Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций
Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.
Тема 3: Инновац деят-ть в сфере товарн обращения
Первые 4 источника относятся в внутр источникам, они возникают в рамках отрасли или орг-ции.
Следующ 3 источника нововведений относятся к внешн, имеющ происхождение за пределами предприятия или отрасли.
Из 7 типов изменений наиб важн явл 3 и 7, т к они носят наиб радикальный хар-р.
При решении этой проблемы необходимо ответить на такие вопросы:
Наиб радик изм-я происходят на основе новых знаний.
Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв м/ду появлением нового знания и его технологич исп-ем , б) происходит много времени для того, как новая технология материализ-ся в новом продукте, процессе или услуге.
В связи с этим инновации, основанные на новых знаниях, требуют:
Нововведение, основан на нов знаниях, должно «созреть» и быть воспринято об-вом. Только в этом случае оно принесет успех.
В сфере товарн обращ-я нов идеи формир-ся, как правило, под влиянием мнения потр-лей о возм способах удовлетв-я их потребностей. Широкие контакты с потреб-лями позволяют формир-ть более объемный портфель нов идей, сокращает время поиска нов решений, обесп-ет гибк реагирование на изм-е конкурент среды.
Задача увел-я числа нов идей при обновлении тор ас-та обусл-на выс динамизмом спроса. Соц потребности м претерпеть сущ изменения в очень коротк сроки и для своевр адаптации торг орг-ция д обладать определ запасом идей.
В области разработки
и реал-ции замысла услуг-
2) наиб важн ф-ции
организац стр-р в инновац
1. долгоср повыш-е квалиф-и персонала
2. накопление и систематизация научн-технич знаний и опыта
3. передача научн-технич инф-ции от внешн источников
4. обмен инф-ции внутри стр-ры
5. обесп-е коммуникации персонала, подразделений маркетинга со специалистами отделов
6. стимул-е творч подхода и
развитие творч потенциала
При внедрении инноваций выявляются недостатки традицион орг стр-р:
- неподвижность (нодост
- наличие больш числа
- рутинность обязанностей
- отсутств-е творч подхода при выполн-и задач
- негатив восприятие улучшений и изменений
- низк произв-ть
Организ стр-ры инновац орг-ций основ-ся на опред схемах. Оргинч схема построения орг-ции основ-ся и эф-на при применения выс технологий в усл диманичн вшенш окруж-я. Она основана на применения формальн правил и процедур, 2. Участии сотрудников в принятии управл решений, 3. Гибкость упр-я, 4. Наличие небол числа иерархич уровней
-дивизион организац стр-ра: прим-ся в крупн произв компаниях с низк мобильностью подразделений и вы сур-нем бюрократизма системы упр-я, в болш многофункц корпорациях, в усл пр-ва больш ассортим ряда продукции. Она основ-ся на департаментном разделении деят-ти , в основе кот лежит научн дисциплина, проектн упр-е, в) упр-е по продуктам, предполаг разделение деят-ти на неск направлений, г) планиер-и и прогноз-нии.
Программно – целевые стр-ры: *централизов, т е подчинение всех участников крупномасшт проекта одному органу упр-я, * координационные, т е создание и введение в линейн-функцион стр-ру координир подразделений.
Матричная стр-ра – имеет комбинир программн и функцион части. В ее основе лежат 2 принципа: четкое разгранич-е управленч и профессион ответ-ти, регламентация ф-ций руководителей проектов. Ее недостатки: размыт границы личн отв-ти сотрудника, трудности при принятии решений, выс накладн расходы.
Индивид организац стр-ра : это добровол объедин-е полуавтономн объединений. принципы ее построения: кооперация деят-ти, конкуренция м/ду членами объединения, децентрализация стр-ры, формир-е центров прибыли, учет интересов всех членов, пост поиск нов возможностей.
Адхократический организац стр-ры упр-я :в быстрораст отраслях выс тенологиях для выполн-я сложн многоэтапн задач.
Многомер орган стр-ры базир-ся на матр стр-ре и ориент-ны на терр-рию, рынок и потребителей.
Партисипативные организ стр-ры – основ-ся на участии сотрудников в упр-и путем создания органов самоупр-ния.
\\\\ (пропуск)
Потребности и установки людей изм-ся по мере того, как они переходят от 1 этапа жизни к другому. Точно также люб товары и услуги проходят ряд стадий , кот в сов-ти предст собой некот разновидность жизн цикла. Цикл означает сов-ть взаимосвяз явлений . процессов и работ, образующих законч цикл развития в теч какого-либо промежутка вермени. Жизн цикл инновации – определ период времени, в теч которого инновация обладает активн жизнен силой и приносит продавцу/произв-лю прибыль или др выгоду. Роль концепции жизн цикла при орг-ции инновац процесса заключ в след: 1. Она вынуждает руков-ля анализировать хоз деяя-ть как с позиции наст времени, так и с точки зрения перспективы; 2. Она обосновывает необх-ть систематич работы по планир-ю выпуска инноваций, а также по их приобретению; ///// Она явл основой анализа и планир-я инноваций. При анализе инноваций можно установить, на какой стадии жизн цикла находится эта инновация, какова ее ближ перспектива, когда начнется резк спад и когда она закончит свое существ-ние.
Рисунок:
Для получ-я стаб дохода фирма д работать над продуктом, относящимся к 3 поколениям техники (1. Уходящему – мор устаревш, 2. Господствующ, 3. нарождающ - перспект). В отрезок времени /// на стадии зарождения и начала выпуска прокта В (т1) – затраты на его пр-во еще велики, спрос мал .что приводит к убыточности пр-ва, в то же время объем выпуска продукта А – весьма велик, а продукт С – еще не выпускается. На стадии стабилизации ВП поколения В (т2) – его технология полностью освоена, спрос велик - период максим объема выпуска и наиб сов-ти прибыльности данн продукта, выпуск продукта А –упал, освоение и развитие перспект продукта С – начинается до падения спроса на продукт В, чтобы на стадии сниж-я спроса на этот продукт, спрос на продукт С – был в стадии роста. Стабильная величина совок дохода фирмы обесп-ся распределением усилий м/ду сменяющ др друга продуктами. Т.о. определяющими в формир-ии конкурентоспос стратегии явл то, что ср-ва в прогрессивн продукт следует вкладывать заранее, что требует достоверн выявления и прогнозир-я как тенденции рын спроса (марк исслед), так и тенденции НТП. Жизн циклы инновации различ-ся по видам инноваций. Эти различия затрагивают общ продолжит-ть цикла. Продол-ть кажд стадии внутри цикла, особ-ти развития самого цикла, разн кол-во стадий. Виды и кол-во стадий жизн цикла опр-ся особ-тями той или иной инновации. У кажд инновации м опр-ть стержневую (баз) основу жизн цикла с четко выделен стадиями. Схемы жизн цикла различны у инновац продукта и у инновац операции. Осн стадии жизн цикла нов продукта:
+разд материал.
На стадии разработки нов продукта на рисунке (разработка продукта – подготовка пр-ва) произв-ть организует инновац процесс. На этой стадии – вложение капитала. Стадия выхода на рынок (на рис. выведение) – показ-ет период внедрения нов продукта на рынок, продукт приносит деньги, продол-ть этой стадии зависит от рекламы, ур-ня инфляции и эф-ти работы по продаже нов товара. Стадия развития рынка (на рис Рост) связ-на с ростом объема рподаж на рынке, продол-ть ее показывает время, в теч кот нов продукт активно продается и рынок достигает определ предела насыщения этим продуктом. Стадия стабилизации рынка (на рис Зрелость) – означает, что рынок уже насыщен этим продуктом, объем продаж достиг предела и дальн роста продажи уже не будет. Стадия уменьшения рынка (на рис Упадок) – стадия, на кот происходит спад сбыта продукта, однако еще сущ-ет спрос на этот продукт и след-но сущ-ют объект предпосылки к увел-ю объема продажи продукта. 2 последн стадии м отсут-ть, т к они появляются при диверсификации рынка. Стадия подъема рынка явл продолжением предыдущ стадии, раз спрос на продукт сущ-ет, то произв-ть начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценов политику, применять разл формы матер стимул-я продажи продукта, как продавца (применять премии), так и покупателя (скидки, призы), проводить доп мероприятия, в 1 очередь рекл хар-ра с целью привлечения внимания к продукту. Это позволяет увел-ть объем рподаж продавцу и произв-лю на какой-то период времени, но он уже не может возрасти до ранее достигнут предела. Стадия подъема рынка переходит в стадию падения рынка. Здесь – резк сниж-е объема продажи продукта, т е его падение до 0. На этой стадии – полн реал-ция продукта или полн прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям. Жизн цикл нов операции вкл в себя 4 стадии – 1. Разработка нов операции и ее оформление в виде док-та, 2. Реал-я операции, 3. Стабилизация рынка. 4. Падение рынка. На стадии разраб-ки и ее форм-я в виде док-та осущ-ся работа по инициации, поиску идеи, по разраб-ке всего алгоритма фин операции, созданию док-та, финансир-е затрат по разработке. На 2 стадии – эта стадия связана с внедрением внутри хозяйств субъета или с ее реал-цией на рынке, на этой стадии осущ-ся продвижение и распростр-е инновации. 3 стадия пок-ет насыщ-е рынка данной операций и приходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться. При рассмотрении жизн цикла нов операции следует учитывать 3 момента: операция реал-ся в форме закончен док-та, описыв всю процедуру выполн-я данной операции, операция реал-ся в 2 направлениях (внутри хоз субъекта и на рынке путем продажи др субъектам) (целью реал-ции операции внутри хоз субъекта явл получение эк выгоды в виде сниж-я времени на проведение работы, экономия ден ср-в и тд; а на рынке – получ-е прибыли и поднятие своего имиджа), опреции не патентуются, но предст собой ноу-хау, поэтому произв-ль операции м потерять монополию на нее, не продав ее на рынке. Кроме того, раб-ки др хоз субъектов м сами разработать эту операцию. Опираясь на какие-либо элементы, взятые или украденные у др хоз субъектов (промышл шпионаж).
4)
Принцип различия инновац и стаб бизнес-процессов и упр-я ими
Хар-ка процесса |
Стабильность бизнес-процесса |
Инновац процесс |
Тип процесса |
Близкий к непрерывному |
Начинается фанатиками идеи или ее активн сторонниками. Хар-р – цикличн и дискретный, склонен к внезапн резк ускорениям, задержкам, сопротивлению и возникновению препятствий |
Целевая ориентация |
Поддерж-е заданного ур-ня, определяем на основе маркет исследований |
Перевод системы на кач-но нов ур-нь посредством сочетания маркет концепции и концепции технологич проталкивания. |
Достижение цели |
В соотв-вии с оперативн планом |
В соотв-вии с миссией и выбран стратеией, с временным лагом |
Форма орг-ции |
Бюрократия |
сети |
Критич фактор конкурент преим-ва |
Исп-е ключ компетенций |
Интеллект рес-сы |
риск |
Минимален, опр-ся статич данными |
Неизбежен и пропорционален новизне и масштабу инноваций |
Источник власти |
Должностн полномочия |
Вступает а противоречия с ними и требует разработки новых. |
Кач-во |
Достиж-е заданного ур-ня |
Создание нов кач-ва |
Распределение полномочий и ролей персонала |
Стабильное |
Знание |
Критерий принятия решений |
Доход, прибыль |
Стирание привычн администр границ |
Отношение к персоналу |
Преимущ-но как к взаимозамен рес-су |
Время |
Стиль упр-я |
Авторитарн, жестк контроль за исполнением |
Координационный, делегирование полномочий, формир-е группы единомышленников, помощь в раскрытии способностей |
Принципы упр-я |
Стаб-ть, опретивность, колич цели, внутр эф-ть, порядок и четкость, упр-е целью |
Гибкость, видение, стратегия, внешн эф-ть, творчество, возможно хаотичн упр-е процессом. |
Инновац упр-е предпр-тием по своему содерж-ю – это уник сфера деят-ти. здесь исп-ся и взаим-ют знания из области техники, эк-ки и экологии, соц психологии и соц-гии, фундамент и прикладн наук, теория и практика, стратегия и тактика. Саморазвитие стан-ся возможным благодаря гению человеч мысли, накоплением капитала и высокач производит труду. В свою очередь, развитие обогащает труд и человеч мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повыш-ю произв-ти и кач-ва труда и создает условия для нов этапа развития, обеспечивая его непрерывн-ть. Проводим в стране политика позволяет кажд орг-ции создать собств механизм упр-я, базирующ на мотивации деят-ти разл соц групп, те предпринимателей, менеджеров, специалистов и рабочих на эк самост-ти и созидат возможностях организац потенциала.