Роль наглядности на уроках новейшей истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Оглавление

План

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

KR_Роль наглядности на уроках новейшей истории.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования «Рязанский государственный университет  имени С.А. Есенина» 

Кафедра Истории России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РОЛЬ  НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ

НОВЕЙШЕЙ  ИСТОРИИ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила студентка

5 курса дневного отделения, гр. Б

О.В. Чернецова 

Научный руководитель

доктор  ист. наук, доцент

О.В. Плеханова   
 
 
 
 
 
 

Рязань 2011

 

План 

 

 

Введение

     Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

     Урок  истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.

     Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

     Принцип наглядности был значительно  обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая  необходимость наглядности в  обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

     В педагогической системе К.Д. Ушинского  использование наглядности в  обучении органически связано с  преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «... ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово»2.

     В современной дидактике понятие  наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим

     Учитель истории должен обладать большим  набором иллюстраций, картин, фотографий, настенных карт и др. Они позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника. Методист В.Н. Вернадский говорил, что картина представляет собой «параграф учебника, написанный кистью»3. В ряде случаев картины можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Так, И.Л. Андреев предложил оригинальную систему работы с произведениями живописи. Рассматривая картину С.В. Иванова «Во времена раскола», Андреев предлагает обдумать сюжет и определить, какие мероприятия церковной реформы отражены в этом сюжете, а также определить, кто из героев картины выступает за реформу, а кто - против.

     Однако, чтобы учащийся выполнил это задание, картина должна быть представлена ему  в большом формате и качественном полиграфическом воспроизведении. Сегодня учителя лишены такого средства обучения. Дидактические альбомы по различным историческим периодам («Альбом по истории культуры Древнего мира», «Альбом по культуре средневековья» и др.) морально устарели. Они расходятся по содержанию и методологическим подходам к современному историческому образованию. Это объясняется тем, что в 50-е годы ХХ века по заданию Министерства образования писались учебные картины и наглядные материалы, которые соответствовали программе школьного курса истории. Они представляли систему наглядных пособий и по качеству не уступали художественным картинам и должны были с научной достоверностью раскрывать сущность исторического события. Сегодня такой работы по обеспечению школ наглядными пособиями не проводится, однако, в отличие от советского учителя, современный педагог имеет возможность использовать технические средства обучения и Интернет. Но, к сожалению, на сегодняшний день не все (и даже не многие) учителя могут и умеют пользоваться достижениями современных технологии, поэтому большинство сельских учителей пользуются старыми наглядными материалами, большинство из которых уже вышли из строя, а кто-то, не имея и такой возможности, руководствуется лишь содержанием учебника.

     Еще полстолетия назад далеко не каждая учебная книга по истории была снабжена ярким иллюстративным материалом. Сегодня же педагоги вполне справедливо настаивают на том, чтобы «картинками» были обеспечены учебники по истории не только в основной, но и в старшей школе.

     В советское время о приемах  использования наглядности в преподавании истории было написано немало дельных книг и методических статей. Несколько лет назад вышло в свет практическое пособие М.В. Коротковой «Наглядность на уроках истории»4, представляющее собой широкий обзор педагогического опыта работы с исторической картой, хронологическими комплексами, карикатурами, схемами, таблицами, меловыми рисунками, репродукциями художественных произведений.

     Но  настоящий этап развития образования  и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Эту проблему можно решить, пользуясь неограниченными возможностями компьютера.

     Таким образом, новое время и новые  ученики требуют создания новой  школьной наглядности.

     Исходя  из вышесказанного, целью работы является описание нового опыта работы с наглядностью на современном уроке истории.

     Данная  цель предполагает решение следующих  задач:

    1. Обобщить результат использования наглядности на современном уроке истории;
    2. Показать особенности применения её на уроках гуманитарного цикла как активизатора мысли учащихся;
    3. Изучить методические приемы организации работы с наглядностью на уроке истории с целью выявления наиболее эффективных.

 

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование  наглядности на уроках истории

1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач

     Наглядным называется такое обучение, при котором  представления и понятия формируются  у учащихся на основе непосредственного  восприятия изучаемых явлений или  с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

     Я.А. Коменский в свое время определил  наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть о ней идет речь, выясняющее дело более всесторонне…»5 Это его высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первое место классификации. Отражаясь обобщенно в наглядных пособиях, история открывает целостность непосредственного восприятия.

     Слово уже далее конкретизирует, уточняет, анализирует, обобщает, усиливает эмоциональное отношение для внедрения в ту или иную форму взаимодействия. Надо сказать, что в процессе обучения истории наглядность всегда описывается словами, выступая в этой связке то главным доминирующим средством при вспомогательности слова, то иллюстрирует словесные построения, то в равной степени гармонично участвует в формировании образа, в анализе, в акте исторического действия в событии. Так, вся система средств, способствует, с одной стороны, функциональному освоению моделей жизнедеятельности и поведения субъектов истории, а с другой - участвует в становлении отношения к современной действительности.

     Использование наглядных средств не только для  создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для  понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

     Так, с помощью различных приёмов  конкретизации, методом описания можно  без всяких наглядных пособий  создать у обучаемых, незнакомых с ужасами и тяжестями Второй Мировой войны, некоторое представление о массовых жертвах войны, о необходимости стремится к тому, чтобы такое событие не повторилось, так как элементы этого представления («огромные потери», «истребление народов», «голод», «оккупация») ученики могут представить, но не осознать. Дело в том, что путём непосредственного восприятия явлений войны обучаемые могли получить лишь элементы, необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлого воссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии с различными способностями воображения, уровня внимательности и сочувствия.

     При словесном описании на уроках истории  событий и явлений прошлого в  подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

     В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая  образность изложения не могут создать  у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

     Обычно  к рисункам и фотографиям, схемам и таблицам, картам и линиям времени  методисты и учителя относятся  как к средствам обучения и  разрабатывают приемы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Гораздо реже в иллюстрациях видят источники исторической информации, равнозначные печатным текстам.

     А ведь эта функция на «генетическом» уровне заложена в иллюстрации, относящиеся к изобразительной наглядности документального характера. Это фотографические снимки, сделанные непосредственно в тот период времени, о котором рассказывает учебник; плакаты, карикатуры и произведения живописи, где время создания картины (в близкий к событию период или значительно позже) обуславливает особенности ее восприятия и анализа. В данном перечне по вполне понятным причинам отсутствуют только рисунки, выполненные современными художниками по заказу издательств при подготовке учебных книг.

     Все эти пестрые по содержанию и жанрам изображения объединяет присущий им субъективный, авторский характер. Поэтому каждая иллюстрация может (и в современных условиях должна) стать объектом критического и аксиологического анализа учащихся.

     По  поводу фотографий, бытует мнение, что  уж пленка непременно передает всю  правду. Тем не менее, оценить возможности монтажа и ретуширования можно, например, путем тщательного сличения двух фотографий, на которых запечатлено подписание германо-советского пакта о ненападении: на первой изображены только Молотов и Риббентроп, на второй - те же, но на фоне другого убранства, а за ними стоят все официальные руководители СССР, включая Сталина. Сколько же «открытий чудных» ждет любопытных школьников там, где авторы плакатов, карикатур и даже исторических полотен не скрывали своих лиц, взглядов и требований!

     Анализ  иллюстраций под критическим  и аксиологическим углами зрения представляется довольно сложным, потому что в учебниках истории они, как правило, обеспечены только кратким пояснительным текстом, а вопросы и задания, если таковые случаются, предлагают детям образно описать иллюстрацию или творчески прокомментировать ее сюжет, для организации такой работы нужно основательно подбирать материал из дополнительных источников. Между тем в некоторых зарубежных учебниках истории появились специальные рубрики, обучающие школьников приемам критического анализа карты и статистических данных, приемам исторического исследования, а также приемам работы с произведениями искусства как свидетельствами исторической эпохи. Все эти умения представляются важными для жизни в многокультурном и быстро меняющемся мире.

Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории