Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:39, курс лекций
Тема 1. Научно-технологич развитие торговли.
Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции
Осн направления научно-технолог развития торговли
Теория инноватики и ее формир-е
Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)
Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.
Учитывая важность инноваций для развития гос-ва, во всех ведущ странах мира рабраб-ны разл механизмы рег-ния инновац деят-ти. они м б класс-ны по организац, эк, фин и нормативно-правов проявлениям.
По хар-ру гос возд-я на научн и произв инновац деят-ть различают методы прямого и косвен регул-ния. Прямое регулир-е – вкл-ет бюдж финансир-е научн сферы, проведение мониторинга и прогнозир-я инновац процессов в стране и за рубежом, поиск эффективн технологий с целью массов распростр-я, морал поддержка субъектов инновац предпиринмательства путем присвоения почетн наград и званий. Методы косвен регул-я заключ-ся в создании общего благоприятн инновац климата, поощрении орг-ций, ориентирован на инновац деят-ть, меры по формир-ю высок соц статуса и престижа образования и науки, + налогов, кредитно-фин, амортизационную и внешнеэк политику.
В сфере гос регулир-я международ инновац деят-ти исп-ся след инструменты: 1. Определ-е приорит направлений сотрудничества, 2. Кадровое обеспеч-е деят-ти, 3. Подключение к междунар системам научно-технич информации, введение междунар стандартов и норм, гос стимул-е иностр инвестиций, поддержка междунар контактов мал и средн бизнеса, приобретение иностр лит-ры, зарубежн патентование за гос счет, там регул-е, Э-И квоты, междунар патентно-лицензионн соглашения.
През-т РБ: утверж-ет приорит направления научн-технич деят-ти, важнейш инновац проекты, приорит направления инновац политики, утверждает важнейш иннновац программы, принимает решения о создании научно-практич(произв) центров, регулирует иные важнейш вопросы, связ с упр-нием НИС РБ.
СовМин: утв-ет приорит направления создания и развития нов и выс технологий, утв-ет приорит направления фундамент и прикладн научн исследований, перечень госпрограмм, обеспечивает реал-цию гос инновац политики.
Республ органы гос управления НАН Белуруси, иные гос орг-ции: разраб-ют предложения о приоритетах гос инновац политики, участвуют в формир-и и реал-ции программ разл ур-ней и инновац проектов, выступают гос заказчиками программ фундамент и прикладн научн исследований, научн-технич программ, создают научн, конструкторско-технологич и проектные орг-ции, осущ-ют контроль за выполнением программ и инновац проектов, финансируем за счет ср-в респ бюджета, участвуют в создании и развитии инновац инфрастр-ры.
Гос комитет по науке и технологиям: реал-ет гос политику в сфере научн, научно-технич и инновац деят-ти, осущ-ет организац-эк регул-е вопросов развития научн, научно-технич и инновац деят-ти, координирует деят-ть респ органов гос упр-ния, орг-ций в сферах научн, научно-технич и инновац деят-ти, а также в области охраны прав объектов интеллект собст-ти, проводит един гос политику в области меджунар научно-технич сотрудничества, развивает инновац инфрастр-ру, обеспечивает контроль за исполнением законод-ва в сфере научн, технич, инновац деят-ти.
Органы местн упр-ния и самоупр-ния: осущ-ют формир-е и реал-цию научно-технич программ и инновац проектов, создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновац инфрастр-ры.
Упр-ние нац инновац системой осущ-ся на основе программно-целевого метода через формир-е, утвержд-е и обеспечение выполнения программ различн ур-ня. Для сферы товарн обращения разраб-ся и принимается программа развития внутр торговли на 5 лет (сейчас – 2011-2015). Вообще торговля принимат участие в реализации более 30 программ респ и отрасл ур-не.
Финансир-е научн и научн-технич и инновац деят-ти осущ-ся из след источников: ср-в респ и (или) местн бюджетов; собств ср-ва орг-ции, заемн ср-ва, инновац фонды, иностр инвестиции, др ср-ва в соотв-вии с зак-вом.
В РБ утверждена концепция программы инновац развития на 2011-2015 гг. Нац инновац система формир-ся 4-мя осн блоками: 1. Закон-во, 2. Инновац инфрастр-ра, 3. Финансир-е, 4. Кадровая политика. В гос программе инновац развития РБ на 2011-2015 гг есть отд раздел, посвященный инновац деят-ти на потреб рынке, руководство которой осущ-ет МинТорг РБ. МинТорг: 1. Формир-ет гос торг политику и приорит направления развития торговли, 2. Создает эффективн конкурент среду на потребит рынке, развивает регион рынки на основе поддержки отеч товаропроизводителей, 3. Развивает розн торг сеть путем формир-я крупн розн торговых стр-р, работающих по технологии торговых сетей, а также магазинов шаговой доступности («магазин у дома»). 4. Координация создания товаропроводящей сети за рубежом, 5. Координация создания крупн торгово-логистич центров, объединенных в един информац пространство на основе технологий ведения электронной торговли и др. В РБ в 2011-2015 гг будет создано 220 нов предприятий, в общепите на основе выс технологий – 7 предп-тий, в торговле – 2.
Инновац программа на 2011-2015 гг в десятки раз сложнее предыдущей и в финанс плане и по объемным показателям. За 2006-2010 гг было посроено 185 предприятий, основан на современ технологиях. Примечательно, что примерно 65% общего объема финансирования сотавит иностр инвестиции, 15% - собств ср-ва орг-ций. В 2011-2015 гг – более 100трлн бел руб планируется направить на реал-цию инновац проектов. Большую роль в реал-ции программы должно сыграть раскрепощение инициативы в мал инновац предпринимательстве.
Колич оценка субъектов инновац деят-ти в РБ. Инновац инфрастр-ра как важн сегмент НИС РБ в посл годы активно развивается. В наст время в старне функционирует 10 орг-ций, относящихся по уставной деят-ти к технологич паркам, Республ центр трасфера технологий и его регион подразделения, бизнес-инкубаторы.
В целом в респ-ке создано более 80 структур (парк выс технологий – 1, научно-технологич парки – 10, научно-произв центры – 56, инновац центы – 5, центы трансфера технологий – 24, Белинфонд – 1, информац и маркетинг центры – 10, бизнес-инкубаторы – 9 и др.), работающ в сфере информационного, консультативн, организационн и иного обеспечения инновац деят-ти.