Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:25, творческая работа
Цель работы – обобщить педагогический опыт взаимодействия учителя и учащихся в процессе использования инновационных форм обучения в учебное и внеучебное время.
Задачи:
- охарактеризовать сущность, критерии и структуру педагогических инноваций;
- систематизиравать основные формы педагогических инноваций;
-привести примеры педагогических инноваций используемых на основных этапах современного урока;
-раскрыть пути реализации инновационной деятельности учащихся во внеурочное время.
Введение_____________________________________________________________2
Глава 1. Содержание педагогического инновационного процесса.______________4
1.1.Сущность, роль и критерии эффективности педагогических
инноваций.____________________________________________________ 4
1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.______________8
1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.__________11
Глава 2. Инновационная деятельность учащихся на различных этапах
урока экономики _______________________________________________14
2.1.Нововведения на этапе актуализации прежних знаний и способов
действия учащихся. _____________________________________________14
2.2.Нововведения на этапе формирования новых знаний и способов
действия учащихся._____________________________________________20
2.3.Нововведения на этапе применения знаний и способов действия
учащихся._____________________________________________________24
Глава 3.Инновационные формы внеучебной деятельности учащихся__________ 28
3.1. Школьные /районные/ экономические олимпиады.__________________28
3.2. Научное общество учащихся /НОУ/ ______________________________29
Заключение__________________________________________________________ 30
Список литературы___________________________________________________ 33
Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает соотнесение затраты сил и средств учителя и учащихся с достижением результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Высокая результативность означает определенную устойчивость положительных результатов во взаимодействии деятельности учителей и учащихся. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов и форм обучения и воспитания. Ценность данного критерия проявляется в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности школьника.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как оценочный критерий. В действительности, если новая педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инновации в массовом педагогическом опыте проверяется на начальном этапе в педагогической деятельности, а после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована для массового внедрения.
Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в переходе от простого репродуцирования, то есть введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, методик, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Анализ специальной литературы [2; 4 ] и практического опыта свидетельствует о недостаточно интенсивном применении педагогических новшеств в работе учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая из них состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, а вторая - в том, что внедрение нового не подготовлено предварительно в организационном, методическом, личностном и психологическом отношении.
Четкое представление о сущности, роли и критериях эффективности педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школы к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого непродолжительного времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением. Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды — морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического и психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает «коэффициент сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
1.2. Структура и классификация педагогических инноваций.
В научной педагогической литературе отсутствует единый подход к классификации педагогических инноваций. Наиболее общепризнанным является подход, раскрытый в исследованиях целого ряда учёных [10; 18] .Педагогические инновации в контексте данных концепций подразделяются по признаку их отнесённости к учебно-воспитательному процессу на следующие группы (типы) инноваций: в содержании образования; в методике обучения: приёмы, формы, средства; в методах; в технологиях; в организации учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе школы. Рассмотрим некоторые из них.
Классификация нововведений
в образовании.
№ п/п |
Критерии |
Типы нововведений |
1. |
Масштаб преобразований |
Частные, модульные, системные нововведения. |
2. |
Инновационный потенциал |
Модификационные, комбинированные, радикальные нововведения. |
3. |
Отношение к предшественнику |
Замещающие нововведения, отменяющие нововведения, ретровведения. |
4. |
Сфера использования |
Учебный процесс; внеучебная деятельность. |
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями и в системе современного образования. На смену традиционной системе обучения пришли инновационные системы.
Сравнительная характеристика традиционной, развивающей, личностно ориентированной и личностно ориентированной развивающей систем обучения.
Критерии |
Традиционная система |
Инновационные системы обучения | |||
Развивающая |
Личностно- ориентированная |
Проблемно-развивающая | |||
1. Цель |
Обучающая (передача и воспроизведе-ние знаний, умений, навыков) |
Интеллектуальная (умственное развитие) |
Создание условий для реализации личностных функций |
Помощь в самопознании, самореализации, в самоопределении | |
2.Преобла-дающий метод обучения |
Информацион-ный, репродук- тивный |
Проблемно – поисковый |
Познавательный через |
Активное экспе- рементирование | |
3. Содержание |
Государствен-ные стандарты |
Спецпрограммы: Л.В.Занкова, Эльконина- Давыдова |
Стандарт , личностный опыт педагога и ребёнка |
Стандарт и личностный опыт ребёнка | |
4. Формы работы |
Фронтальные или групповые |
Групповые и индивидуальные |
Индивидуальные и групповые |
Индивидуально – дифференцирован-ные | |
5. Кредо педагога |
«Я над вами» |
«Я вместе с вами» |
«Я вместе с вами» |
«Я рядом с вами» | |
6. Стиль взаимодейст-вия учителя и учащихся |
Монолог |
Диалог |
Диалог |
Диалог | |
7. Мотивация школьника |
Внешняя, эпизодическая |
Внутренняя целенаправленная |
Внутренняя систематическая, целенаправленная |
Внутренняя целенаправленная, систематическая | |
8. Конечный результат |
Пассивная личность ученика |
Активная личность ученика при наличии интереса к обучению |
Активно – инициативная личность учащегося |
Инициативная с критичностью мышления |
Как видно, две последние системы обучения наиболее соответствуют требованиям современного общества к школе, поскольку при этом следует иметь в виду, что любая современная технология представляет собой синтез передовых достижений педагогической науки и практики, сочетание отдельных позитивных традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией.
С середины 80-х годов всё большую популярность в школе приобретают разнообразные нетрадиционные формы уроков. Анализ педагогической литературы [5; 6; 7; 8] позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки и др.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого , «практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности» [12]. Можно согласиться с мнением учёного, на наш взгляд в том, что подменять инновационное обучение нестандартными уроками не целесообразно.
Инновационные формы обучения.
В своей педагогической деятельности я использую комбинированную инновационную форму обучения на всех основных этапах современного урока.
I. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся.
II. Формирование новых знаний и способов действий учащихся.
III. Применение знаний и способов действия.
Во второй практической главе я покажу пути реализации комбинированной инновационной формы обучения на каждом из выделенных этапов современного урока.
1.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип «личной выгоды», набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятельности. В системе диагностирования оценка, как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих учеников средства принудительного обучения должна превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в школьном сообществе.
Использование инновационных форм и методов обучения требует реализации инновационных подходов к контролю и оцениванию деятельности обучающихся. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.
Первый уровень (узнавание) традиционная деятельность учащихся - обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.
Второй уровень (репродуцирование) - обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.
Третий уровень (продуктивная деятельность) инновационная деятельность учащихся - обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывает причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация) - обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.
Информация о работе Инновации и их использование на уроках экономики