Роль наглядности на уроках новейшей истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Оглавление

План

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

KR_Роль наглядности на уроках новейшей истории.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Иногда  художники в толпе исторических персонажей рисуют себя, побуждая зрителей обсудить с ними увиденное и пережитое. Иногда мастера кисти оставляют потомкам литературные сочинения, раскрывающие их замыслы, и они тоже могут стать источниками духовного общения зрителей с художниками.

     Без специальной методической помощи учителю сложно самому разработать вариант многоуровневой беседы по репродукции художественного произведения. Для упрощения этой задачи можно воспользоваться планом анализа картины, использующимся в школах Дании. Он состоит из двух частей:

     1) вопросов, нацеленных на описание картины;

     2) вопросов, нацеленных на интерпретацию  ее сюжета. В болгарском учебнике  истории старшеклассникам предложен  общий план анализа произведения  изобразительного искусства в  трех ракурсах.

     1. Вопросы, связанные с представлением  произведения:

    • какое событие или явление изображено; к чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни;
    • когда создано это произведение, каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения;
    • каково место действия изображенного на картине (поле битвы, город);
    • кто изображен на картине, легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп;
    • где опубликовано изображение - в официальных или оппозиционных источниках?

     2. Вопросы, связанные с описанием  изображения:

    • как расположены фигуры - по одиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно;
    • какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?

     3. Вопросы, связанные с толкованием  изображения как свидетельства  эпохи:

    • какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины;
    • объективно ли это изображение, достаточно ли полно отражено на нем событие;
    • какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие / явление;
    • в чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?

     Мультимедийные  программы

     Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразней применять их на таком типе урока, как урок - изучение нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок истории с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой. Они являются наиболее значимыми на уроках по теме «Культура» и на уроках, где зрительный ряд играет немаловажную роль в усвоении учащимися учебного материала.

     Часто учебники или другие печатные пособия  имеют ссылку на исторические памятники, изображение которых в них отсутствуют. Проводить урок по теме «Культура» не имеет смысла, если перед глазами учащихся не имеются зрительные образы. Усвоение материала в данном случае будет иметь очень низкий процент (10%). Урок с использованием традиционных наглядных средств обучения значительно повышает этот процент (30%). При применении на таких уроках мультимедийных программ наблюдается значительный рост усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения. (>50%)29.  

       

     Этот  результат достигается наличием ряда преимуществ мультимедийных программ, таких как:

    • мультимедийный режим (ученики видят не статичную картинку, а рассматривают шедевры мировой культуры в мельчайших подробностях с различных сторон или перед их взором раскрываются сражения со всей их динамикой и перемещениями);
    • звуковой ряд (голос диктора позволяет ребятам переключиться на новый вид работы, он активизирует их внимание);
    • научность содержания (мультимедиа программы были созданы в последние годы, с учётом изменения в подходах к историческим событиям, т.е. соблюдается принцип научности - один из основополагающих принципов обучения в современной общеобразовательной школе).

     Яркие аудио- и видеообразы оказывают  влияние на эмоциональную сферу  учащихся. Так, на уроке по теме «Основные направления в искусстве и массовая культура» один из этапов урока посвящён массовой культуре. Проникновенный голос диктора и великолепная анимация приковали к себе взоры детей, никого не оставив равнодушным. Уолт Дисней и его персонажи, Чарли Чаплин, упоминание и фотографии современных актеров Голливуда (А. Шварцнегера, Н. Кидман, Дж. Деппа покорили ребят и впечатлили, ведь с большинством из деятелей массовой культуры они сталкиваются каждый день при просмотре телевидения и кинофильмов, чтения прессы.

     Безусловно, нельзя переоценивать возможности  мультимедиа программ. Они ни в  коей мере не могут заменить учителя  на уроке. Превращать урок в простую  демонстрацию красивых картинок ни в  коем случае нельзя. Практический опыт показывает, что демонстрация наглядности обычному школьнику может быть интересна лишь в течение 3-5 минут. Поэтому средствам мультимедиа нужно отводить лишь определённые этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.

     Исходя  из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа: урок - контроль знаний (слайды выступают как активизаторы мышления, на них учителем заготавливаются задания различного вида и уровня сложности), урок изучения нового материала (дополнительный материал, выведенный на экран даёт возможность учащимся вести самостоятельный поиск ответов на вопросы, сопоставлять факты, сравнивать явления, осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий и многое другое), комбинированный урок.

     Однако  необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.

     Видеоматериалы

     Еще один вид наглядности с использованием ТСО - демонстрация видеоматериалов. Это  один из самых интересных и продуктивных видов работы на уроке истории как для учителя, так и для ученика.

     Среди форм работы с видеоматериалами выделяют следующие:

    • использование на уроке записей учебных, научно-популярных, художественных фильмов, политических передач из эфира;
    • записи бесед и интервью;
    • видеоэкскурсии, краеведческие сюжеты;
    • запись ответов школьников для обсуждения;
    • создание учебных видеофильмов.

     Прежде, чем демонстрировать видеоматериал  необходимо подготовить учеников к  его восприятию: актуализировать  имеющиеся знания и создать целевую установку. Вопросы для обсуждения ставятся перед просмотром видеонаглядности. В качестве примера можно привести работу с видеоматериалом на уроке истории по теме «Тоталитаризм в Германии и Италии», где проводится демонстрация фрагмента документального фильма ВВС «Гитлер Гитлерюгенд» 30(3 минуты). Перед просмотром задаются вопросы:

    • Гитлерюгенд - это добровольная организация?
    • правомерно ли создание такой организации с точки зрения прав человека?
    • каковы цели создания подобной молодежной организации в Третьем Рейхе?
    • какое место в воспитании молодежи занимала семья?
    • сочли бы вы за честь вступить в ряды Гитлерюгенда, если бы были гражданами Фашистской Германии?

     Таким образом, наглядность - это не красочное  оформление урока, а предмет целенаправленного разговора на уроке. Для этого учитель должен знать иллюстративный материал, чтобы научить школьников "читать" тот или иной вид наглядности. Ее использование в контексте занятия должно быть подчинено поставленным целям и задачам урока. На уроках новейшей истории зарубежных стран наглядность имеет первостепенное значение, так как в этом курсе дается большой и сложный по содержанию материал, и чтобы облегчить усвоение информации, заинтересовать учащихся и способствовать решению образовательных, воспитательных и развивающих задач необходимо пользоваться различными видами наглядности, однако нельзя перенасыщать ей урок, иначе педагог получит обратный эффект.

 

Заключение

     Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

     1) какую конкретную роль наглядный  материал должен выполнять в  усвоении исторического материала;

     2) в каком отношении находится  предметное содержание наглядности  к теме урока, подлежащей осознанию  и усвоению.

     Место и роль наглядного материала в процессе обучения на уроке истории определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осознанию материала, который необходимо усвоить.

     Наглядность не есть какое-то свойство или качество объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

     Современный педагог имеет возможность пользоваться массой видов наглядного материала и средств его предоставления, особенно в преподавании курса новейшей истории, что очень важно для результатов обучения учеников и достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, ведь изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию. А так как наглядных источников по данному курсу более чем достаточно, кроме того изучаемый материал является сложным и объемным для 9-тиклассников, все это неизбежно ведет к применению наглядных средств обучения на уроках новейшей истории зарубежных стран.

      Что касается новшеств в применении наглядных  средств обучения на уроках истории, и в частности курса новейшей истории, то в первую очередь необходимо сказать о широком примени технических средств обучения в преподавании, что расширяет круг возможностей учителя в поиске и преподнесении наглядного материала на уроках истории. Особенно важное значение приобретают ТСО в изучении курса новейшей истории, так как развитие науки и техники в ХХ веке привело к появлению новых исторических источников. Это и фотографический, и киноматериал, звуковые записи. Кроме того внедряются новые средства изучения истории: анимированные карты, презентации, мультимедийные проекты и т.д. Все это ведет к возрастанию влияния ТСО на учебный процесс и к уменьшению роли меловых рисунков, настенных карт и т.д. Однако на сегодняшний день в нашей стране существует такая проблема как отсутствие у многих школ средств на внедрение новых технологий, а помимо всего прочего наблюдается консерватизм во взглядах многих учителей по поводу методов преподавания истории, но не стоит забывать результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

 

Список  использованной литературы

  1. Апарович  Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. / / Преподавание истории в школе. - 1994, №1.
  2. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9.
  3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
  4. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 2000.
  5. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1998.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1971.
  8. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 2000.
  9. Загладин Н.В. Программа курса "Новейшая история зарубежных стран. ХХ в. ": Для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 40 с.
  10. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 8-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2007. - 336 с.: ил.
  11. Кирьянова Е.А. Теория и методика обучения истории: Практикум. Рязань: R & TL 2000.
  12. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999.
  14. Лейбенгруб П.С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. / / Преподавание истории в школе. 1993,

Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории