Экономика инноваций в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

Файлы: 1 файл

лекции-инновации.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Тема 3: Инновац деят-ть в сфере товарн обращения

  1. Источники инноваций
  2. Организацион стр-ры в инновац деят-ти
  3. Жизненно-циклич концепция инноваций
  4. Хар-ка и осн этапы инновац процесса

 

 

  1. Условия для появления инноваций образуются в об-ве непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. П. Друкер выделил 7 осн источников инноваций:
    • Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)
    • Неконгруэнтность- несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках
    • Потребности произв процесса
    • Внезапные изменения в стр-ре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»
    • Демографич изменения
    • Изменения в восприятия и настроения потребителей
    • Новое знание (научн или ненаучн)

Первые 4 источника относятся  в внутр источникам, они возникают  в рамках отрасли или орг-ции.

Следующ 3 источника нововведений относятся к внешн, имеющ происхождение  за пределами предприятия или отрасли.

Из 7 типов изменений  наиб важн явл 3 и 7, т к они носят  наиб радикальный хар-р.

  • Реал-ция 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:
  1. Недостаточно опр-ть потребность, важно разобраться в ее сути
  1. Не всегда возможно удовл-ть потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

При решении этой проблемы необходимо ответить на такие вопросы:

  • Понимаем ли мы в чем, в каких изменениях нуждается процесс
  • Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить
  • Соотв-ют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям целев потребителей?

Наиб радик изм-я  происходят на основе новых знаний.

Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается  большой разрыв м/ду появлением нового знания и его технологич исп-ем , б) происходит много времени для того, как новая технология материализ-ся в новом продукте, процессе или услуге.

В связи с этим инновации, основанные на новых знаниях, требуют:

  1. Тщат анализа всех необх факторов
  2. Ясного понимания преслед цели, т е необходима четк стратегич ориентация
  3. Орг-ция предприним упр-ния, поскольку здесь необх-мы фин и управленч гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основан  на нов знаниях, должно «созреть»  и быть воспринято об-вом. Только в  этом случае оно принесет успех.

В сфере товарн обращ-я  нов идеи формир-ся, как правило, под влиянием мнения потр-лей о  возм способах удовлетв-я их потребностей. Широкие контакты с потреб-лями позволяют  формир-ть более объемный портфель нов идей, сокращает время поиска нов решений, обесп-ет гибк реагирование на изм-е конкурент среды.

Задача увел-я числа  нов идей при обновлении тор ас-та обусл-на выс динамизмом спроса. Соц  потребности м претерпеть сущ  изменения в очень коротк сроки  и для своевр адаптации торг орг-ция д обладать определ запасом идей.

В области разработки и реал-ции замысла услуг-новинок  орг-ции обладают, как правило, большими возможностями. Пр-во нов услуг зачастую не требует крупн инвестиций, мощной МТБ, сложного ресурс обеспечения и  м б осущ-но в коротк сроки. Инновац мобильность в этой сфере значительно выше, что повышает эф-ть предпримин и маркетингов деят-ти.

2) наиб важн ф-ции  организац стр-р в инновац деят-ти  след:

1. долгоср повыш-е квалиф-и  персонала

2. накопление и систематизация  научн-технич знаний и опыта

3. передача научн-технич  инф-ции от внешн источников

4. обмен инф-ции внутри  стр-ры

5. обесп-е коммуникации  персонала, подразделений маркетинга со специалистами отделов

6. стимул-е творч подхода и  развитие творч потенциала сотрудников компании.

При внедрении инноваций выявляются недостатки традицион орг стр-р:

- неподвижность (нодост гибкость  и мобильность подразделений,  процессов и технологий)

- наличие больш числа инструкций, планов и графиков

- рутинность обязанностей сотрудников

- отсутств-е творч подхода при выполн-и задач

- негатив восприятие улучшений  и изменений

- низк произв-ть

Организ стр-ры инновац орг-ций  основ-ся на опред схемах. Оргинч схема построения орг-ции основ-ся и эф-на при применения выс технологий в усл диманичн вшенш окруж-я. Она основана на применения формальн правил и процедур, 2. Участии сотрудников в принятии управл решений, 3. Гибкость упр-я, 4. Наличие небол числа иерархич уровней

-дивизион организац стр-ра: прим-ся в крупн произв компаниях с низк мобильностью подразделений и вы сур-нем бюрократизма системы упр-я, в болш многофункц корпорациях, в усл пр-ва больш ассортим ряда продукции. Она основ-ся на департаментном разделении деят-ти , в основе кот лежит научн дисциплина, проектн упр-е, в) упр-е по продуктам, предполаг разделение деят-ти на неск направлений, г) планиер-и и прогноз-нии.

Программно – целевые  стр-ры: *централизов, т е подчинение всех участников крупномасшт проекта одному органу упр-я, * координационные, т е создание и введение в линейн-функцион стр-ру координир подразделений.

Матричная стр-ра – имеет комбинир программн и функцион части. В ее основе лежат 2 принципа: четкое разгранич-е управленч и профессион ответ-ти, регламентация ф-ций руководителей проектов. Ее недостатки: размыт границы личн отв-ти сотрудника, трудности при принятии решений, выс накладн расходы.

Индивид организац  стр-ра : это добровол объедин-е полуавтономн объединений. принципы ее построения: кооперация деят-ти, конкуренция м/ду членами объединения, децентрализация стр-ры, формир-е центров прибыли, учет интересов всех членов, пост поиск нов возможностей.

Адхократический организац стр-ры упр-я :в быстрораст отраслях выс  тенологиях для выполн-я сложн  многоэтапн задач.

Многомер орган стр-ры базир-ся на матр стр-ре и ориент-ны на терр-рию, рынок и потребителей.

Партисипативные организ  стр-ры – основ-ся на участии сотрудников в упр-и путем создания  органов самоупр-ния.

\\\\ (пропуск)

Потребности и установки людей  изм-ся по мере того, как они переходят  от 1 этапа жизни к другому. Точно  также люб товары и услуги проходят ряд стадий , кот в сов-ти предст собой некот разновидность жизн цикла. Цикл означает сов-ть взаимосвяз явлений . процессов и работ, образующих законч цикл развития в теч какого-либо промежутка вермени. Жизн цикл инновации – определ период времени, в теч которого инновация обладает активн жизнен силой и приносит продавцу/произв-лю прибыль или др выгоду. Роль концепции жизн цикла при орг-ции инновац процесса заключ в след: 1. Она вынуждает руков-ля анализировать хоз деяя-ть как с позиции наст времени, так и с точки зрения перспективы; 2. Она обосновывает необх-ть систематич работы по планир-ю выпуска инноваций, а также по их приобретению; ///// Она явл основой анализа и планир-я инноваций.  При анализе инноваций можно установить, на какой стадии жизн цикла находится эта инновация, какова ее ближ перспектива, когда начнется резк спад и когда она закончит свое существ-ние.

Рисунок:

Для получ-я стаб дохода фирма д  работать над продуктом, относящимся  к 3 поколениям техники (1. Уходящему  – мор устаревш, 2. Господствующ, 3. нарождающ - перспект). В отрезок времени /// на стадии зарождения и начала выпуска прокта В (т1) – затраты на его пр-во еще велики, спрос мал .что приводит к убыточности пр-ва, в то же время объем выпуска продукта А – весьма велик, а продукт С – еще не выпускается. На стадии стабилизации ВП поколения В (т2) – его технология полностью освоена, спрос велик  - период максим объема выпуска и наиб сов-ти прибыльности данн продукта, выпуск продукта А –упал, освоение и развитие перспект продукта С – начинается до падения спроса на продукт В, чтобы на стадии сниж-я спроса на этот продукт, спрос на продукт С – был в стадии роста. Стабильная величина совок дохода фирмы обесп-ся распределением усилий м/ду сменяющ др друга продуктами. Т.о. определяющими в формир-ии конкурентоспос стратегии явл то, что ср-ва в прогрессивн продукт следует вкладывать заранее, что требует достоверн выявления и прогнозир-я как тенденции рын спроса (марк исслед), так и тенденции НТП. Жизн циклы инновации различ-ся по видам инноваций. Эти различия затрагивают общ продолжит-ть цикла. Продол-ть кажд стадии внутри цикла, особ-ти развития самого цикла, разн кол-во стадий. Виды и кол-во стадий жизн цикла опр-ся особ-тями той или иной инновации. У кажд инновации м опр-ть стержневую (баз) основу жизн цикла с четко выделен стадиями. Схемы жизн цикла различны у инновац продукта и у инновац операции. Осн стадии жизн цикла нов продукта:

  1. Разработка нов продукта
  2. Выход на рынок
  3. Развитие рынка
  4. Стабилизация рынка
  5. Уменьшение рынка
  6. Подъем рынка
  7. Падение рынка.

+разд материал.

На стадии разработки нов продукта на рисунке (разработка продукта – подготовка пр-ва) произв-ть организует инновац процесс. На этой стадии – вложение капитала. Стадия выхода на рынок (на рис. выведение) – показ-ет период внедрения нов продукта на рынок, продукт приносит деньги, продол-ть этой стадии зависит от рекламы, ур-ня инфляции и эф-ти работы по продаже нов товара. Стадия развития рынка (на рис Рост) связ-на с ростом объема рподаж на рынке, продол-ть ее показывает время, в теч кот нов продукт активно продается и рынок достигает определ предела насыщения этим продуктом. Стадия стабилизации рынка (на рис Зрелость) – означает, что рынок уже насыщен этим продуктом, объем продаж достиг предела и дальн роста продажи уже не будет. Стадия уменьшения рынка (на рис Упадок) – стадия, на кот происходит спад сбыта продукта, однако еще сущ-ет спрос на этот продукт и след-но сущ-ют объект предпосылки к увел-ю объема продажи продукта. 2 последн стадии м отсут-ть, т к они появляются при диверсификации рынка. Стадия подъема рынка явл продолжением предыдущ стадии, раз спрос на продукт сущ-ет, то произв-ть начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценов политику, применять разл формы матер стимул-я продажи продукта, как продавца (применять премии), так и покупателя (скидки, призы), проводить доп мероприятия, в 1 очередь рекл хар-ра с целью привлечения внимания к продукту. Это позволяет увел-ть объем рподаж продавцу и произв-лю на какой-то период времени, но он уже не может возрасти до ранее достигнут предела. Стадия подъема рынка переходит в стадию падения рынка. Здесь – резк сниж-е объема продажи продукта, т е  его падение до 0. На этой стадии – полн реал-ция продукта или полн прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям. Жизн цикл нов операции вкл в себя 4 стадии – 1. Разработка нов операции и ее оформление в виде док-та, 2. Реал-я операции, 3. Стабилизация рынка. 4. Падение рынка. На стадии разраб-ки и ее форм-я в виде док-та осущ-ся работа по инициации, поиску идеи, по разраб-ке всего алгоритма фин операции, созданию док-та, финансир-е затрат по разработке. На 2 стадии – эта стадия связана с внедрением внутри хозяйств субъета или с ее реал-цией на рынке, на этой стадии осущ-ся продвижение и распростр-е инновации. 3 стадия пок-ет насыщ-е рынка данной операций и приходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться. При рассмотрении жизн цикла нов операции следует учитывать 3 момента: операция реал-ся в форме закончен док-та, описыв всю процедуру выполн-я данной операции, операция реал-ся в 2 направлениях (внутри хоз субъекта и на рынке путем продажи др субъектам) (целью реал-ции операции внутри хоз субъекта явл получение эк выгоды в виде сниж-я времени на проведение работы, экономия ден ср-в и тд; а на рынке – получ-е прибыли и поднятие своего имиджа), опреции не патентуются, но предст собой ноу-хау, поэтому произв-ль операции м потерять монополию на нее, не продав ее на рынке. Кроме того, раб-ки др хоз субъектов м сами разработать эту операцию. Опираясь на какие-либо элементы, взятые или украденные у др хоз субъектов (промышл шпионаж).

 

4)

Принцип различия инновац  и стаб бизнес-процессов и упр-я  ими

Хар-ка процесса

Стабильность бизнес-процесса

Инновац процесс

Тип процесса

Близкий к непрерывному

Начинается фанатиками идеи или ее активн сторонниками. Хар-р – цикличн и дискретный, склонен к внезапн резк ускорениям, задержкам, сопротивлению и возникновению препятствий

Целевая ориентация

Поддерж-е заданного ур-ня, определяем на основе маркет исследований

Перевод системы на кач-но нов ур-нь посредством сочетания  маркет концепции и концепции  технологич проталкивания.

Достижение цели

В соотв-вии с оперативн  планом

В соотв-вии с миссией  и выбран стратеией, с временным лагом

Форма орг-ции

Бюрократия 

сети

Критич фактор конкурент  преим-ва

Исп-е ключ компетенций

Интеллект рес-сы

риск

Минимален, опр-ся статич данными

Неизбежен и пропорционален новизне и масштабу инноваций

Источник власти

Должностн полномочия

Вступает а противоречия с ними и требует разработки новых.

Кач-во

Достиж-е заданного  ур-ня

Создание нов кач-ва

Распределение полномочий и ролей персонала

Стабильное 

Знание 

Критерий принятия решений

Доход, прибыль

Стирание привычн администр  границ

Отношение к персоналу

Преимущ-но как к взаимозамен  рес-су

Время

Стиль упр-я

Авторитарн, жестк контроль за исполнением

Координационный, делегирование  полномочий, формир-е группы единомышленников, помощь в раскрытии способностей

Принципы упр-я

Стаб-ть, опретивность, колич цели, внутр эф-ть, порядок и четкость, упр-е целью

Гибкость, видение, стратегия, внешн эф-ть, творчество, возможно хаотичн  упр-е процессом.


Инновац упр-е предпр-тием по своему содерж-ю – это уник сфера деят-ти. здесь исп-ся и взаим-ют знания из области техники, эк-ки и экологии, соц психологии и соц-гии, фундамент и прикладн наук, теория и практика, стратегия и тактика. Саморазвитие стан-ся возможным благодаря гению человеч мысли, накоплением капитала и высокач производит труду. В свою очередь, развитие обогащает труд и человеч мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повыш-ю произв-ти и кач-ва труда и создает условия для нов этапа развития, обеспечивая его непрерывн-ть. Проводим в стране политика позволяет кажд орг-ции создать собств механизм упр-я, базирующ на мотивации деят-ти разл соц групп, те предпринимателей, менеджеров, специалистов и рабочих на эк самост-ти и созидат возможностях организац потенциала.

Информация о работе Экономика инноваций в отрасли