Экономика инноваций в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

Файлы: 1 файл

лекции-инновации.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Эк-ка инноваций в отрасли.

24 л, 28 пр

 

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.

  1. Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
  2. Осн направления научно-технолог развития торговли
  3. Теория инноватики и ее формир-е
  4. Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
  5. Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

 

  1. 1 из глоб тенденций развития совр произв-эк среды в об-ве явл преобладание сферы услуг или третичн сектора эк-ки над индуст секторами народн хоз-ва. Первичн(добывающ, лесн хоз-во, с/х), вторичн (перераб). 5 индустр цикл (1990-2000) явл посл циклом индустр развития и предст собой своеобр переход к постиндустр информ-сервисн об-ву, эк-ка кот отражает собой эк-ку надиндустр отношений, кот складыв-ся не в процессе проив-ва, а в процессе обслуживания. Это проявляется в динамично растущей доли сферы услуг, занятости насел-я и в нац доходе. В промышл-разв странах уд вес сервисн сектора в ВВП в средн сост-т 63%, в развивающ – 49%. Доля занятых в США в сфере услуг превысило 50% рубеж в 1955г, в Великобритании – в 1960, Франция- 1970, Япония – 1975, Герм, Италия – 1980, в РБ пока не достигнут (~42%). Опосредов ускорением развития сферы услуг факторное влияние макросреды на сферу тов обращения явл эк реальностью и м б структурировано след образом :

Табл 1. Хема влияния факторов макросреды на сферу тов обращения

Экономич ускорители

Трансформация представлений  потребителей о таварах: услуги в  потреблении стан-ся все более похожими на физич продукты: физич продукты в потреблении стан-ся все более похожими на услуги.

Рост ОРТ: рост объема своб времени и свободно располаг дохода у работ-щего насел-я: расшир-е  свободы выбора досуговой деят-ти.

Повыш-е ур-ня специяал-и  промышл пр-ва

Стирание различий м/ду деят-тью в сфере пр-ва и реал-ции  физ продуктов и в сфере  оказ-я услуг;

Рост спроса на разл рода потребит услуги;

Выделение так называем «внутр» услуг из состава индустр  секторов эк-ки и превращение их в самост специализир виды и отрасли деят-ти

Развитие систем сервисн  сопровождения физич продуктов 

Социально-демограф ускорители

Усложнение тенденций развития об-ва: индивидуализация личности;

 

Соц интеграция людей

 

 

 

Процесс старения наций

 

 

 

Соц – эк эмансипация  женщин

 

 

Усложнение сем отношений

Возник-е и распростр-е  процессов персонализации физ продуктов  и услуг

Расщир-е спроса на делов  услуги: усиление правов ф-ций гос-ва в регул-нии сферы услуг

Рост спроса на услуги систем пенсион и соц обеспечения, здравоохр-я и страхов-я

Возник-е и расшир-е  спроса на внедом услуги, ориентиров на дом хоз-во;

Возн-е проблем в  жилищно-комплексе

Политико-прав ускорители

Либерализация гос рег-щего возд-я  на эк-ку в целом и в сфере  услуг в част-ти

Заключ-е генер соглашения по торговле услугами

Минимизация или ликвидация многих барьеров, препятствующих конкуренции

Интернационализация обмена услугами

Культурнык и ценностные

Ускорители

Культурные различия м/ду странами порождают проблемы в  сфере услуг

Необх-ть учета национ и культ особенностей и традиций при разработке предлож-я услуг

Природная среда

Ограниченность и дефицитность сырьевых рес-сов

Увеличение объемов  традицион и появл-е нов видов  услуг, связанных с рацион исп-нием рес-сов и улучшением окруж среды

НТП

Рост объемов осн  фондов и повыш-е технич оснащенности осн секторов нац хоз-ва и быта

Повыш-е матер благосост-я  людей и улучш-е кач-ва  их жизнедеят-ти на основе роста обществ произв-ти труда

Отставание роста произв-ти труда в сфере услуг по сравн-ю  с промышл пр-вом

Развитие нов информац технологий

Увелич-е объемов и  разнообр-я услуг, оказыв индустриал секторам эк-ки

Рост доли расходов на услуги в ден доходах насел-я

Рост занятости в  сервисн секторе эк-ки

Увелич-е доли пост изд-ек, не связ с затратами труда, в себест-ти услуг во все более капиталоемкий сектор эк-ки

Глобализация масштабов  деят-ти пр-тий сферы услуг

Вовлечение потр-лей  в деят-ть пр-тий сферы услуг  путем внедрения систем самообслуж-я


Ключ (осн) фатктором, обусл  инновац рост в совр мире, явл  НТП. Развитие индустр секторов эк-ки на технологич основе и связ с ним пост повыш-е произв-ти труда объективно трубует соотв ур-ня обслуж-я. Прим-е совр техники и прогресс обор-я в торговле не приводит к значит высвобожд-ю раб-ков, но м спос-ть повыш-ю кач-ва услуг и улучшить условия труда раб-ков этой сферы, поэтому трудосберег эффект научн-технол развития в этой сфере меньше, чем в индустр секторах эк-ки. Преобл-ет тенденция отставания роста произв-ти труда и повыш-е трудоемкости. Этим во многом и объяснятся более выс рост занятости в целом в сфере услуг по сравн-ю с промышл пр-вом. Др рез-том роста произв-ти труда на основе научно-технич прогресса явл повышение ур-ня благосост-я и кач-ва жизни насел-я.

  1. Влияние на товарн обращение эк ускорителей обусловлено трансформацией представления потребителей о товарах. С 1 стороны потребл-е услуг незаметно заменяет потребл-е многочисл физич продуктов, в рез-те – эволюция содержательной сущности понятия товара. Это находит отражение в интеграции предложения физ продукта и связ с ним услуг. С др стороны, происходит и противоположн процесс, т е вместе с приобретением услуг приобретаются и опред физ продукты, что повышает долю матер составляющей услуги. Кроме того, под давлением требования рынка к обслуж-ю потребителя в режиме реал времени круглосуточно незав-мо от его местораспол-я, возможности персонифицированя услуг под кажд конкретн потребителя резко сокращ-ся, в рез-те набл-ся стандартизация, унифик-ция, пакетиров-е услуг во многих отраслях сервисн сектора.

Т к ускорение научно-технич прогресса пост-но поднимает ур-нь кач-ва жизни насел-я, а также…общ тенденцией для физ продуктов как потребит так и произд-технич назначения явл сокращение цикла их жизни. Потребителям становится эк-ки менее выгодно содержать и обслуж-ть уже имеющ физ продукт в срав-нии с приобр-ем нового.

Т о пост уменьшение  относит важности матер части  товара и сокращ-е цикла жизни  физ продукта происходит параллельно  с уменьшением части добавочн ст-ти производимой в сфере пр-ва матер продукта.

С углублением обществ  разделения труда изм-ся соотновешие своб и раб времени, соотн-е труд и досуг деят-ти, увелич-е объема своб времени и свободно располаг дохода у работающ населения расшир-ет свободу выбора досуг деят-ти и обуславливает расшир-е разнообр-я форм исп-ния своб времени, рождает спрос на разл рода потребит услуги, направл на развитие личности.

Под влиянием усложнения запросов потребителей заставляют пр-лей  более глубоко сигментировать свое предл-е от предл-я конкурентов. Акцент конкуренции в наст время переновится  в неценов область.

В совр об-ве дейст-т 2 противоречив тенденции: индивидуализация и соц  интеграция людей.

Средн продолжит-ть жизни  в США – 76 лет, в Япония доля населяя  старше 65 лет – 16%. В РБ продолж-ть жизни около 70лет. Старение нации  индуцирует спрос на услуги систем песнион обеспечения и страхов-я и на соотв товары.

Важн сост-щей политико-прав рег-ния торговли явилось многостор  генер соглашение по торговле и услугам  «ГАТС», кот было подписано вместе с соглашением по торг аспектам прав на интел собст-ть «ТРИПС». Эти док-ты легли в основу преобраз-я генер соглашения о тарифах и торговле «ГАТТ» во всемирн торг орг-цию ВТО. Развитие совр цивилизации обостряет эколог проблемы и усиливает стремл-е к рационал-ции исп-я рес-сов в особенности невозобносляемых.

Ориентация на экологию стан-ся 1 из осн факторов инновац развития торговли как в среднеср так и долгосрочн периодах. Осн направлениями развития торговли в странах ЕС выдвинуты:

    1. Экологич ориентация как стратегия рынка
    2. Система повторн исп-я упаковки и упаковочн материалок, так назыв дуальные системы
    3. Необх-ть создания побудит мотивации к экологич сознанию поведению потребителей

Это означает что формир-е  нового эк-кого регул-я взаимоотнош-ний  об-ва и среды обитания в значит ст-ни ставит под ? существ ур-нь свободы  потребления и предприним-ва в том числе торгового. По отношению к продукту и коммуникации на рынке это предполагает а)прекращ-е пр-ва ненадежн и опасн продуктов, б)запрещ-е перераб-ки и обработки недоброкач и несертифицир полуфабрикатов и сырья, в)прекращ-е психолог дифференциации продукта, г)наличие полн инф-ции о продукте, д)целесообр упаковку с указанием необх данных о продукте, е)шир выбор сервисн услуг. В индуст развит странах актуальн проблема – избыточного потребления.

  1. Инноватика – наука, кот направлена на изучение теории создания новшеств, активизацию делов активности пр-тия за счет адаптации к инновац процессам, обеп-я устойч темпов роста на основе научно-технологич развития. Инноватика делает акцент не только на новизну принимаем решений, но и на их практич исп-е. в зав-ти от исп-я рез-тов научно-технич разработок принято различать 2 этапа эк развития.

1 этап – научно-технич  развитие в моделях эк роста  рассм-ся как экзогенн (внешн фактор  развития). Это связано с тем,  что наука в значит степени  развив-ль как самост система, кот производила нов знания, но в то же время нов оборуд-е, образцы м создаваться людьми, кот не имели научн знаний. Поэтому наука развивалась практически параллельно произв процессу.

2 этап- втор полов ХХ отлич тем, что конк пр-во не может сущ-ть без исп-я научно-технич знаний. Наука треб всё больше рес-сов, кот может дать только пр-во. Возник и развив инновац деят-ть, направлен на исп-е научных и технологич знаний в произв и непроизв сферах с целью повыш-я эф-ти исп-я рес-сов на основе новых технологий.

 

Теоретич базой для  развития инноватики явились работы австр ученого Ёзефа Шумпетера  «теория эк развития» (1911г), «деловые циклы» (1939г). Он выделил понятие  изменений, которому дал потом термин «инновации», он рассм-т завис-ть эк развития от технологического. Им были выделены 3 цикла: 1 связан с промышл переворотом(1805-1845), 2 – с развитием ж/д (1845-1900)- 2 промышл революция – открытие парового двигателя, 3 цикл – связан с развитием электро-энергетич и хим пром-ти, изобретением двигателя внутр сгорания (1900-1950) – 3 промышл революция, связ с изобретениями в области хим и электр энергии, изобретением двигателя внутр сгорания. Дальнейш развитие теории циклов в совр условиях связывают с понятием технологич укладов и кластеров.

(!) Значит вклад в развитие практики инноваций внесли работы русск ученого Николая Кондратьева. В мир науке и практике его делов циклы получили признание и название «длинных волн Кондратьева». На основании обширн стат материала выявил сущ-е больш длин волн или больш циклов конъюнктуры (протяженность 40-60 лет). Их основа – смена пассивн части капитала. Средн волны(7-10лет) вкл замену акт части капитала, коротк волны (3-3,5года) хар-ет рын конкурент изм-я по отнош-ю к опред видам продукции. В совр условиях инновац деят-ть оказ-ет значит возд-е на развитие гос-ва:

-изменилась концепция  нац без-ти – в наст время  она преим-но склад-ся из ур-ня  технологич развития страны и  ее способности адаптироваться  к инновац процессам

-в наст время технологич  отставание означает неэквивал эк обмен

-интеллект рес-с становится  важн условием развития в совр  условиях, рын ст-ть орг-ций м  многократно превышать ее баланс  ст-ть.

-при низк технологич  ур-не нац эк-ки проблема заключ  в потере возможн коммерч успеха, но и в отсут-вии эфф потенциала развития, неспособ-ти привлечь в нац эк-ку иностр  инвестиции, получить соотв доход от экспорта продукции. В сорм условиях именно инновац деят-ть явл основой конкурентоспос-ти отраслей нац эк-ки, регионов и орг-ций.

4)

5) научно-технич прогресс (НТП) – непрерывн процесс внедрения нов техники и технологий орг-ции проив-ва и треда на основе достиж-я и реал-ции научн знаний.

НТП – прогресс научн  знаний, рез-том кот явл нововведения, т е прогрессивн изм-я техники, технологии, продукта, орг-ции пр-ва. Научн достиж-я выраж-ся в технике и технологиях, но и в знаниях и навыках людей, они требуют психологич и организацион перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изм-ний в системе упр-я.

Переход к инновац  эк-ке означает изм-е всех слагаемых  научно-технологич процессов(ПЛАНИР-Е, УПР-Е, ФИнансир-е, кредитован-е, финансир-е м/дунар научно-технич сотрудничества). В их(осн направлений изм-ний) число входит ограничение роли гос-ва – оно планир-ет и организует разработку и освоение только огранич числа крупнейш нововведений на основе долгосрочн комплексн программ, ориентирован на крупн структурн сдвиги, замена централиз планирования гос-общественным рег-нием научно-технологич развития, усиление роли рын механизма в обеспеч-и соотв-вия спроса и предл-я на нововведения, стимул-е конкуренции на рынке нововведений (инноваций), внедрение таких инструментов рег-я рынка нововведения, как гос заказы, целев субсидии(субвенции), гранты, льготн кредиты, налог и ценов льготы, ускорен амортизация.

Составн частью НТП явл  научно-технич революция (НТР)-высш ступень НТП, развивается она на революц основе, т е  НТР – скачкообразн процесс. Принято различать микро и макро революцию. Макрореволюция затрагивает всё обществ пр-во (электрофикация, внедрение ЭВМ). Микрореволюция затрагивает только отд отрасли нац эк-ки.

1 технологич революция  связана с изобретением с/х  технологий и переходом от  примитивн охоты и земледелия  к земледелию и скотов-ву, 2 технологич  связана с массов переходом  от земледельческ  способа  пр-ва к индустр (промышл). Эта технологич революция явилась мощн толчком развития человеч об-ва, начавшись чуть более 200 лет назад. Все научн достиж-я появились именно 2 технологич революции.

С 70-х гг прошл столетия проходит 3 революция – информацион-технологич революция. По прогнозам она продлится до середины 21века, когда об-во вступит в так назыв кибернетич революцию, основан на искусств интеллекте, на взаимосвязи м/ду челов интеллектом и электр технологии.

Т.О. Соврем НТР означает: 1. Создается един технич база с многозвенн технологич комплексами, 2. Осн формой обществ богатства становятся знания, умения и навыки, 3. Занятость раб-ков в сфере услуг (информац, фин, тогр,) стан-ся выше, чем в матер пр-ве, 4. Пр-во ориентир-ся на изготовл-е всё более широк и часто обновляем ас-та изделий по конкр заказам потребителей, 5. Увел-ся доля занятых на раб местах принципиально нового типа.

Научно-технологич развитие торговли имеет особ знач-е, т к  по ур-ню ПТ эта отрасль хоз-ва отстает  от других. От ПТ в торговле зависит: скорость продвиж-я тов-в до покуп-лей, скорость их обслуж-я, товарооб-ть, ускорение которой ведет к сниж-ю тов потерь и др И, также к более быстр обновл-ю ас-та, улучш-е эк рез-тов деят-ти торг орг-ции.

Научно-технологич развитие торговли стимулирует развитие Т, повыш-я  рент-ти торговли, соверш-е технологий и МТБ, системы упр-я отраслью, вносит существ изм-я в содерж-е и хар-р труда торг раб-ков, их проф состав и ур-нь подготовки, спос-ет углублению разделения труда.

Информация о работе Экономика инноваций в отрасли