Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций
Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.
ТЕМА: развитие продуктов, технологий и орг-ций.
Со 2 пол 20в процесс расшир воспр-ва стал идентифиц-ся с инновац типом эк развития, и само это воспр-во стало именоваться инновац-ным. Кажд нов цикл такого воспр-ва становится проводником научно-технич новвоведений, повыш урнь его эф-ти. фактически в условиях иннов типа эк развития процесс воспр-ва начинается не с фазы пр-ва, а с фазы науч подготовки воспр-ва (схема - блокнот). Осущ-е научн подготовки воспр-ва подразумевает заблаговрем проведение масшт научн изысканий, маркетинга, конструкт и технологич разработок, опытн работ (НИОКР), кот позволяют предпринимателям поддерживать свое пр-во инновац-насыщенным и обеспечивать выс конкурентосп-ть продукции. Предприятия – лидеры совр рынка вкладывают в научн подготовку воспр-ва ресурсы, соизмерим по масштабам с обычн кап вложениям. Растет доля инвестиций, служащих проводником инноваций в эк-ку в общ обеме инвестиций разн стран. Большое влияние на хар-р воспр-ва оказывет ур-нь образоват сферы, кот в разв странах уделяется пристал внимание.
Переход к инновац воспр-ву сильно повлиял на управл решения, на хар-р менедж-та на ур-не корпораций и на содерж-е гос рег-ния эк-ки. Обозначился переход к нов концепциям так наз инновац менедж-та как особ ф-циям и особ типу упр-ния. Важн задачей кажд торг орг-ции явл повышение эф-ти исп-ния эк рес-сов, обеспеч-е рацион их формир-я. Об этом м судить по ст-ти экст и интенсивн исп-я рес-сов. Экст исп-е рес-сов – развитие деят-ти орг-ции происх-т за счет увеличения кол-ва исп рес-сво (для торговли – увелич-е торг площадей, числ-ти раб-ков). Интенсивн исп предполагает разв деят-ти ор-ции за счет повыш-я эф-ти исп рес-сов, что показ улучшение соотв пок-лей эф-ти. на практике эти факторы действ в сов-ти, что выз необх опред доли экст и интенсивн факторов в исп эконом рес-сов в целом и по отд видам.
Расчет м б произведен как на основе абсол, так и относит пок-лей.
Исп след ф-лы:
Ди=(1-дельтаЭ/дельтаР)*100, Дэ=100-Ди
Ди-доял интенс фактора, %,
Дэ-доля экст фактора, %,
Дельта Э-темп прироста экст фатора, %,
Дельта Р- темп прироста оборота (рез-та), %
Данные (факты) – относ-ся к чувств или восприн-им явлениям, кот независимы. Инф-ция расценивается как интерпритация данных, фактов, способная искажать значение лежащих в их основе данных. Знание – по своей природе пассивно, еще более умозрительно, но наличие у индивидуума умств способностей и технолоии его реал-ции создает возможность превращения знания в конкр действие. Значение знания в наст время знач-но расширилось. В зав-ти от контекста оно означает научн потенциал, интеллект потенциал, инф-ция, ноу-хау и тд. Эк-ка знаний – тип эк-ки, в кот пр-во знаний явл источником ее роста. Синонимы этого термина – инновац эк-ка, информ об-во, высокотехнологичн цивилизация и др. Соврем рын эк-ка хар-ся преобладает рынка знаний и инф-ции над рынками мат-вещ тов-в и рес-сов, а ткже значит объемом затрат на ее развитие в первичн баз секторе, в кот создаются и распр-ся след виды знаний: научн исследования, высш образование, разработка прогр обеспечения, подготовка учащихся в нач и средн школах, средн профес образование и т д . в разв странах инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в осн фонды, растут вложения в информ и коммуникац технолоии, поэтому в зав-ти от оценки вклада по вал добавл ст-ти отраслей, где в основном потр-ся нов знания, выд-ют след отрасли: 1. Высокотехнол отрасль высшего ур-ня. Затраты на НИОКР здесь – не мене 10% добавл ст-ти, а з/п ученых, инженеров. Техников превыш-т 10% от общ затарт на найм раб слы. Это так назыв отрасли хай-тек (это – применение кремния, синтетич материалов, робототехника, информатика, биотехнологии, астронавтика, фармацевтич пром-ть, пр-во компов и офисн оборуд-я, пр-во теле-радио аппаратуры и электр компонентов, приборостр-я, авиакосмич и общ машиностр-е. Именно эти отрасли на междунар ур-не приняты в кач-векритерия оценки концентр-ции нац научн-технич потенцияала. 2. Высокотехнологичн отрасли средн ур-ня. Это пр-во наукоемк продукции, под кот понимается продукция мат пр-ва, где доля затран на НИОКР в добавл ст-ти выше, чем в средн по пром-ти. это – хим пром-ть кроме фармацевц, пр-во машин и ободуд-я обще эк и отраслев значения, быт техники, электротехн, пром-ть,автомоб пром-ть, ж/д машиностр-е и др. 3. Сектор высокотехнологичн услуг – телекоммуникации, фин сфера и страх-е, делов услуги и сфера НИОКР. 4. Сектор отраслей повыш спроса на нов знания и технологии. Это образование высшее, здравоохр-е, культура, др.
ТЕМА 6: гос рег-ние инновац деят-ти.
На этом основании был выработан первый план действий по развитию инноваций в Европе, в нем предусматр-ся: 1. Формир-е инновац культуры, 2. Развитие мобильности исследователей, 3. Повыш-е значимости организац и соц инноваций, 4. Продвижение инноваций в гос секторе и правит орг-циях, 5. Создание среды благоприятствующей инновац деят-ти (соверш-вание прав интел собст-ти, регул-е патент зак-ва, налог льготы, снижение барьеров для развития инновац предпри-ва, облегчение доступа к фин рес-сам), 6. Ориентация научн исследований на инновации, т е соверш-е прогноз-я и планир-я научн исследов-ния, повыш-е ур-ня и масштабов начн исследований на пр-тиях, интенсификация взаимодействия вузов, НИИ и пр-тий, содействие инновац активности мал и средн пр-тий.
Пок-ль |
Порядок опр-я пок-ля |
Профиль пок-ля (что хар-ет) |
Индикатор диапазона (междунар научн сотрудничества) |
Число стран, в кажд из кот доля совмест научн работ с учеными оцениваемой страны сотавляет более 1% от общ чисоа работ, написанных совместно с иностранцами |
Широта м/дунар сотрудничества, косвенно-интерес научн сооб-ва к стране |
Индикатор значимости страны |
Средн число ссылок во внешних для оцениваем страны источниках, приходящихся на 1 публикацию нац авторов |
Интерес м/дунар научн сооб-ва к стране. |
Коэф-т диффузии науч знаний |
Отношение м/ду переданными и получ знаниями. При этом передан знания оценив-ся ссылками на работу из оцениваем страны в др странах, а полученные- ссылками в публикациях в оцениваем стране на иностр источники |
Интеллект потенциал и активность научн сооб-ва |
Коэф-т изобретательности нац науч сообщ-ва |
Кол-во поданных резидентами заявок на изобретения, приходящихся на 1 млн чел населения |
Прагматизм научн сооб-ва, ориентация на конечн интеллект продукт |
Число (уд вес) исследователей |
Число исследователей, приходящихся на 1000 чел. Занятых в эк-ке |
Инновац потенцияал страны |
Доля валов затрат на гражд исследования и разработки в ВВП |
Соот-ние вал затрат на исследования к ВВП |
Наукоемкость ВВП, ур-нь финансирования науки |
Индикатор общей зваимосвязанности исследований |
Общее число ссылок на публикации по ведущимся исследованиям |
Комплексность исследований |
Наукоемкость ВВП в 2% и ниже оценив-ся как критическая. В промышл развит странах она сост-ет 2,5-3%. В Швеции и Франции в 2001 она превысила 3,5%, США около 2,5. В РБ – около 1,2.
В сфере создания, хран-я и распростр-я нов знаний и технологий оцен-ся пок-ли, отраж-ные в таблице 2.
Табл 2. Система индикаторов, комплексно хар-щих активность субъектов инновац системы
Пок-ль |
Порядок опр-я |
Профиль пок-ля |
Пок-ль инновационности продукции |
Уд вес (по ст-ти) инновац продукции в отгруженной |
Инновац активность произв-лей |
Пок-ль инновационности произв-лей |
Доля инновационно активных предпр-тий в их общ числе |
Инновац активность производителей |
Ср ур-нь наукоемкости продукции |
Доля затрат на исследования и разработки в соимости отгруж продукции |
Наукоемкость изделий |
Ср ур-нь наукоемкости технологий |
Доял затрат на закупку интеллект собст-ти в затартах на технологич инновации |
Наукоемкость технологии |
В странах ЕС уд вес инновац продукции около 12%. Различают выс наукоемкость продукции (уд вес затрат на НИОК в ст-ти рподукции сост более 8,5% ), средн наукоемкость (3,5 – 8,5%) и низк (менее 3,5%).
Общенар потребности и интересы >гос политика в инновац сфере> объединение инновац стратегии и тактики>меры рег-щего возд-вия (прям и косвен).
Под гос политикой в инновац сфере понимается сов-ть правил поведения субъекта упр-ния в иннов сфрее. Цель этой политики – формир-е благопр соц-эк среды для инициирования создания и внедрения новшеств. В основу инновац политики гос-ва закладываются приянтия свода законодат актов адекватных реал эк, соц и полит ситуации в стране. В них опр-ся субъекты и объекты упр-ния, обязанности и ответ-ть. Зак-во явл осн регулятором научн-технич деят-ти. гос инновац политика м проводиться с помощью 1 из 3 инновац стратегий: 1. Стратегия переноса (внедрение имеющ заруб научн-технич потенциала в эк-ку собств страны ч/з закупку лицензии на высокоэффективн технлогии для освоения пр-ва продукции нов поколений, пользующ спросом за рубежом. В последующем создается и развив-ся собст научно-технич и промышл потенциал, обеспеч-ся воссоздание всего инновац процесса расшир воспр-ва). 2. Стратегия заимствования (опираясь на деш раб силу, исп-я часть научн-технич потенциала собств страны, осваивается выпуск наукоемк продукции, производившейся ранее в рабвит индустр странах, далее, наращивая пр-во с возрожденим научно-технич и промышл потенциала, способного сам-но производить весь цикл работ в цепочке наукопроизв-ва, обеспеч-ся активизация инновац активности), 3. Стратегия наращивания (с исп-нием собств научн-технич потенциала, привлечением заруб ученых и контсрукторов, рац объединением рез-тов фундам и прикладн науки пост-н созд-ся нов продукты и отраб-ся нав технологии, кот реал-ся в пр-ве и соц сфере, т е происходит пост активизация инновац процессов).