной деятельности.
Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и дальнейшее развитие технопарков, Парка высоких технологий, инновационно-технологических центров, центра трансфера технологий, бизнес – инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности, создание информационной системы по инновациям и мониторингу, развитие товаропроводящей сети.
Инновационная инфраструктура как важный сегмент НИС РБ в последние годы активно развивается. В настоящее время в стране функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы.
В целом
в республике создано более 80 структур
(парк высоких технологий – 1, научно-технологические
парки – 10, научно-производственные центры
– 56, инновационные центы – 5, центы трансфера
технологий – 24, Белинфонд – 1, информационные
и маркетинг центры – 10, бизнес-инкубаторы
– 9 и др.), работающие в сфере информационного,
консультативного, организационного и
иного обеспечения инновационной деятельности.
40. Государственная научно-техническая политика Республики Беларусь.
Национальная инновационная система (НИС) РБ – это совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в РБ.
Управление НИС РБ осуществляет Президент РБ, СовМин РБ, респуб. органы гос. управления и самоуправления и иные гос. организации, органы местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.
Президент РБ: утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности, важнейшие инновационные проекты, приоритетные направления инновационной политики, утверждает важнейшие инновационные программы, принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением НИС РБ.
СовМин: утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий, направления фундаментальных и прикладных научных исследований, перечень госпрограмм, обеспечивает реализацию гос. инновационной политики.
Респуб. органы гос. управления НАН Беларуси, иные гос. организации: разрабатывают предложения о приоритетах гос. инновационной политики, участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов, выступают гос. заказчиками программ фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ, создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации, осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.
Гос комитет по науке и технологиям: реализует гос. политику в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляет организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, проводит единую гос. политику в области меджународного научно-технического сотрудничества, развивает инновационную инфраструктуру, обеспечивает контроль за исполнением законодательства в сфере научной, технической, инновационной деятельности.
Органы местного упр-ния и самоупр-ния: осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов, создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.
Управление
национальной инновационной системой
осуществляется на основе программно-целевого
метода через формирование, утверждение
и обеспечение выполнения программ различного
уровня. В РБ утверждена концепция программы
инновационного развития на 2011-2015 гг.
41. Основные задачи государства в сфере инновационной политики.
Основной целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:
- формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;
- финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;
- формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;
- подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Принципами инновационной политики государства должны стать:
- ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;
- эффективное использование научно-технического потенциала республики;
- равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;
- обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;
- осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности.