Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика инноваций"
Основная
задача нововведений в торговле –
обеспечить высокое качество процессов
купли-продажи и
Объекты в торговле: всесторонняя перестройка торгового процесса, изменение форм организации торговли, методов планирования, учёта, управления, замена торговых площадей, оборудования, технических средств, создание новых, замена устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формирование автоматизированной системы управления (АСУ) и т. д.
Субъекты
в торговле: гипермаркеты, универсамы,
Министерство торговли РБ и др. участники
торговли.
16. Структура инновационного процесса.
Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или технологию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.
Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых товаров (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зависят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляется.
Структура:
1) Фундаментальные исследования — экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых сферах (областях) материального мира и общества. Эти исследования осуществляются без ориентации на какую-либо конкретную цель, связанную с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т. п. — не предназначаются для непосредственного использования в практической деятельности. Ключевое значение фундаментальных исследований состоит в том, что они выступают в качестве генератора полезных идей, которые могут стать основой для разработки перспективных новых товаров.
2) Прикладные исследования и разработки. Прикладные исследования предназначены для нахождения путей практического применения полученных в ходе фундаментальных исследований знаний, разработки новых методов решения ранее сформулированных проблем.
Прикладные
исследования — оригинальные работы,
направленные на получение новых
знаний, позволяющих решать конкретные
практические задачи. Прикладные исследования
определяют возможные пути использования
результатов фундаментальных
Разработки — систематические работы, основанные на знаниях, полученных в результате прикладных научных исследований и/или практического опыта, и направленные на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Результаты разработок представляют собой лабораторные (демонстрационные) образцы и модели новых товаров и в дальнейшем используются в качестве научно-технического задела для опытно-конструкторских работ.
3) Опытно-конструкторские работы (ОКР) предназначаются для создания конкретных образцов новой продукции (материалов, изделий), а также технических систем, предназначенных для реализации новых технологий. Они позволяют осуществить переход от лабораторного (экспериментального) образца, демонстрирующего возможности реализации полезного эффекта в определенной технологии или в виде определенного продукта, к промышленным образцам. Результатами ОКР являются соответствующая техническая документация и промышленные образцы новых изделий и технологий. Эти результаты используются при организации промышленного (серийного, крупнотоннажного) производства новых продуктов или комплектов технологического оборудования (для реализации новых технологий).
4) Организация промышленного производства новых товаров (продукции, услуг, комплектов технологического оборудования для новых технологий и т. п.) предполагает осуществление комплекса работ, начиная от маркетинга новых товаров до достижения проектных показателей объемов выпуска нового товара. Результатом этого является выход инновационного предприятия на рынок (предложение) новых товаров в объемах, предусмотренных бизнес-планом инновационного проекта.
5) Инновационный
процесс полностью завершается приобретением
и использованием новой
продукции, услуг, технологии
конечным потребителем (предприятиями
или населением). Для осуществления этого
потребитель, особенно корпоративный,
должен быть готовым (ресурсно, технологически,
организационно и т. п.) к использованию
новой продукции, услуг (технологии). Кроме
того, на этой стадии выполняется широкий
комплекс работ информационного, коммуникационного,
сбытового, финансового и сервисного характера.
Результатом осуществления данной стадии
является широкое использование новых
товаров их конечными пользователями.
17. Характеристика и основные этапы инновационного процесса.
Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или технологию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.
Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых товаров (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зависят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляется. При этом инновационный процесс может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении некоторой его модификации) в новые для него области применения и на новые рынки.
В целом
инновационный процесс
Этапы:
1) Проведение поисковых научно-исследовательских работ (НИР). Завершаются поисковые НИР обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Они проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации.
2) Проводятся прикладные НИР. Прикладные НИР выполняются во многих научно-технических организациях промышленности и вузах с различными тематическими направлениями исследований и разработок.
3) Выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Эти работы проводятся как в специализированных лабораториях вузов, в КБ и на опытных заводах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций.
4) Осуществляется
процесс коммерциализации
нововведения от запуска в производство
и выхода на рынок и далее по основным
фазам жизненного цикла товара. При запуске
в производство требуются крупные инвестиции
для реконструкции производственных мощностей,
подготовки персонала, рекламной деятельности
и др. На этом этапе реакция рынка на нововведения
еще неизвестна, и риски отторжения предлагаемого
товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции
продолжают носить рисковый характер.
18. Источники инноваций.
1) Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)
2) Неконгруэнтность - несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках
3) Потребности производственного процесса
4) Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»
5) Демографические изменения
6) Изменения в восприятия и настроения потребителей
7) Новое знание (научное или ненаучное)
Первые 4 источника относятся к внутренним источникам, они возникают в рамках отрасли или организации. Следующие 3 источника нововведений относятся к внешним, имеющим происхождение за пределами предприятия или отрасли.
Из 7 типов наиболее важными являются 3 и 7, т.к. они носят наиболее радикальный характер.
Реализация 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:
а) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути; б) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.
Наиболее
радикальные изменения происходят на
основе новых знаний. Эти инновации, как
правило, трудно управляемы. Это связано:
а) наблюдается большой разрыв между появлением
нового знания и его технологическим использованием,
б) проходит много времени до того, как
новая технология материализуется в новом
продукте, процессе или услуге. Нововведение,
основанное на новых знаниях, должно «созреть»
и быть воспринято обществом. Только в
этом случае оно принесет успех. В сфере
товарного обращения новые идеи формируются,
как правило, под влиянием мнения потребителей
о возможных способах удовлетворения
их потребностей. Широкие контакты с потребителями
позволяют формировать более объемный
портфель новых идей, сокращает время
поиска новых решений, обеспечивает гибкое
реагирование на изменение конкурентной
среды.
19. Организационные структуры в инновационной деятельности.
Функции организационных структур в инновационной деятельности:
- долгосрочное
повышение квалификации
- накопление
и систематизация научно-
- передача научно-технической информации от внешних источников
- обмен информации внутри структуры
- обеспечение
коммуникации персонала,
- стимулирование
творческого подхода и
Организационные структуры организаций основываются на определенных схемах. Схема построения организационной структуры основывается и эффективна при применения высоких технологий в условиях динамичного внешнего окружения. Она основана на применения формальных правил и процедур, участии сотрудников в принятии управленческих решений, гибкости управления, наличия небольшого числа иерархических уровней.
Дивизионная организационная структура: применяется в крупных производственных компаниях с низкой мобильностью подразделений и высоким уровнем бюрократизма системы управления, в больших многофункциональных корпорациях, в условиях производства большого ассортимента ряда продукции.
Программно – целевые структуры: централизованные, т.е. подчинение всех участников крупномасштабного проекта одному органу управления.
Матричная структура – имеет комбинированную программную и функциональную части. В ее основе лежат 2 принципа: четкое разграничение управленческой и профессиональной ответственности, регламентация функций руководителей проектов.
Индивидуальная организационная структура: это добровольное объединение полуавтономных объединений. Принципы ее построения: кооперация деятельности, конкуренция между членами объединения, децентрализация структуры, формирование центров прибыли, учет интересов всех членов, пост поиск нов возможностей.
Многомерные организационные структуры базируются на матричной структуре и ориентированы на территорию, рынок и потребителей.
Партисипативные
организационные структуры – основываются
на участии сотрудников в управлении путем
создания органов самоуправления.
20. Жизненно-циклическая концепция инноваций.
Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит продавцу/производителю прибыль или другую выгоду. Роль концепции жизненного цикла при организации инновационного процесса заключается в следующем: