Экономика инноваций в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

Файлы: 1 файл

лекции-инновации.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

С научно-технологич развитием торговли связано и решение таких важн соц-эк проблем, как сокращ-е времени, затрачиваем населением на приобр-е тов-в и услуг, облегч-е дом труда, сниж-е затрат нервн энергии, связ с очередями в магазе, повыш-е эф-ти труда в др отраслях нац эк-ки. От ур-ня НТразвития торговли судят по тому, как повыш-ся общ ур-нь культуры торговли, как создается максим удобства пок-лям при выборе и приобретении тов-в и услуг, сниж-ся И потребления. НТ развитие торговли связано с НТП пром-ти и наоборот. НТП пром-ти явл базой технич вооруж-я торговли, ее оснащ-е соврем машинами, механизмами и приборами. Технич прогресс торговли активно влияет на пр-во, создавая заказы и необх предпосылки для его ускорения и расширения. Проблема научно-технолог развиия торговли носит компл хар-р и вкл след слагаемые:  1. Развитие прогрессивн технологии торг процессов на всех этапах товародвиж-я, 2. Ускор-е механизации и автоматизации трудоемких опреций торгово-технологич процесса, 3. Соверш-е МТБ, 4. Соверш-е орг-ции труда и упр-я торгово-технол процессами и людьми, 5. Создание кадрового потенциала.

Соврем направл-я развития НТП в торговле:

-индустриализ-я осн  торг процессов, в т ч информац-х,  коммерч-х, управленческих, мат-вещ,  связ с упаковкой и подготовкой  товара к продаже и потреблению

-созд-е системы взаимосвяз  машин и обор-я для выполн-я совокуп-ти торгово-технологич процессов, в т ч автоматизир склалск комплексов

-развитие и создание  новых научных технологий торг  процессов на основе их автоматиз-и  и электронизации

-развитие прогресс  способов продажи тов-в на основе внедрения нов техники и активизации роли покуп-лей в процессах торговли.

-создание МТБ, каналов товаропроводящ сети, обеспеч-щих экономичность товародвиж-я – внедрение логистики.

-формир-е эффективн  организацион структур упр-я торговлей  на принципах гор интеграции, обеспечив-щей макс исп-е достижений НТП

-централизация упр-я  НТП-ом и развития МТБ торговли.

Д соверш-ся сквозн, технологич таро-транспортн системы перемещ-я  тов-в от произв-ля до магаза, основан  на примен-и тары, оборуд-я, пакетиров-я  и контейнеризации перевозок. Пакетир и контейнер-я  - стратегич направл-я соверш-я перевозок и погруз-разгруз работ во всех отраслях нар хоза (с 50 гг прошл века). Перспектив методы продажи – самообслуж-е, продажа тов-в в кредит, в рассрочку, продажа по предварит заказам, по образцам и каталогам, посылочн торговля, интернет-торговля, щтрих-кодирование, касс терминалы.

 

 

ТЕМА 2. Торговая инновация  в сфере тов обращ-я.

 

  1. Опред-е и класс-я инноваций
  2. Торговая инновация, сущность, св-ва, ф-ции
  3. Функциональный и технологич подходы к класс-и торг инноваций.

 

  1. В эк науке термир инновация как осущ-е нов комбинаций ввел Ёзеф Шумпетер. Это понятие охватывает 5 случаев изм-я: 1. изготовл-е нового, т е еще неизв потр-лям блага или созд-е нов кач-ва того или иного блага, 2. Внедрение нового, т е данной отрасли пром-ти еще практически неизвестного метода или способа пр-ва, в основе кот не обязат-но лежит нов научн открытие и кот м заключ-ся в нов способе коммерч исп-я соотв товара, 3. Освоение нов рынка сбыта, т е такого рынка, на кот до сих пор данная отрасль пром-ти еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет, 4. Получ-е нового источника сырья или п/лфабрикатов, независимо от того существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание или считался недоступным или его еще только предстояло создать, 5. Проведение соотв реорг-ции, напр обеспеч-е монопол полож-я или монопол полож-я др пр-тия.

Соврем инноватика => ТАМО, Т-технология, А-нов прилож-е в форме нов товаров, М-нов рынок (сегмент рынка), О-внедрение нов организ элементов/нов орг-ция процесса.

Сущ-ют 3 главн типа модели научно-инновац развития: 1. С ориентацией на лидерство в науке, реализацию крупномасш целев проектов с полн научно-произв циклом, со значит долей научно-инновац потенциала в сфере обороны (США, АНГл, Франц, РФ), 2. С ориентаций с распространением нововведений, создание благоприятн инновац среды во всех секторах эк-ки (Герм, Швеция, Швейцария), 3. С ориентацией на стимул-е нововведений ч/з развитие инновац инфрастр-ры, обесп-е восприимчивости к нововведениям мир НТП, координац-ю действий разл секторов в области науки и технологий (Чпония, Южн Корея).

Соврем концепцией изуч-яя инноваций на макро, мето и мега ур-нях  явл концепция нац инновац  системы (НИС) (появилась в Германии в 90гг). На микроур-не методология изуч-я инноваций заложена в концепции жизн цикла, согласно кот инновация рассмат-ся как комплекс технологич, эк и соц перемен. С учетом технологич развития мира зап ученые особ внимание уделяют технологич инновациям, понимая под ними разраб-ку нов продукции (NPD) и нов видов бизнеса (NBD).

Причина возникнов-я инноваций  заключ в пост стремлении чел-ка усоверш-ть существующ обществ систему, устранить противоречия м/ду реал и желаем состоянием.

В соврем уловиях одним из мотивов создания новшеств становится конкур-ция на рынке, именно она стимул-ет пр-тия разрабатывать и внедрять новинки либо для удерж-я своих позиций на рынке, либо для освоения нов сегмента и получ-я доп конкурент преимущ-в

Гл особ-ть инноваций  – ее практич исп-е и получ-е коммерч выгоды. Нововведения создаются для улучш-я финан сост-я орг-ции и получ-я выгоды, т е 1. Выгода м б прямая в виде ден ср-в, 2. Косвенная, напр получ-е долгоср конкур преим-в.

В законе Рб об основах  гос научно-технич политики (1997) инновация (нововедения) – создаваем осваеваем нов или усовершенств технологии, виды тов продукции и услуг, а также организац-технич решения производ, администр, коммерч или иного хар-ра, способст-щие продвиж-ю технологий тов продукции или услуг на рынок. Новшества, разработ, но не внедренные в практич деят-ти, наз Новацией.

Т. О. современ теории инноватики трактуют инновацию как конечн рез-т  инновац деят-ти, реализов в виде нов или усоверш технологич процесса, технологии, тов-в, услуг.

Класс-ция.

  1. По сфере функцион прим-я:
    • Технич
    • Эк
    • Соц
    • Организац-управленч
    • Образоват
    • Банковск
    • Торговые
    • И т д
  1. По инновац потенциалу:
    • Базисные (координально изменяют)
    • Модифицирующие (частич модификация –изм-е % жира)
    • Псевдоинновации (незначит изм-я, кот не приводят к серьезн изм-ям в кач-ве товара)
  1. По предмету инноваций:
    • Продукт
    • Процесс
  1. По цели создания: стратегич, реактивн
  1. По хар-ру удовлетв-я потребности: удовлетворяющ сущетсв потребности, формирующ нов запросы
  2. По источнику появлению: НТП, об-во, потребности орг-ции.
  3. По мастабу прим-я: структ единица (подразд-е), орг-ция (предп-е), отрасль, эк-ка страны
  4. По способу разраб-ки: с привлечением внешн разработчиков, разработан в данн орг-ции
  5. По новизне: абсолютн (нов для дан отрасли для всего мира), относит
  6. По ур-ню создания и распределения: общегосуд, региональн, корпорат, внутрифирмен
  7. По инновац потенциалу: радикальн(полностью меняющие орг-цию и ее возможности), совмещенные (внедрение новшества происходит при исп-нии имеющихся возможностей пр-тия), модифицированные (внедрение новшества происходит при изм-нии возможностей орг-ции)
  8. Стадии жизнен цикла орг-ции, технологии или товара, длительность этапа инновац процесса

Объекты инноваций: материалы, продукты, технологии, ср-ва пр-ва, люди, соц среда, орг-ция и ее подразделение.

 

  1. Торгов инновация-это целенаправл осущ-е технич, соц, организацион изменений торговой деят-ти и поведения потребителей с целью получения прибыли или др выгоды.

Торг инновации как  соц-эк инновации присущи след св-ва: новизна- хар-ет потенциальн отличие инновации от имеющихся, совместимость- хар-ет потенциальную возм-ть исп-я инновации при неразрывн взаимосвязи систем производителя и потребителя, мобильность – отражает функцион зависимость торг инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность, оперативность – св-во связано со значимостью коммуникац составляющей торг деят-ти (особенностью принятия решения в торговле – их большое кол-во за короткий промежуток времени), коммерч реализуемость- она связана с потенц прибыльностью инноваций с учетом возм рисков, безопасность – выражается в гарантии без-ти людей при исп-нии инноваций, ценность – хар-ет потенц полезность и конкурентосп-ть.

Ф-ции торг инновации:

    • Воплощение в жизнь достижений человеч интеллекта, научно-технологич рез-тов, что способствует интеллектуализации трудовой деят-ти, повышению ее наукоемкости. Эта ф-ция отражает закономерность растущей интеллектуализации об-ва по мере его ступенчатого развития.
    • Расшир-е круга произволим и реал-емой продукции и тов-в, улучш-е их кач-ва, что спос-ет росту потребности кажд чел-ка и об-ва в целом и удовлетв-ю этих потребностей. Этим выраж-ся закон возвыш-я и дифференц-и потребности.
    • Вовлечение в пр-во и реал-ю тов-в нов производит сил, что спос-ет пр-ву тов-в и услуг с меньшими затратами труда, материалов и энергии. Это соот-ет закону экономии труда
    • Концентрация инноваций  в той или иной сфере помогает произвести стр-ру (вос?)пр-ва в соотв-и со стр-рой внешн среды. Эта ф-ция выражает з-н прапорц-ти развития.

3)

подход

Класс признак

 

 

Технологич подход

Содержание

Торгово-произв

Организац-эк

Соц-полит

Гос-правов

Комплексная

Новизна

радикальная

улучшающая

Модифицирующ

   

Преемственность

На основе выс технологий

На основе технологий средн ур-ня

На основе технологий низк ур-ня

   

Исп-е научных знаний

На фундамент научн  знаниях

На прикладн научн  знаниях

На специализир научн  знаниях

На сочетании разл типов знаний

 

Происхождение

экзогенн

Эндогенн

     

Место в сфере тов  обращения

Оптов

розничн

общепита

Выставочно-ярморочн

Биржевая

Участие потребителя(произв-ля)

С участием потребителя (произв-ля)

Без участия потр-ля(произв-ля)

     

Сектор рынка

Фирменн торговля

Корпорат торговля

Электрон торговля

Нестацион торговля

 

Эффективность

экономич

соц

экологич

Комплексн

 

Величина эффективности

выс

средн

низк

Неэффективн

 

 

подход

Класиф признак

Вид торг инновации

Функцион подход

Объект возд-я

Товар

Торговая технология

потребитель

Произв-ль

Соц изменение

Организац-эк изменение

Научно-правов изм-е

Ур-нь изменений

Глобальн

нац

Регион 

отраслев

локал

точечная

 

мотивация

Развитие науки и  техники

Потребности пр-ва и реал-ции

Потребности рынка(потребит, труда, и тд)

Интеграция торг услуги и товара

     

Совместимость с др системами

открывающ

отменяющая

заменяющая

Сопряженная

     

Хар-р структ связей

На входе

На выходе

Общ стр-ры

       

Хар-р связи с товаром

эксклюзивн

селективн

массовая

       

Хар-р связи с потребителем

единичная

избират

Широкая

       

Хар-р эффекта

С постоянным

С переменным

С разовым

С обратным

С осязаем

С неосязаем

С необатим

Зона эффекта

Обнаруж-е нов областей прим-я

Исп-е нов принципов  функционир-я

Создание нов конструктивн решений

Расчет оптимизации  параметров

     

 

Исп-е данных схем позволяет  оценивать результативность, опр-ть направления, требующ корректировки  в инновац деят-ти в сфере товарн обращения.

 

 

 

(тема 1, вопр 4)

Технологич уклад представляют больш группы технологич стр-р, связ др с другом однотипн технологич цепями, в рамках кот заключен замкнут  макроэк цикл.

Глазьев С.Ю. определяет: тенхнологич уклад – целостн комплекс технологически сопряженных пр-в.

Л.Н. Нехорошева определяет: технологич уклад – сов-ть взаимосвяз и согласов технологич процессов, соотв-щих ур-ню техники и квалиф-и раб-ков, видов исп-мой энергии, методов орг-ции и упр-я, пр-вом и реал-ции продукции ТРУ, обесп-щих получ-е конечн рез-та.

Приянто выделять 6 технологич укладов:

  1. 1770-1830 гг. доминировал в странах- технологич лидерах (великобрит, Франц, Бельгия) и развит странах (Герм, Нидерланды, Россия). Ядро уклада составляли: текстильная пром-ть, текстил машиностроение, выплавка чугуна, обраб-ка железа, строит-во каналов, водянов двигатель. Ключев фактор – текстильные машины! Преимущ-ва – механизация и концентрация пр-ва на фабриках. Наблюдались след процессы, режимы и институты: разруш-е феодальных монополий, ограничение профессион союзов, свобода торговли, британск доминир-е в м/дунар торговле и фин мире, конрен-я отд предпринимателей и мелк фирм, их объедин-е партнерства, обеспещив-щие кооперацию индивид капитала, орг-ция научн исследований в нац академиях и научн об-вах, индивид инженерн и изобретательское предприним-во и партнерство, проф обучение кадров с отрывом от пр-ва.
  2. 1830-1880. Доминировал в странах- технологич лидерах (великобрит, Франц, Бельгия, США) и развит странах (Италия, Нидерладнды, Швйцария, россия, Австровенгрия). Ядро уклада – паровой двигатель, ж/д строит-во, транспорт, машиностр-е, пароходостр-е, угольная и станкоинструмент пром-ть, черн металлургия. Ключ фактор – паровой двигатель и станки. Преим-ва: рост масштабов и концентр-я пр-ва на основе исп-я парового двигателя. Характерн процессы, режимы, институты: свобода в торговле, огранич-е госуд вмешательства. Ку

Информация о работе Экономика инноваций в отрасли