Экономика инноваций в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

Файлы: 1 файл

лекции-инновации.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Учитывая важность инноваций  для развития гос-ва, во всех ведущ  странах мира рабраб-ны разл механизмы рег-ния инновац деят-ти. они м б класс-ны по организац, эк, фин и нормативно-правов проявлениям.

    1. Организац проявление: гос поддержка инновац проектов; содействие развитию инновац инфрастр-ры; кадров поддержка инновац деят-ти; содействие подготовки, переподготовки и повыш-ю квалиф-ции кадров, осущ-щих инновац деят-ть; информац поддержка инновац деят-ти, содействие интеграц процессам в инновац сфере, развитию м/дунар сотр-ва, защита интересов нац субъектов инновац деят-ти в м/дунар орг-циях.
    2. Эк проявления: развитие рын отношений, проведение налог политики и политики цен-ния, способст-щих росту предложения на рынке инноваций, обеспечение финан поддержки и налог льгот пр-тиям, осваивающ и распростр инновации, содействие модернизации техники, развитие лизинга наукоемк продукции, активизация предприним-ва, пресечение недобросов конкуренции, поддержка отеч инновац продукции на м/дунар рынке, развитие экспортн потенциала страны, внешн экон поддержка, вкл-чая предоставление там льгот для инновац проектов, включ в гос инновац программы.
    3. Фин проявления: проведение бюджетн политики, обеспечивающ фин-ние инновац деят-ти, направление в инновац сферу гос рес-сов и повыш-е эф-ти их исп-ния, выделение прямых гос инвестиций для реал-ции инновац программ и проектов, важных для обществ развития, но не привлекательных для частн инвесторов, создание благоприятн инвестиц климата в инновац сфере, предоставление датаций, льготн кредитов, гарантий отеч и иностр инвесторам, принимающ участие в инновац деят-ти, снижение субъектам инновац деят-ти р-ра отчислений налога в случ исп-ния ими своих бюдж ср-в для фин-ния регион инновац программ и проектов.
    4. Нормативно-правов проявления: установл-е правов основ взаимоотношений субъектов инновац деят-ти (в РБ готовится закон об инновац политике); гарантирование охраны прав, интересов субъектов инновац деят-ти, в частности, наибол сущствтправ – право интеллект собст-ти; обеспечение защиты прав интеллект собст-ти, научн коллективов, отд ученых и разработчиков; обеспечение общепризнан соц статуса и страхов защиты как исполнителей и участников инновац процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.

По хар-ру гос возд-я  на научн и произв инновац деят-ть различают методы прямого и косвен регул-ния. Прямое регулир-е – вкл-ет бюдж финансир-е научн сферы, проведение мониторинга и прогнозир-я инновац процессов в стране и за рубежом, поиск эффективн технологий с целью массов распростр-я, морал поддержка субъектов инновац предпиринмательства путем присвоения почетн наград и званий. Методы косвен регул-я заключ-ся в создании общего благоприятн инновац климата, поощрении орг-ций, ориентирован на инновац деят-ть, меры по формир-ю высок соц статуса и престижа образования и науки, + налогов, кредитно-фин, амортизационную и внешнеэк политику.

В сфере гос регулир-я международ инновац деят-ти исп-ся след инструменты: 1. Определ-е приорит направлений сотрудничества, 2. Кадровое обеспеч-е деят-ти, 3. Подключение к междунар системам научно-технич информации, введение междунар стандартов и норм, гос стимул-е иностр инвестиций, поддержка междунар контактов мал и средн бизнеса, приобретение иностр лит-ры, зарубежн патентование за гос счет, там регул-е, Э-И квоты, междунар патентно-лицензионн соглашения.

  1. НИС РБ – это сов-ть законодат, структ и функцион компонентов, обеспечив развитие инновац деят-ти в РБ. Упр-е НИС РБ осущ-ет През-тРБ, СовМИн РБ, республ органы гос упр-я и самоупр-я и иные гос орг-ции, органы местн упр-я и самоупр-я в пределах и в соот-вии с их полномочиями.

През-т РБ: утверж-ет приорит направления научн-технич деят-ти, важнейш инновац проекты, приорит направления инновац политики, утверждает важнейш иннновац программы, принимает решения о создании научно-практич(произв) центров, регулирует иные важнейш вопросы, связ с упр-нием НИС РБ.

СовМин: утв-ет приорит направления создания и развития нов и выс технологий, утв-ет приорит направления фундамент и прикладн научн исследований, перечень госпрограмм, обеспечивает реал-цию гос инновац политики.

Республ органы гос управления НАН Белуруси, иные гос орг-ции: разраб-ют предложения о приоритетах гос инновац политики, участвуют в формир-и и реал-ции программ разл ур-ней и инновац проектов, выступают гос заказчиками программ фундамент и прикладн научн исследований, научн-технич программ, создают научн, конструкторско-технологич и проектные орг-ции, осущ-ют контроль за выполнением программ и инновац проектов, финансируем за счет ср-в респ бюджета, участвуют в создании и развитии инновац инфрастр-ры.

Гос комитет  по науке и технологиям: реал-ет гос политику в сфере научн, научно-технич и инновац деят-ти, осущ-ет организац-эк регул-е вопросов развития научн, научно-технич и инновац деят-ти, координирует деят-ть респ органов гос упр-ния, орг-ций в сферах научн, научно-технич и инновац деят-ти, а также в области охраны прав объектов интеллект собст-ти, проводит един гос политику в области меджунар научно-технич сотрудничества, развивает инновац инфрастр-ру, обеспечивает контроль за исполнением законод-ва в сфере научн, технич, инновац деят-ти.

Органы местн упр-ния и самоупр-ния: осущ-ют формир-е и реал-цию научно-технич программ и инновац проектов, создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновац инфрастр-ры.

Упр-ние нац инновац  системой осущ-ся на основе программно-целевого метода через формир-е, утвержд-е и обеспечение выполнения программ различн ур-ня. Для сферы товарн обращения разраб-ся и принимается программа развития внутр торговли на 5 лет (сейчас – 2011-2015). Вообще торговля принимат участие в реализации более 30 программ респ и отрасл ур-не.

Финансир-е научн и  научн-технич и инновац деят-ти осущ-ся из след источников: ср-в респ и (или) местн бюджетов; собств ср-ва орг-ции, заемн ср-ва, инновац фонды, иностр инвестиции, др ср-ва в соотв-вии  с зак-вом.

В РБ утверждена концепция  программы инновац развития на 2011-2015 гг. Нац инновац система формир-ся 4-мя осн блоками: 1. Закон-во, 2. Инновац инфрастр-ра, 3. Финансир-е, 4. Кадровая политика. В гос программе инновац развития РБ на 2011-2015 гг есть отд раздел, посвященный инновац деят-ти на потреб рынке, руководство которой осущ-ет МинТорг РБ. МинТорг: 1. Формир-ет гос торг политику и приорит направления развития торговли, 2. Создает эффективн конкурент среду на потребит рынке, развивает регион рынки на основе поддержки отеч товаропроизводителей, 3. Развивает розн торг сеть путем формир-я крупн розн торговых стр-р, работающих по технологии торговых сетей, а также магазинов шаговой доступности («магазин у дома»). 4. Координация создания товаропроводящей сети за рубежом, 5. Координация создания крупн торгово-логистич центров, объединенных в един информац пространство на основе технологий ведения электронной торговли и др. В РБ в 2011-2015 гг будет создано 220 нов предприятий, в общепите на основе выс технологий – 7 предп-тий, в торговле – 2.

Инновац программа на 2011-2015 гг в десятки раз сложнее предыдущей и в финанс плане и по объемным показателям. За 2006-2010 гг было посроено 185 предприятий, основан на современ технологиях. Примечательно, что примерно 65% общего объема финансирования сотавит иностр инвестиции, 15% - собств ср-ва орг-ций. В 2011-2015 гг – более 100трлн бел руб планируется направить на реал-цию инновац проектов. Большую роль в реал-ции программы должно сыграть раскрепощение инициативы в мал инновац предпринимательстве.

  1. Формир-е инновац инфр-ры предусматривает создание и дальнейшее развитие технопарков, Парка выс технологий, инновац-технологич центров, центра трансфера технологий, бизнес – инкубаторов, центров подготовки кадров для инновац деят-ти, создание информац системы по инновациям и мониторингу, развитие товаропроводящей сети.

Колич оценка субъектов  инновац деят-ти в РБ. Инновац  инфрастр-ра как важн сегмент НИС  РБ в посл годы активно развивается. В наст время в старне функционирует 10 орг-ций, относящихся по уставной деят-ти к технологич паркам, Республ центр трасфера технологий  и его регион подразделения, бизнес-инкубаторы.

В целом в респ-ке создано  более 80 структур (парк выс технологий – 1, научно-технологич парки – 10, научно-произв центры – 56, инновац центы – 5, центы  трансфера технологий – 24, Белинфонд – 1, информац и маркетинг центры – 10, бизнес-инкубаторы – 9 и др.), работающ в сфере информационного, консультативн, организационн и иного обеспечения инновац деят-ти.




Информация о работе Экономика инноваций в отрасли