Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций
Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.
Класс-ция пользователей по относит времени принятия инновации.
Классифик группа |
Хар-ка |
Уд вес |
Новаторы |
Люди, склон к риску, готовы попробовать новинку |
2,5 |
Ранние последователи |
Лидеры мнений в своей среде, воспринимающ нов идеи легко, но проявляющ осторожность |
13, 5 |
Раннее большинство |
Осмотрительные люди, нуждающ в инф-ции |
34,0 |
Запоздалое большинство |
Люди, настроен скептически. Следуют правилу большинства |
34,0 |
Отстающие |
Приверженцы традиций, подозрительно
относящ к переменам и |
16,0 |
Чем большая глубина знаний, тем более восприимчив индивид к инновации.
Процесс упр-ния инновац
деят-тью в орг-ции м
Потребитель – планиров-е портфеля инновации – проведение НИОКР – продукт – выход на рынок – послепродажн обслуж-е – потребитель. Начальным этапом этого процесса явл отбор инновац идей и формир-е портфеля инноваций, ориентиров на конкр рын потребности.
Методы и приемы поиска инновац идей: 1. Активн поиск, 2. Пассивн поиск.
Акт поиск: 1. Анализ партнеров, 2. Предложение по лицензиям. 3. Предлож-е потр-лей/заказчиков, 4. Предл-я разработчиков, 5. Предлож-я рационализаторов, 6. Предлож-я изобретателей.
Пассивн поиск: импирич методы – опрос специалистов, потребителей, материалы выставок и ярмарок; системно-логич – морфологич анализ, функцион анализ; интиутивн метод.
Отбор инновац проектов связан с пост поиском альтернативн решений. Порфель м состоять из разнобр проектов (крупн, мелк, близк к равершению и начин-щиеся). При формир-и портфеля необх-мо решать, сколько проектов м одноврем упр-ся если сконцентрир внимание на неск проектах или распределить имеющ рес-сы на больш число проектов. Число инновац проектов м определить как инновац бюджет (бюджет на инновации)/сред нст-ть 1 проекта. Инновац процесс сост из неск этапов: 1. Фундамент исслед-я (сбор и системат-я инф-ции по соотв проблеме, о потребностях и тенденциях развития). Цель этого этапа – осознание потр-ти и возможности изм-ний, познание явлений окруж мира, открытие нов закономерностей его развития, генерирование перспект идей, их отбор и разработка, опр-е возмож-тей реал-ции. Он делится на теоретич и поисковый. В рез-те первого формир-ся нов научн подходы к проблеме и нов теории, в рез-те второго – нов принципы создания изделий и технологий. 2. Прикладн исследования. Они направлены на опр-е способов применения рез-тов предыдущ этапа и их уточнение. Они м б теоретич, эксперемент, связан с созданием модели. Здесь происходит разработка лабораторн технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов нов изделий, нестандартн оборуд-я, затем произв-ся спец расчеты для оценки и послед корректировки иссл-ний, второй отсев неперспективн идей. Конечн рез-т этого этапа – технич задание, рекомендация, образец. 3. Опытно-конструкторские разработки. Они направ-ны на созд-е нов образцов, прошедших испытание и пригодных для произв и коммерч исп-ния. Их стадиями явл : 1. Разработка заказчиком технич задания, опред-щего осн требования к изделию, т е принципы работы, конструкт особ-ти, габариты, вес. КПД, цену. 2. Формулировка предл-ний, содерж-щих технич и технико-эк обоснование целесообр-ти создания изделия. 3. Изготовление эскизн проекта, содерж-щего чертежи общ вида, принципиальн схемы, расчет осн эксплуатац пок-лей, кот позволяет решать вопросы о целесообр-ти дальн работы над изд-лием. 4. Подготовка на основе эскизн проекта общ вида конструкции в целом и всех узлов, наиб сложн деталей, пояснит записки с технико-эк обоснованием, расчет эксплуатацин инзержек, 5. Создание раб проекта, содерж полн описание конструкции объекта и вкл-щего всю документацию, необх для его изг-ния, монтажа и эксплуатации. 6. Изготовление, испытание, доводка опытного образца. 4. Освоение пр-ва нов изделия. Этот этап предполагает оценку рын перспектив, финанс возможностей, соотв-я стандартам, обеспеченности патент защиты, еще один отсев неперспективн вариантов, разработку и проектир-е технологич и организац процессов, подготовку произв мощностей сбытов сети, освоение выпуска нов техники, ее массов выпуск и сбыт, содейтсвие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распроср-е нововведения, тиражиров-е и многократн повторение на др объектах. Одновр-мо с произ-вом инновац процесс вкл потребление. Т о инновац процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реал-ции на коммерч основе.
Инновац процесс тесно связан с научн-технич прогрессом, кот признан в кач-ве важнейш фактора соц –эк развития во всем мире, но понятие НТР и НТП более шир чем инновац процесс , его исходн пунктом служит научн прогресс, состоящ из открытия нов закономерностей. Явлений и св-в окруж мира, овладение приемами и способами, его преобраз-я в интересах человека. Первонач-о он осущ-ся в форме накопления человеком эмпирич знаний о явлениях и св-вах природы, а затем в форме научн открытий революц хар-ра, меняющ основы одной отрасли науки или в целом картину миру, открывающ нов пути его понимания и преобразования, что способствует распрост-нию нов системы взглядов и ее более эффективн реал-ции с технике, технологиях, эк деят-ти.
ТЕМА: оценка эф-ти инноваций.
№ |
Признак класс-ции |
Вид инновац проектов |
1 |
Период реал-ции |
Долгоср, среднеср, краткоср |
2 |
Ур-нь решений |
Президентские, регион, отраслев, проект орг-ции |
3 |
Тип инновации |
Проекты по разработке нов продукта или нов технологии, по созданию нов стр-ры упр-ния, по исп-нию нов источника сырья, по формир-ю нов сегмента рынка и тд. |
4 |
Вид потребности |
Проекты по формир-ю нов потребностей и по удовлетв-ю сущ-щих |
5 |
Хар-р целей проекта |
Конечн и промежут |
6 |
Отрасль эк-ки и соц сферы |
Пром-ть, строит-во, транспорт, с/х. торговля |
7 |
Степени охвата этапов инновац процесса |
Полн инновации проекты, вкл-щие НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию; неполн инновац проекты инновац проекты, вкл-щие отдельно этапы инновац процесса |
Все реализ инновац проекты функционально объединяются в инновац программу (единую сеть проектов) по ф-циям стратегич планир-я, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения, срокам, исполнителям, ресурсам. Примерами крупнейш инновац программ явл 7 рамочных программ научных исследований и разработок ЕС.
Рамочные программы научн исследований и разработок, финансируем из бюджета ЕС
Программа и период ее реал-ции |
Приоритеты направления программы |
Объем финансир-я, млрд евро |
7-я рамочн программа 2007-2013 |
Исследования и разработки в области информац и коммуникационных технологий и их исп-е в сферах здравоох-я, медицины, окруж среды, образ-я, промыш-ти |
54,2 |
Т. о. проект м рассматривать:
1. Как деят-ть, мероприятие, предполаг-щее
осущ-е комплекса каких-либо действий,
обеспеч-щее достиж-е опред
Мы б рассм-ть при оценке 2-ой подход.
Любой проект развивается на пересеч-и разл сред: соц, технич, организац, деловой, политич. Изм-е в кажд из них м привести к изм-ю требований или целей проекта или требований к проектую кроме того, всешда сущ-ет так называем сопротивление инновациям, кот приходится преодолевать с помощью конфликтов. Часто инновац проект требует привлечения инвестиций и потому явл инвестицион.
Инвестиция – это долгосрочн вложение капитала в активы.
Инвестиц кодекс РБ: инвестиции – люб им-во, вкл ден ср-ва, ЦБ, оборуд-е, рез-ты интеллект деят-ти, принадлеж инвестору на праве собст-ти или ином вещном праве, и имущ права, вкладываем инвестором в объекты инвестицион деят-ти в целях получ-я прибыли(дохода) и(или) достиж-я иного значимого рез-та.
Класс-ция инвестиций:.
Признак ласс-ции |
Формы инвестиций |
|
Реал, фин, интеллект |
|
Гос, частн, иностр, смешан |
|
Долгосрочн, краткосрочн |
|
Валов, чист |
Отличие инновац проекта от инвестиц: бол-во инвестиц проектов содржат в той или иной ст-ни инновац составляющую, поэтому разделение проектов на инвестиц и инновац достаточно условно. Проекты, кот обеспечивают разработку нов изделий или технологий и предполагают вложение в НМА в больш мере претендуют на их класс-цию как инновационных. Инновац проект отлич-ся от инвестиц следующим: 1. Более выс ст-нью неопред-ти параметров проекта, т е сроков достиж-я намеч целей, предстоящ затрат, буд доходов, кот уменьшает достоверность предварит фин-эк оценки и предполаг-ет исп-е на практике доп процедур оценки и отбора проектов; 2. Вовлеч-е в реал-цию проектов, уник рес-сов, т е специалистов выс квал-ции, лиц творч труда, материалов, приборов и тд; 3. Выс вер-ть получ-я в рамках проекта неожид, но представляющ самост коммерч ценность промеж или конечн рез-тов, что предъявляет доп требования способности быстр вхождения в нов сферы бизнеса, отрасли, технологии, тов рынки и тд. Начиная с сер 20 в кол-во реал-мых проектов и их сложность стали резко возрастать, при этом усиливается влияние факторов, привод к наруш-ю сроков проектов, перерасходу рес-сов, ошибкам планир-я и цен-ния, что приводит: 1. К ужесточению требований заказчика вследствие роста компетентности, 2. К услож-нию производим конечн продуктов, 3. усилению конкуренции из-за част смены технологии, 4. Услож-нию взаимосвязи проектов с внешн окружением, что увеличивает ст-нь риска.
Пок-ли, исп-мые для оценки эф-ти инвесц проектов м разделить на 2 группы: 1. Основан на дисконтирован оценках, 2. Основан на учетн оценках.
Пок-ли, основан на дисконтир оценках, учитывают фактор времени. К ним относ-ся:
Пок-ли, основан на учетн оценках, не учитывают фактор времени (+инфляции). К ним относ-ся:
При обосновании решений инвестиц хар-ра приоритет отдается критериям 1 группы, главн из которых считается чист привед ст-ть (NPV). Чист привед ст-ть – разность м/жу суммой чистых ден поступлений от инвестиции и ее величиной. Она расчит-ся по ф-ле:
Тетрадь!
Реал-ция инвестиц и инновац проектов имеет целью повышение эф-ти деят-ти предприятия и опр-ся разл методами в зав-ти от масштаба инвестиций. Осн явл методы, основан на: 1. расчете сроков окупаем-ти инвестиций, 2. Опре-и доходности инвестир капитала, 3. Сравнит эф-ти приведен затрат на пр-во продукции иреал-цию тов-в, 4. Расчете чист привед дохода за весь срок исп-я инвестиц проекта, 5. Расчете внутр нормы доходности.
1 метод, основан на расчете сроков окупаем-ти инвестиций:
Срок окуп-ти инвестиц проекта - это срок со дня начала финансир-я проекта до дня, когда разность м/ду накопл суммой чист прибыли с АО и объемом инвестиц затрат приобретает положит знач-е.
Для расчета исп-я пок-ль «чист ден поток», кот состоит из чист прибыли и АО, получ в процессе буд эксплуатации инвестиц проекта.
Период окупаемости (По) расч-ся по ф-ле: По=К/ЧДП, где К – кап влож-я (сумма инвестир ср-в), ЧДП-чист ден поток на период (мес, год). Реально срок окуп-ти проекта зависит от отраслев особенностей торгово-технологич процесса, а также от фондоотдачи на конкр предприятии, т е чем больше фондоемкость и ниже фондоотдача, тем выше срок окупаемости. При исп-нии этого метода отбир-ся проекты с наим сроками окуп-ти.
2 метод, основан на опре-и доходности инвестир капитала
При исп-нии этого метода рас-ся 2 пок-ля: 1. Коэ-т доходности кап вложений : Кд=ЧДПс/К*100, где ЧДПс- сумма чист ден потока в наст ст-ти за период норм срока действия проекта (период амортизации). Если Кд меньше 1 или равно ей, проект д б отвергнут, т к он не принесет прибыли. Этот метод позволяет выбирать проект с наиб средн расчетн прибылью и исп-ся для предварит отбора проекта в случае представления неск вариантов инвестиций. В кач-ве варианта по этому методу анализа расч-ся пок-ль рент-ти (коэф-т эф-ти кап вложений): Кэ=Пгод/К, где Пгод – прибыль, получ за год. Этот метод расчета исп-ся для выбора проектов по принципу больш текущ доходности
При исп-нии этого метода рас-ся мин привед затраты. Зп=
//
При выборе из неск вариантов предпочтение отдается варианту в наим привед затратами при рав-ве др условий.
4 метод, основан на расчете чист привед дохода за весь срок исп-я инвестиц проекта.
Чист ден поток по инвестиц и операц деят-ти расч-ся по кажд году. Опр-ся нараст итогом с нулевого года, когда были произв-ны инвест затраты, заканчивая посл годом реал-ции проекта.
ЧПД = ЧДПнаст ст-ти-К, ЧДПнаст ст-ти -сумма чист ден потока в наст ст-ти.
При этом ЧДП дисконтируется для нахождения чист текущ ст-ти потока (NPV), кот опр-ся по ф-ле: NPV= ∑(ДПn\(1+r)n)-К. Т к инвест процесс д отвечать критерию превышения прибыли от инвестир ср-в над доходом, кот м получить от помещения этих ср-в на депозинт счет в банк. Для расчета чист приведен эф-та пок-ль r принимается равным банк ставке доходности. Проект одобряется, если чист текущ ст-ть больше нуля. Это значит что проект генерирует норму прибыли большую, чем средневзвеш ст-ть капитала. Проекты с положит значением чист приведен дохода спос-ют повышению общ доходности капитала предпр-я.
Покль в,\\\\\\ выраж дисконт ставкой. При кот разница м/ду буд ст-тью чист ден потока в процессе дисконтирования и ст-тью инвестируем ср-в б равна нулю.
ВНД= Корень кв n(ЧДПнаст с-ти/К)-1, единица не под корнем. Значение пок-ля ВНД м определить по спец таблицам для фин вычислений. Пок-ль ВНД наиболее приемлем для сравнения разн инвестиц проектов. В орг-ции д б установлен пок-ль предельно низк ставки доходности, в соотв-вии с кот все проекты с более низк значением д отвергаться.
Все рассмотр методы оценки эф-ти находятся в тесн взаимосвязи и позволяют оценить проекты с разн сторон, поэтому на практике при принятии решения об инвестициях проект оценивается в комплексе.