Экономика инноваций в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

Файлы: 1 файл

лекции-инновации.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА: развитие продуктов, технологий и орг-ций.

  1. Инновац тип развития, сущность и оценка эф-ти.
  2. Экономика знаний как этап развития постиндустр об-ва.
  3. Классы важн технологий 21 века.
  4. Модели инновац процесса.

 

  1. Новые факторы эк прогресса кардинально переориентировали процесс расшир воспр-ва в наиб разв странах. Воспр-во стало устойчиво интенсивным, базирующ в кажд своем цикле на исп-нии нов достижений науки и техники. Одновременно в нем усиливается соц составляющая. Нов кач-во заключ в том, что прогресс науки и техники превратился из фактора внешнего (экзогенного) в фактор внутренний (эндогенный) и етепрь научно-технологич сдвиди – явление постоянно присутсвующее в эк развитии.

Со 2 пол 20в процесс  расшир воспр-ва стал идентифиц-ся с  инновац типом эк развития, и само это воспр-во стало именоваться  инновац-ным. Кажд нов цикл такого воспр-ва становится проводником научно-технич новвоведений, повыш урнь его эф-ти. фактически в условиях иннов типа эк развития процесс воспр-ва начинается не с фазы пр-ва, а с фазы науч подготовки воспр-ва (схема - блокнот). Осущ-е научн подготовки воспр-ва подразумевает заблаговрем проведение масшт научн изысканий, маркетинга, конструкт и технологич разработок, опытн работ (НИОКР), кот позволяют предпринимателям поддерживать свое пр-во инновац-насыщенным и обеспечивать выс конкурентосп-ть продукции. Предприятия – лидеры совр рынка вкладывают в научн подготовку воспр-ва ресурсы, соизмерим по масштабам с обычн кап вложениям. Растет доля инвестиций, служащих проводником инноваций в эк-ку в общ обеме инвестиций разн стран. Большое влияние на хар-р воспр-ва оказывет ур-нь образоват сферы, кот в разв странах уделяется пристал внимание.

Переход к инновац  воспр-ву сильно повлиял на управл решения, на хар-р менедж-та на ур-не корпораций и на содерж-е гос рег-ния эк-ки. Обозначился переход к нов концепциям так наз инновац менедж-та как особ ф-циям и особ типу упр-ния. Важн задачей кажд торг орг-ции явл повышение эф-ти исп-ния эк рес-сов, обеспеч-е рацион их формир-я. Об этом м судить по ст-ти экст и интенсивн исп-я рес-сов. Экст исп-е рес-сов – развитие деят-ти орг-ции происх-т за счет увеличения кол-ва исп рес-сво (для торговли – увелич-е торг площадей, числ-ти раб-ков). Интенсивн исп предполагает разв деят-ти ор-ции за счет повыш-я эф-ти исп рес-сов, что показ улучшение соотв пок-лей эф-ти. на практике эти факторы действ в сов-ти, что выз необх опред доли экст и интенсивн факторов в исп эконом рес-сов в целом и по отд видам.

Расчет м б произведен как на основе абсол, так и относит пок-лей.

Исп след ф-лы:

Ди=(1-дельтаЭ/дельтаР)*100, Дэ=100-Ди

Ди-доял интенс фактора, %,

Дэ-доля экст фактора, %,

Дельта Э-темп прироста экст фатора, %,

Дельта Р- темп прироста оборота (рез-та), %

  1. Под знанием понимается селективн упорядоч определ способом полученная в соот-вии с какими-либо критериями оформленная инф-ция, имеющ соц значение и признаваем в кач-ве знания определенными соц субъектами и об-вом в целом. Знание – на посл месте в иерархии: данные – инф-ция – знания.

Данные (факты) – относ-ся к чувств или восприн-им явлениям, кот независимы. Инф-ция расценивается как интерпритация данных, фактов, способная искажать значение лежащих в их основе данных. Знание – по своей природе пассивно, еще более умозрительно, но наличие у индивидуума умств способностей и технолоии его реал-ции создает возможность превращения знания в конкр действие. Значение знания в наст время знач-но расширилось. В зав-ти от контекста оно означает научн потенциал, интеллект потенциал, инф-ция, ноу-хау и тд. Эк-ка знаний – тип эк-ки, в кот пр-во знаний явл источником ее роста. Синонимы этого термина – инновац эк-ка, информ об-во, высокотехнологичн цивилизация и др. Соврем рын эк-ка хар-ся преобладает рынка знаний и инф-ции над рынками мат-вещ тов-в и рес-сов, а ткже значит объемом затрат на ее развитие в первичн баз секторе, в кот создаются и распр-ся след виды знаний: научн исследования, высш образование, разработка прогр обеспечения, подготовка учащихся в нач и средн школах, средн профес образование и т д . в разв странах инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в осн фонды, растут вложения в информ и коммуникац технолоии, поэтому в зав-ти от оценки вклада по вал добавл ст-ти отраслей, где в основном потр-ся нов знания, выд-ют след отрасли: 1. Высокотехнол отрасль высшего ур-ня. Затраты на НИОКР здесь – не мене 10% добавл ст-ти, а з/п ученых, инженеров. Техников превыш-т 10% от общ затарт на найм раб слы. Это так назыв отрасли хай-тек (это – применение кремния, синтетич материалов, робототехника, информатика, биотехнологии, астронавтика, фармацевтич пром-ть, пр-во компов и офисн оборуд-я, пр-во теле-радио аппаратуры и электр компонентов, приборостр-я, авиакосмич и общ машиностр-е. Именно эти отрасли на междунар ур-не приняты в кач-векритерия оценки концентр-ции нац научн-технич потенцияала. 2. Высокотехнологичн отрасли средн ур-ня. Это пр-во наукоемк продукции, под кот понимается продукция мат пр-ва, где доля затран на НИОКР в добавл ст-ти выше, чем в средн по пром-ти. это – хим пром-ть кроме фармацевц, пр-во машин и ободуд-я обще эк и отраслев значения, быт техники, электротехн, пром-ть,автомоб пром-ть, ж/д машиностр-е и др. 3. Сектор высокотехнологичн услуг – телекоммуникации, фин сфера и страх-е, делов услуги и сфера НИОКР. 4. Сектор отраслей повыш спроса на нов знания и технологии. Это образование высшее, здравоохр-е, культура, др.

  1. К осн технологиям 21в относятся: 1. Макротехнологии. Их относят к технологиям эк роста. Макротехнологии – сов-ть всех технологич процессов по созданию опр вида продукции с задан параметрами (т е НИОКР, подготовка пр-ва, пр-во, сбыт, сервисн поддержка). Российск специаличты считают, что соврем рынок наукоем продукции создают 50 макротехнологий. 7 разв стран обладают 46 макротехнологиями, кот им обеспечивают пр-во 80% всей наукоемк продукции мира. Среди признаков макротехнологии выделяют: бальш объемы пр-ва продукции, сложность продукции и соот-но технологии, наукоемкость продукции, приустс-е на мир рынке. (16-17 макротехнологий в РФ), 2. Критические технологии. Их часто рассм-ют в составе макротехнологии. Это такие технолоии, отсутст-е кот не позволяет формировать современ наукоемк пр-ва. Часть ученых придерж-ся такой точки зрения на критич технологии, согласно кот ключ или прорывн технологиям относ-ся те из них, в разработке которых необх-мо осущ-ть прорыв на нов более выс научн-технич ур-нь в целях обеспеч-я прогресса в развиии приоритетн направлений развития науки и техники для решения задач соц-эк политики. Критич технологии носят межотрасл хар-р и вносят главн вклад в решение ключ проблем реал-ции приорит направлений развития науки и технологии. 3. Технологии двойного назначения. Это технологии, кот м б использованы при создании как вооруж-я и воен техники, так и продукции гражданск назначения. Политика двойн технолоий направлена на стимулир-е процесса взаимообмена военной и гражданск пром-ти на основе разруш-я организац-администр барьеров между ними. 4. Информацион технологии. Вкл-ют: *сов-ть технологий в микроэлектроники, создании вычислит техники, телекоммуникаций, технолоии в оптикоэлектр пром-ти, * генную инжинирею и расширяющ мн-во ее дополнений и применений. Крупн технологич прорывы послед десятилетий 20 в в области нов материалов, источников энергии, медицины, пр-ва возникли вокруг этого ядра информ технологии.

 

 

ТЕМА 6: гос рег-ние  инновац деят-ти.

  1. Актуализация инновац деят-ти в Европе.
  2. Оценка наличия и эф-ти функционирования нац инновац системы (НИС)
  3. Механизм гос рег-ния инновац деят-ти
  4. Гос научно-технич политика РБ, осн задачи гос-ва в сфере инновац политики
  5. Инфрастр-ра инновац деят-ти.

 

  1. В 1995 в ЕС была сформ-на Зеленая книга инноваций. В ней впервые определены направления деят-ти, кот способст-ют инновац развитию европ стран. Это: 1. Прогнозир-е и технологич мониторинг, 2. Усиление коммерциализации исследований, 3. Развитие обучения и образования, 4. Обмен студентами и исследователями. 5. Выявление полноты выгод от инноваций, 6. Улучшение финансирования, 7. Налоговое стимуллировнаие инновац деят-ти, 8. Поддержка интеллект собст-ти, 9. Упрощение администр процедур, 10. Создание благопр администр среды, 11. Развитие деят-ти по повышению эк грамотности населения, 12. Стимул-е инновац активности и регион распространения инноваций, 13. Формир-е благопр обществ отношения к инновациям и инновац деят-ти.

На этом основании  был выработан первый план действий по развитию инноваций в Европе, в нем предусматр-ся: 1. Формир-е  инновац культуры, 2. Развитие мобильности  исследователей, 3. Повыш-е значимости организац и соц инноваций, 4. Продвижение инноваций в гос секторе и правит орг-циях, 5. Создание среды благоприятствующей инновац деят-ти (соверш-вание прав интел собст-ти, регул-е патент зак-ва, налог льготы, снижение барьеров для развития инновац предпри-ва, облегчение доступа к фин рес-сам), 6. Ориентация научн исследований на инновации, т е соверш-е прогноз-я и планир-я научн исследов-ния, повыш-е ур-ня и масштабов начн исследований на пр-тиях, интенсификация взаимодействия вузов, НИИ и пр-тий, содействие инновац активности мал и средн пр-тий.

  1. Для функционир-я нац эк-к в режиме инновац пути развития формир-ся странов инновац системы (нац инновац системы). Бел нац инновац система (НИС) – сов-ть нац гос, част и обществ орг-ций и механизмов их взаимодействия, в рамках кот осущ-ся деят-ть по созданию, хранению и распрст-нию нов знаний и технологий. В центре инновац системы миров сообщества находятся транснац корпорации (ТНК) и ФПГ, однако в посл время имеет тенденция перемещения центра инновац деят-ти на микроуровень, т е пр-тие, орг-ции, компании, фирмы, где происх-т превращение открытий, изобритений и др научн разработок, нов технологии, продукты, технику, информ системы, наличие НИС, кач-во ее функционир-я и гос рег-ния оценив-ся при помощи спец систем пок-лей. Одной из наиб распрост-ных систем индикаторов сформир-на институтом научн инф-ции США и поддерж-ся системат обработкой около 5 тыс научн журналов. Система индикаторов, хар-щих эф-ть деят-ти интеллект составляющей НИС:

Пок-ль

Порядок опр-я пок-ля

Профиль пок-ля (что хар-ет)

Индикатор диапазона (междунар научн сотрудничества)

Число стран, в кажд из кот доля совмест научн работ  с учеными оцениваемой страны сотавляет более 1% от общ чисоа  работ, написанных совместно с иностранцами

Широта м/дунар сотрудничества, косвенно-интерес научн сооб-ва к стране

Индикатор значимости страны

Средн число ссылок во внешних для оцениваем страны источниках, приходящихся на 1 публикацию нац авторов

Интерес м/дунар научн  сооб-ва к стране.

Коэф-т диффузии науч знаний

Отношение м/ду переданными  и получ знаниями. При этом передан  знания оценив-ся ссылками на работу из оцениваем страны в др странах, а  полученные- ссылками в публикациях  в оцениваем стране на иностр источники

Интеллект потенциал  и активность научн сооб-ва

Коэф-т изобретательности  нац науч сообщ-ва

Кол-во поданных резидентами  заявок на изобретения, приходящихся на 1 млн чел населения

Прагматизм научн сооб-ва, ориентация на конечн интеллект продукт

Число (уд вес) исследователей

Число исследователей, приходящихся на 1000 чел. Занятых в эк-ке

Инновац потенцияал страны

Доля валов затрат на гражд исследования и разработки в ВВП

Соот-ние вал затрат на исследования к ВВП

Наукоемкость ВВП, ур-нь финансирования науки

Индикатор общей зваимосвязанности  исследований

Общее число ссылок на публикации по ведущимся исследованиям

Комплексность исследований


Наукоемкость ВВП в 2% и ниже оценив-ся как критическая. В промышл развит странах она  сост-ет 2,5-3%. В Швеции и Франции  в 2001 она превысила 3,5%, США около 2,5. В РБ – около 1,2.

В сфере создания, хран-я  и распростр-я нов знаний и  технологий оцен-ся пок-ли, отраж-ные  в таблице 2.

Табл 2. Система индикаторов, комплексно хар-щих активность субъектов  инновац системы

Пок-ль

Порядок опр-я

Профиль пок-ля

Пок-ль инновационности продукции

Уд вес (по ст-ти) инновац  продукции в отгруженной

Инновац активность произв-лей

Пок-ль инновационности  произв-лей

Доля инновационно активных предпр-тий в их общ числе

Инновац активность производителей

Ср ур-нь наукоемкости продукции

Доля затрат на исследования и разработки в соимости отгруж продукции

Наукоемкость изделий

Ср ур-нь наукоемкости технологий

Доял затрат на закупку  интеллект собст-ти в затартах на технологич инновации

Наукоемкость технологии


В странах ЕС уд вес  инновац продукции около 12%. Различают выс наукоемкость продукции (уд вес затрат на НИОК в ст-ти рподукции сост более 8,5% ), средн наукоемкость (3,5 – 8,5%) и низк (менее 3,5%).

  1. Механизм гос рег-ния инновац деят-ти в обобщ виде можно представить в виде след схемы (сверху вниз):

Общенар потребности  и интересы >гос политика в инновац сфере> объединение инновац стратегии и тактики>меры рег-щего возд-вия (прям и косвен).

Под гос политикой  в инновац сфере понимается сов-ть правил поведения субъекта упр-ния  в иннов сфрее. Цель этой политики – формир-е благопр соц-эк среды для инициирования создания и внедрения новшеств. В основу инновац политики гос-ва закладываются приянтия свода законодат актов адекватных реал эк, соц и полит ситуации в стране. В них опр-ся субъекты и объекты упр-ния, обязанности и ответ-ть. Зак-во явл осн регулятором научн-технич деят-ти. гос инновац политика м проводиться с помощью 1 из 3 инновац стратегий: 1. Стратегия переноса (внедрение имеющ заруб научн-технич потенциала в эк-ку собств страны ч/з закупку лицензии на высокоэффективн технлогии для освоения пр-ва продукции нов поколений, пользующ спросом за рубежом. В последующем создается и развив-ся собст научно-технич и промышл потенциал, обеспеч-ся воссоздание всего инновац процесса расшир воспр-ва). 2. Стратегия заимствования (опираясь на деш раб силу, исп-я часть научн-технич потенциала собств страны, осваивается выпуск наукоемк продукции, производившейся ранее в рабвит индустр странах, далее, наращивая пр-во с возрожденим научно-технич и промышл потенциала, способного сам-но производить весь цикл работ в цепочке наукопроизв-ва, обеспеч-ся активизация инновац активности), 3. Стратегия наращивания (с исп-нием собств научн-технич потенциала, привлечением заруб ученых и контсрукторов, рац объединением рез-тов фундам и прикладн науки пост-н созд-ся нов продукты и отраб-ся нав технологии, кот реал-ся в пр-ве и соц сфере, т е происходит пост активизация инновац процессов).

Информация о работе Экономика инноваций в отрасли