Экономика и управление инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
Инновационная деятельность – главный фактор завоевания и поддержания конкурентных преимуществ на динамично развивающихся рынках .
Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Цель и показатели оценки эффективности инновационной деятельности
2. Комплексный подход к анализу эффективности инновационной деятельности
3. Современные методы оценки эффективности инноваций в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономика и управление инновациями - контрол..doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3
1. Цель и показатели оценки эффективности инновационной деятельности
4
2. Комплексный подход к анализу эффективности инновационной деятельности
8
3. Современные методы оценки эффективности инноваций в Республике Беларусь
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 19
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства труда, обслуживания, управления и т.п.

     Инновационная деятельность – главный фактор завоевания и поддержания конкурентных преимуществ на динамично развивающихся рынках [13, с. 296].

     Процесс создания, освоения и распространения  инноваций называется инновационной  деятельностью или инновационным  процессом.

     Проблема оценки эффективности инноваций была и будет в центре внимания экономистов и руководителей предприятий. За последние годы в свет вышло огромное число публикаций, посвященных этой теме, было предпринято много попыток разработки различных методик оценки инвестиционных и инновационных проектов. Проблемой остается соответствие этих методических рекомендаций реальным условиям хозяйствования. Практика показывает, что не стоит отдавать абсолютное преимущество одной из методик, выбор наилучшего способа оценки эффективности инноваций зависит от особенностей конкретного проекта.

     В данной работе ставится задача рассмотреть  следующие вопросы: критерии оценки инновационной деятельности, особенности оценки эффективности инноваций, роль инноваций в современной экономике и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

 

1. Цель и показатели  оценки эффективности  инновационной деятельности 

           Целью анализа инновационной  деятельности является общая оценка ее эффективности и влияния на важнейшие финансово-экономические показатели деятельности организации, определение целесообразности и оптимальных вариантов реализации отдельных нововведений, оперативная корректировка параметров осуществляемых инновационных проектов и поддержка принятия стратегических инновационных решений. [13, с. 301]. Цель анализа инновационной деятельности вытекает из общих целей экономического анализа и финансового управления (максимизация благосостояния собственников организации).

           Для анализа инноваций  применяется набор основных показателей эффективности инновационной деятельности, в виде основных факторов:

  1. создание стоимости - демонстрирует ценность инновационной деятельности для рентабельности и роста фирмы и увеличения стоимости капитала;
  2. стоимость технологии - обозначает силу и жизненность технологии фирмы (т.е. патенты, ноу-хау, лицензии, товарные знаки и торговые марки и т.д.) и обозначает инновационный потенциал для создания стоимости в будущем;
  3. практика НИОКР для поддержания инноваций - обозначает эффективность НИОКР в достижение полезных для фирмы результатов.

     В таблице 1.1 представлены показатели эффективности инновационной деятельности, которые расположены в порядке рекомендуемой важности для использования [12, с. 23].

       

      Таблица 1.1

      Показатели эффективности инновационной деятельности

Показатель Определение Примечания
1. Финансовая отдача
1.1 Показатель  новых продаж (ПНП) Доля доходов  от реализации в год от продукта, разработанного в предшествующие годы в общем объеме доходов от реализации. Показатели, определяющие эффективность затрат на инновационную деятельность, базируются на трех простых показателях (ПНП, ПЭЗ и ИИ). На базе данных показателей могут быть сконструированы другие показатели, полезные для анализа инновационной деятельности. ПНП - доля продаж новых продуктов, причем временной период отбирается исходя из специфики отрасли (квартал, год, пять лет). Временной горизонт крайне важен для правильного использования данных показателей.
1.2 Показатель  экономии затрат (ПЭЗ) Отношение экономии в общих затратах на производство товаров, реализованных в год, от производственных улучшений к общему объему валовой прибыли  
1.3 Общая  результативность инновационной  деятельности (ОРИД) Валовая прибыль, полученная от реализации новых или  улучшенных продуктов и от снижения затрат ОРИД = Результат от реализации х (ПНП + ПЭЗ) Матрицы могут  базироваться на данных текущего года или будущего года. Кроме того, необходимо разработать рабочие определения  для "разработки нового продукта", "разработки нового процесса" и "затрат на НИОКР"
1.4 Отдача  от НИОКР (ОНИОКР) Отношение выгоды от НИОКР к инвестициям в НИОКР  ОНИОКР = (Результат от реализации/Общий  объем реализованной продукции) х (ПНП +ПЭЗ)/ИИ, Где ИИ = (годовые затраты  на НИОКР)/Объем реализованной продукции   
2. Покрытие целей фирмы
  Доля целей  фирмы, требующих инновационной  деятельности, покрываемой существующим набором НИОКР  Хотя кажется  маловероятным, что хотя бы часть  НИОКР не совпадает с целями фирмы, данный вопрос должен быть поставлен. Особенно важна идентификация целей, для которых не выделены соответствующие направления и ресурсы НИОКР.
3. Проектируемая ценность  инновационной деятельности
3.1 Проектируемые  продажи  Доля продаж в будущем году от реализации текущих  инновационных проектов  
3.2 Проектируемый  доход Доля от проектируемой  чистой прибыли от реализации текущих  инновационных проектов  
4. Удовлетворенность  потребителей
4.1 Внешние  потребители  Средняя оценка ключевыми потребителями уровня технологии производства, системы технического обслуживания и качества работы системы сбыта  
4.2 Внутренние  потребители  Удовлетворенность работников подразделений фирмы  технологическими и маркетинговыми инновациями   
5. Продолжительность  цикла разработки  и коммерциализации  продукта (услуги)
5.1 Цикл  маркетинга Период от идентификации  потребности потребителя до начала коммерческой реализации продукта Для показателей  конечный пункт может быть моментом создания производственной возможности (при отсутствии коммерциализации). Следует сравнивать данные показатели в исторической перспективе (с прошлыми продуктами и проектами), и, если возможно, с конкурентами. Циклы маркетинга и проектные циклы должны быть сгруппированы по категориям (совершенно новые продукты, значительные улучшения, незначительные улучшения). Считается, что короткий цикл разработки продукта увеличивает финансовую отдачу. Однако, укороченный цикл разработки часто ведет к недоработкам и низкому качеству, что перевешивает выгоды. Кроме того, упор на укороченный цикл разработки заставляет фирму концентрироваться на краткосрочных, быстрых проектах, не имеющих значения для долгосрочных проектов. Так как получение информации о проектном и, особенно, маркетинговом цикле конкурентов крайне трудно, данный показатель должен использоваться больше как внутренний стандарт инновационной деятельности.
5.2 Проектный  цикл  Период от запуска  проекта по удовлетворению конкретной потребности потребителя до коммерческого  запуска продукта.
5.3 Цикл  идентификации  Период между  идентификацией потребности и началом  проектного цикла
6. Качество и надежность
6.1 Оценка  потребителями  Относительное качество по отношению к конкурирующим  продуктам  Рекомендуется применять оба критерия совместно.
6.2 Надежность/уровень  дефектов  Доля продукции, совпадающая или превышающая установленные стандарты качества
 
 

 

2. Комплексный подход  к анализу эффективности  инновационной деятельности

     В основе управления инновациями лежит  определение эффективности инновационной  деятельности с целью ее повышения. Оценка эффективности любого инновационного проекта строится на основе единых методологических принципов определения эффективности инвестиций в инновационную деятельность.

     В качестве основных общих принципов  осуществления инвестиционных проектов в инновационную деятельность можно  выделить следующие:

     - в процессе разработки и реализации инвестиционных, инновационных проектов необходимо сочетать научно-технологический анализ с коммерческим, финансово-экономическим, социальным анализом, чтобы обеспечить комплексность подхода к их осуществлению;

     - при оценке эффективности инвестиционных, инновационных проектов сопоставление затрат и результатов необходимо проводить с учетом изменения ценности денег во времени;

     - при осуществлении инвестиционных, инновационных проектов принципиально необходимо учитывать неопределенность и риски, связанные с реализацией проекта.

      Комплексный подход к анализу эффективности  инновационной деятельности отражен на рис. 2.1 [12, с. 28]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.1. Комплексный подход к анализу эффективности инновационной деятельности 

     Научно-технический анализ эффективности проекта предполагает проведение научно-технической экспертизы, которая призвана ответить на следующие вопросы: соответствуют ли научно-технические решения инновационного проекта современным технологическим требованиям в развитых странах, способствуют ли они движению к новому технологическому укладу производства; насколько перспективны эти решения; каков уровень и масштаб научной новизны проекта; является ли проект технически обоснованным.

     Социальный  анализ эффективности проекта рассматривает вопросы и предлагает меры по обеспечению соответствия результатов проекта интересам различных социальных групп. Этот анализ позволяет наметить такую систему мер, которые, с одной стороны, гарантировали бы поддержку проекта населением, а с другой - способствовали бы достижению целей проекта путем стимулирования изменений в общественных представлениях и поведении. Если проведению социального анализа проекта уделяется недостаточное внимание, то социокультурная ориентация разработчиков проекта может оказывать большее воздействие на содержание проекта, чем социальные ценности потенциальных потребителей.

     Социальный  анализ инновационного проекта, как  правило, концентрируется на следующих  группах факторов и аспектах:

     - социальные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;

     - приемлемость проекта с точки зрения местной культуры, его способность приводить к нужным изменениям в потребностях и поведении людей;

     - заинтересованность и участие целевых социальных групп во всех стадиях разработки проекта.

     Основным  методом оценки социальной эффективности  проекта является экспертный метод. Экспертиза социальной результативности инновационного проекта может проводиться  в следующих формах:

     индивидуальный  или групповой опрос высококвалифицированных специалистов (экспертов) соответствующей сферы деятельности;

     социологические опросы населения и трудовых коллективов;

     референдумы по целесообразности проектов, затрагивающих  интересы различных слоев населения.  

     Коммерческий  анализ эффективности проекта. Несмотря на то, что коммерческий анализ играет очень важную роль в анализе эффективности проекта, этому аспекту по-прежнему уделяется недостаточное внимание. Поскольку рынок определяет успех или провал большинства проектов, постольку коммерческий анализ надо проводить самым тщательным образом и причем даже раньше, чем любой из других аспектов анализа проекта.

     Можно выделить два основных аспекта при  проведении коммерческого анализа:

     1. Оценка рыночной перспективы  новых продуктов, услуг, технологий, предлагаемых инновационным проектом. Этот аспект очень важен, поскольку успех проекта во многом зависит от наличия потребителей, способных заплатить за новую продукцию необходимую цену.

     2. Оценка мероприятий по снабжению  проекта ресурсами, необходимыми для его осуществления.

     Экологический анализ эффективности проекта. В законодательстве почти всех развитых стран закреплено обязательное требование проводить в рамках инвестиционных проектов оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), что помогает предотвратить  локальные, региональные и глобальные экологические катастрофы.

     В нашей стране контроль за воздействием проектов на окружающую среду осуществляется органами государственной экологической  экспертизы. Государственной экологической  экспертизе подлежат проекты и технико-экономические обоснования на строительство, реконструкцию, развитие и техническое перевооружение предприятий, объектов и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности.

     Финансово-экономический анализ эффективности проекта обычно проводится на заключительном этапе комплексной экспертизы его разработки, но фактически он является центральным элементом всего системного анализа эффективности инновационного проекта.

     Существующие  методы оценки финансово-экономической эффективности инновационных проектов можно разделить на следующие основные группы:

     - простые или статические методы;

     - методы дисконтирования (или динамические).

     Простые методы (критерии) оценки экономической эффективности:

     срок окупаемости (T’) – это продолжительность периода времени, за который поступления от деятельности по проекту (т.е. выгоды проекта - B(t)) покроют затраты на реализацию проекта - C(t). То есть срок окупаемости T` – это минимальное значение T, для которого:

     T ∑ B(t) >= ∑C(t)    (t = 1,2, …T)

     или

     T` = min T, для которого ∑ (B(t) - C(t)) >= 0    (t = 1,2, …T)

     суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта:

     P = ∑ (B(t) - C(t)),

     где t = 1,2, …m;   m – число временных интервалов жизненного цикла проекта.

     Рентабельность  инвестиций (ROI – return on investment), называемая также простой нормой прибыли, определяется как отношение годовой прибыли ко вложенным в проект инвестициям (обычно для расчета этого показателя выбирается год выхода проекта на полную производственную мощность)

     ROI = (B(T) – C(T))/∑C(t),

     где t = 1,2, ….,T;      T - год выхода проекта на полную производственную мощность.

     Дисконтированные  критерии

     Динамические  показатели финансово-экономической эффективности учитывают разную ценность денег во времени.

     В общем виде ставка дисконта (r) может быть представлена как:

     r = IR + MRR * RI, 

     где IR (inflation rate) – темп инфляции,

     MRR (minimal rate of return) – минимальная реальная  норма прибыли, т.е. минимальная норма прибыли, получаемая при альтернативном использовании денежных средств;

Информация о работе Экономика и управление инновациями